И дух капитализма
Майнинг совместим с протестантской этикой, но не с тарифным законодательством
Церковь евангельских христиан «Благодать» в Иркутске разместила в одном из своих помещений серверную станцию, предназначенную для майнинга криптовалют. Это было сделано для извлечения коммерческой прибыли, так что счёт за электричество протестантам справедливо выставили как юридическому лицу, а не как религиозной организации, которая по тарифному законодательству приравнена к населению. К такому выводу пришёл Арбитражный суд Иркутской области, поставив точку в разбирательстве церкви с энергетиками, тянувшемся больше года. От требования запретить «Иркутскэнергосбыту» выставлять счета по тарифам для юридических лиц «Благодать» отказалась ещё в ноябре прошлого года, но до последнего настаивала на взыскании с компании суммы, на которую та якобы неосновательно обогатилась.
Дом № 2 по улице Ширямова – стандартное трёхэтажное здание, расположенное рядом с автобусной остановкой «Жигулёвская», – выделяется среди себе подобных разве что растяжкой, рекламирующей услуги по аренде офисов и складов. Одним из арендаторов прошлой весной стала местная религиозная организация «Церковь евангельских христиан «Благодать», заняв помещение на втором этаже. Между ней и компанией «Иркутскэнергосбыт» 20 апреля 2017 года был заключён договор энергоснабжения. Согласно этому документу, плата за электричество с религиозной организации протестантского толка взимается ежемесячно. Объём потребления энергии при этом определяют, исходя из показаний опломбированного прибора учёта.
Киловатт-часы для… Христа
Уже в мае прошлого года счётчик новоявленных арендаторов накрутил 559 868 кВт-ч.
Даже по действовавшему на тот момент тарифу для населения – к нему, согласно законодательству, приравнены содержащиеся за счёт прихожан религиозные организации – «Благодать» должна была заплатить существенную сумму – 543 072 рубля. Но энергетиков насторожила не финансовая сторона вопроса, а сам объём потребления. Во-первых, он в несколько сотен раз превосходил показатель апреля, пусть и неполного. Во-вторых, для отправления религиозных обрядов или повседневной деятельности церкви столько электричества не требуется. Доказательств тому немало в материалах дела. Так, храм во имя Спаса Нерукотворного Образа, находящийся на улице Сухэ-Батора, за май 2017 года потребил 3700 кВт-ч, а за все 12 месяцев года – чуть менее 60 400 кВт-ч. На нужды собора Богоявления, расположенного через дорогу, ушло 18 600 и 233 700 киловатт-часов соответственно. При том, что по площади оба здания значительно превосходят то помещение, которое арендовала церковь евангельских христиан. По ходу рассмотрения дела представители «Благодати» заявили, что использовали его для тиражирования религиозной литературы, но данные о том, сколько энергии потребляют иркутские типографии, этот довод опровергли.
Подозрения о том, что в помещении на улице Ширямова протестанты не ведут религиозную деятельность, подтвердила проверка, проведённая 5 июня 2017 года. Инспекторы «Иркутскэнергосбыта» обнаружили в комнате мощную серверную станцию. Инженер-электроник из учётно-сервисного центра «ЕвроСибЭнерго» подтвердил, что подобное оборудование используется для майнинговых операций. Исходя из этого, проверяющие, согласно официальной формулировке, сделали вывод, что «признаков деятельности религиозной организации в соответствии с кодом ОКВЭД № 94,91 не обнаружено». То есть о «совместном исповедании и распространении веры», как это называется в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, в данном случае речь точно не шла. Как и о «совместном осуществлении гражданами своего права на свободу вероисповедания, изучения и распространения учения Иисуса Христа», о котором церковь евангельских христиан заявляет в качестве своей цели.
Акт проверки с приложенными к нему фотографиями руководитель «Благодати» Светлана Пяточенко приняла лично, не высказав никаких возражений. В тот же день сбытовая компания направила в адрес организации дополнительное соглашение к договору энергоснабжения. Изменились условия расчёта: вместо тарифа для населения плату за электричество с церкви стали взимать как с потребителя третьей ценовой категории – коммерческого предприятия, которому требуется от 670 кВт до 10 МВт. Логика простая: криптовалюту «добывают» в целях личного финансового обогащения, и платить за энергию для неё майнер должен так же, как и любой другой бизнесмен. В силу новых условий договора выставленный протестантам счёт вырос почти до 1,66 млн рублей.
Церковь его оплатила полностью. Однако 11 августа подала иск в областной арбитраж, требуя взыскать с «Иркутскэнергосбыта» 10 000 рублей, которые он якобы извлёк из неосновательного обогащения, и 8000 рублей судебных издержек. В том же заявлении «Благодать» требовала запретить энергетикам применять тарифы, которые не были предусмотрены в первоначальном договоре. Примечательно, что заниматься майнингом религиозная организация не прекратила – объём потребления электричества с мая по август прошлого года превысил 2 млн кВт-ч. При этом в ноябре она отказалась от претензий к энергетикам по поводу выставляемых тарифов. Но через четыре месяца уточнила сумму исковых требований в сторону увеличения: церковь стала настаивать на том, что с «Иркутскэнерго» следует взыскать более 1,1 млн рублей, полученных в качестве неосновательного обогащения. То есть разницу между выставленным счётом и теми 543 000 рублей, которые, как полагали евангелисты, они должны были выплатить по тарифам для населения и приравненных к нему категорий потребителей.
«Деятельность по «добыванию биткоинов»
С учётом того, что заседания неоднократно откладывались, доказательства дополнялись, а требования уточнялись, разбирательство заняло без малого 14 месяцев. Чтобы разобраться во всех обстоятельствах прецедентного для российской практики дела, к его рассмотрению в качестве третьих лиц привлекли семь интернет-провайдеров. С их помощью предполагалось ответить на вопрос, для чего использовалась серверная станция: пусть трафик при майнинге невелик, об этом говорит характер передаваемых данных. «Согласно ответу Иркутского филиала ООО «Т2 Мобайл», им были заключены договоры с местной религиозной организацией «Церковь евангельских христиан «Благодать», – сказано в документах по делу. – При этом суд учитывает, что само по себе наличие доступа к сети Интернет не является доказательством осуществления майнинговых операций. Однако совокупность собранных по делу доказательств – наличие доступа к сети Интернет, а также значительный объём потреблённой электрической энергии – является достаточной, что позволяет суду прийти к выводу о том, что в спорный период истцом осуществлялась деятельность по «добыванию биткоинов», что, очевидно, не относится в религиозной деятельности».
Суд также пришёл к выводу, что серверная станция «является объектом экономической деятельности и не относится к объектам, электроснабжение которых предназначено для коммунально-бытового использования гражданами». Как следствие, плату за электричество необходимо считать не по регулируемым тарифам, а по рыночной цене. Иными словами, счёт «Благодати» был выставлен обоснованно. Поэтому Арбитражный суд Иркутской области вынес решение, которое уложилось в пять слов: «В удовлетворении исковых требований отказать». Оно было принято 28 сентября. В течение месяца с этого дня «Благодать» ещё может обратиться в Четвёртый арбитражный апелляционный суд и попытаться его оспорить. Судя по тому, что религиозная организация подала ходатайство об ознакомлении с материалами дела и выдаче копии аудиозаписи судебного заседания, такой вариант развития событий весьма вероятен.