Стимпанковский «Буратино» и Василиса в тени
До конца года в «Аистёнке» состоятся ещё две премьеры
Четыре премьеры за четыре месяца – Иркутский областной театр «Аистёнок» взял на себя очень нетривиальную задачу, если учесть, что за сезон обычно бывает две премьеры. Работают на износ и актёры, и цеха. Вслед за громкой сентябрьской премьерой «Утиной охоты», предназначенной для взрослой аудитории, 13 октября состоялась премьера спектакля для детей «Приключения Буратино». Спектакль масштабный, в нём задействованы практически вся труппа, всё пространство сцены – начиная с ямы и заканчивая колосниками, разные виды кукол, по ходу действия идут мультипликационные вставки. В планах на будущее – первый в истории Иркутской области полноценный теневой спектакль «Иван Царевич и Василиса». А к Новому году театр готовит «Умку».
«Четыре месяца этого года крайне насыщенные, работа очень непростая, – сообщил директор театра Андрей Стрельцов. – Но мы сами выбрали себе такой путь – четыре месяца, четыре премьерных спектакля. Обычно у нас было две премьеры в год. В сентябре мы открыли сезон новым спектаклем «Утиная охота», это очень интересная и важная работа. Теперь очередь детских спектаклей». Режиссёром-постановщиком «Утиной охоты» стал главный режиссёр Государственного академического центрального театра кукол имени Образцова Борис Константинов. Константинов родился в посёлке Жигалово Иркутской области, окончил Восточно-Сибирскую академию культуры и искусств по специальности «Режиссура драмы» и СПбГАТИ по специальности «Режиссура театра кукол». Иркутская «Утиная охота» стала уникальной, поскольку в кукольном варианте пьеса Вампилова ещё не ставилась. «Получилась очень необычная постановка, и это отметили как театральные критики, так и театроведы и зрители», – сказал Андрей Стрельцов.
И вот практически через месяц – новая премьера, теперь уже для детей. Спектакль «Приключения Буратино» поставлен с привлечением средств Союза театральных деятелей и министерства культуры и архивов Иркутской области. «Спектакль долгожданный, масштабный, задействованы практически вся труппа, всё пространство сцены – начиная с ямы и заканчивая колосниками, – сказал Андрей Стрельцов. – Постановка насыщенная, технически сложная. Давно в театре не было премьеры для широкой аудитории – на этот спектакль может прийти и маленький, и юный зритель».
– Нам хотелось поэкспериментировать, соединить разные системы кукол, – рассказал главный режиссёр театра Юрий Уткин. – В действии заняты трюковые, ростовые куклы, тантамарески, тростевые, планшетные куклы и живые актёры. Сказка разноплановая: там есть персонажи-куклы, персонажи-люди, животные. Это совершенно разные миры, и хотелось каким-то образом показать, что они и визуально все разные, и воплощения их разные. Хотелось с ребёнком поговорить о самом важном: кто ты? Настоящий – или марионетка в чужих руках? Нас всю жизнь воспитывают, и дай бог, если от воспитания человек становится личностью. А если марионеткой? Поэтому мы бы хотели, чтобы ребёнок с детства понимал, что всё зависит от него, его поступков. Поэтому Буратино у нас должен принимать решения сам, когда перед ним стоит сложный выбор. Для того времени, когда писалась книга «Буратино», было важно, что Папа Карло – бедный человек, вынужденный тяжёлым трудом зарабатывать на жизнь. Мне сейчас важнее поднять тему творца. Папа Карло у нас настоящий мастер – мастер кукол. Для него важна не цена за куклу, а то, какой она будет, что будет уметь. А потом он видит, что Карабас переделывает кукол и они превращаются, грубо говоря, в сценических чудовищ. И он жалеет, что вынужден делать кукол для такой сцены. Нам не принципиально сейчас говорить о нищете человеческой, мы говорим о нищете духовной. Мы не можем просто переносить литературу на сцену, мы должны поднимать какие-то другие подтексты. Когда ты на ночь читаешь ребёнку сказку, у него работает воображение. А когда он приходит к нам, хотелось бы, чтобы он отправился с нами в зримое путешествие.
Пьеса была написана специально для «Аистёнка» главным режиссёром Московского детского камерного театра кукол Валерием Баджи. Музыка – братского композитора Андрея Бырка. Художественное оформление спектакля выполнено в стиле стимпанк. Работала замечательный художник Наталья Павлишина из Хабаровска. «Как-то мы с ней сошлись, сработались, много лет вместе. А недавно даже предложили сделать персональную выставку, которая работает сейчас в фойе театра, – говорит Юрий Уткин. – Это уникальный автор, у неё особый стиль. Наталья – потомственный художник, её отец, Геннадий Павлишин, известен и как один из мозаистов, которые создают оформление церквей, мозаичные панно. Это замечательная династия. Все спектакли, которые она оформляла, зрители оценивают достаточно высоко. В спектакле много картин, переходов, потому он очень сложен. Все премьерные дни спектакль будет корректироваться. Сейчас он только родился».
В ноябре в «Аистёнке» ожидается ещё более интересная премьера. Впервые в Иркутске и Иркутской области будет поставлен теневой спектакль «Иван Царевич и Василиса». Над ним работает режиссёр, драматург Александр Хромов, который считается сегодня одним из самых лучших российских экспериментаторов именно в области теневого театра. Хромов, как и Борис Константинов, выпускник СПбГАТИ и учился в той же мастерской – Николая Наумова. Он является основателем театральной группы и лаборатории «MetaZero». Известен как режиссёр питерского перформанса «Дискурс. Пушкин», созданного в мастерской Аникушина, и ряда других спектаклей. Ему и принадлежит идея теневого спектакля «Василиса Прекрасная». Этот спектакль, к примеру, уже видел кемеровский зритель. «Это будет красочный, яркий спектакль, который рассчитан на зрителей от 7 до 17 лет, – рассказал Андрей Стрельцов. – Премьера состоится 24 ноября. А год мы завершим традиционной детской сказкой, на этот раз будет «Умка».
Между тем сам театр в скором времени ждёт обновление. «Аистёнок» должен получить финансирование в рамках федеральной программы поддержки детских театров. «У нас уже есть заключение строителей, что здание нуждается в ремонте, – сообщил Андрей Стрельцов. – Очень острая нехватка производственных, складских помещений. Сейчас создаются эскизные проекты, как новый театр будет выглядеть концептуально. Мы нацеливаемся на три сцены: будут основная сцена, полноценная камерная и третья, название которой предварительно «бэйби-театр», «театр на подушечках», где можно будет ставить спектакли для самых маленьких. Решение пока за губернатором – он выберет вариант нашего развития. Но уже известно, что театр стоит в федеральной программе на реконструкцию в 2020 году. До этого предстоит огромный труд по разработке проектной документации».