издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Долгое ожидание бюджета

По вине правительства муниципалитетам предстоит в авральном режиме осваивать средства

  • Автор: Иван Григорьев

149,6 млрд рублей составила доходная часть бюджета Иркутской области. Расходная часть – 152,9 млрд рублей. Дефицит областной казны 3,3 млрд рублей. Бюджет в трёх чтениях был принят 8 октября на сессии Законодательного Собрания Иркутской области. Это первая корректировка областной казны с весны 2018 года. Специально для его принятия была созвана сессия ЗС. Такой «ускоренный» вариант не мог не вызвать конфликт. Когда депутаты начали обсуждать выделение 50 млн рублей в уставной капитал предприятия «Искра», у многих возникли вопросы: почему ни с кем это не обсуждалось и почему сейчас в режиме аврала столь серьёзные суммы должны голосоваться? Бюджет был принят, но до конца года остаётся меньше трёх месяцев, и муниципалитеты благодаря действиям правительства Иркутской области, долгое время не вносившего изменения в бюджет в ЗС, поставлены в ситуацию жёсткого цейтнота.

Налог на прибыль организаций увеличился на 8,6 млрд рублей и составил 55,3 млрд рублей. Налог на доходы физических лиц вырос на 813 млн рублей и составил 36 млрд рублей. Основное увеличение дали предприятия нефтедобывающего сектора, связано это с изменением стоимости барреля нефти на мировых сырьевых рынках, а также с курсовой разницей в валюте и в рублёвом эквиваленте. Вместе с этим ожидается уменьшение налога на имущество организаций на 821,6 млн рублей из-за введения налоговых льгот, которые вступают в действие после принятия данной редакции закона. Общий объём налоговых и неналоговых доходов увеличился на 10,3 млрд рублей и составил 125,7 млрд рублей, сообщила министр финансов Иркутской области Наталья Бояринова.

В расходной части были откорректированы целевые расходы, которые по сумме остались практически на том же уровне. Из федерального бюджета региону выделено 1,4 млрд рублей – в том числе на создание новых мест в детсадах для детей от 2 месяцев до 3 лет, пополнение материально-технической базы детских поликлиник, развитие паллиативной медицинской помощи, выполнение отдельных полномочий в сфере лекарственного обеспечения и ряда мероприятий по коммунальной инфраструктуре. При этом на 1,4 млрд рублей объём целевой поддержки из федерального бюджета сокращён, это связано с заключением 7 сентября дополнительного соглашения с МПР РФ по корректировке с Росгеологией государственного контракта по ликвидации накопившегося вредного воздействия от деятельности БЦБК.

По расходам, которые не привязаны к целевым, предлагается увеличение на 10 млрд рублей. В первую очередь субвенция будет направлена на общее и дошкольное образование – 3,3 млрд рублей. Эти средства пойдут на зарплаты работников муниципальных образовательных организаций. Общий объём субвенций за 2018 год составит 33,1 млрд рублей. 2,3 млрд рублей дополнительно будет направлено на инвестиционные расходы – в первую очередь на объекты с высокой степенью готовности и завершение капремонтов на объектах социалки как государственной, так и муниципальной собственности. За счёт собственных средств областного бюджета 606 млн рублей будет выделено на здравоохранение: будут куплены машины скорой медицинской помощи классов B и C – реанимобили, медоборудование, увеличится объём высокотехнологичной помощи в медучреждениях.

На поддержку финансовой устойчивости муниципальных образований первого и второго уровней правительство предложило направить 2,4 млрд рублей. В рамках второго чтения было предложено на 76 млн рублей увеличить субсидию на выравнивание муниципалитетов первого уровня. Общий объём поддержки муниципальных образований составит в 2018 году 9,1 млрд рублей. В целом доходы областного бюджета составили 149,6 млрд рублей, расходы – 152,9 млрд рублей. Дефицит – 3,3 млрд рублей, или 2,6%. Плановый уровень государственного долга на 1 января 2019 года – 21 млрд рублей.

– Для нас это уточнение бюджета очень важно, – подчеркнула глава комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова. – И мы приняли решение о проведении сессии ЗС в кратчайшие возможные сроки. Сессия проводится на неделю раньше, чем планировали, чтобы средства, которые сегодня дополнительно распределяются в бюджете Иркутской области, как можно быстрее пришли в территории, в том числе и в виде межбюджетных трансфертов. Депутатский корпус предложил ряд замечаний, которые касаются в том числе выравнивания бюджетов муниципальных образований. Эти предложения мы надеемся увидеть в виде поправок, конкретные решения мы проговорили на рабочих совещаниях. Свои замечания внесли КСП, депутатский корпус.

Обсуждение поправок второго чтения прошло в перерывах сессии ЗС. Один вопрос оказался дискуссионным: об увеличении уставного капитала предприятия «Искра» на 50 млн рублей. Депутат Тимур Сагдеев высказался против этой правительственной инициативы, комитет по бюджету также не поддержал её. Однако глава фракции КПРФ Андрей Левченко предложил голосовать по «Искре» отдельно, мотивируя это тем, что предприятие нужно спасать до конца 2018 года. В дискуссию вступил глава парламента Сергей Сокол, который также отказался принимать такие серьёзные поправки в авральном режиме. Тем не менее министерство сельского хозяйства, главой которого является представитель сельскохозяйственной династии парламента (фракция КПРФ) Илья Сумароков, также настаивало на том, чтобы вопрос всё же был решён именно сейчас, до конца года. При этом коммунисты умалчивали, что именно действия их представителя, губернатора Сергея Левченко, загнали ситуацию в авральный режим. Бюджет не был внесён вовремя, в июне 2018 года, а теперь важные вопросы, цена которых 50 млн рублей, приходится принимать в ускоренном режиме. Для обсуждения этого вопроса пришлось ещё раз собирать комитет по бюджету. В итоге депутаты закрепили за злополучными 50 млн рублей статус «целевых» средств, которые должны быть направлены на развитие, а не на покрытие кредиторки предприятия. Наталья Дикусарова пообещала, что вопрос будет на жёстком контроле депутатов.

Иные поправки касались увеличения субвенций на образование, по просьбе депутатов было увеличено финансирование на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений. Депутаты внесли поправку о выделении средств на покупку жилья для медработников в Киренском районе. Изменения также касаются сумм на социальные объекты по представлению муниципалитетов. Законопроект был принят в трёх чтениях на сессии ЗС. Сергей Сокол, комментируя вопрос, сказал: «Мы говорили об этом ранее и подтверждаем сегодня действием – в первую очередь дополнительно поступающие доходы будем направлять на помощь территориям. Добавленные средства будут направлены муниципальным образованиям на дошкольное и общее образование – это более 3 миллиардов рублей. Мы полностью обеспечим выполнение обязательств по выплате заработной платы педагогам в соответствии с майскими указами президента. Особо подчеркну, что и в этом году будет реализовано депутатское решение о выплате зарплаты за декабрь в декабре, а не в следующем году. Средства на это предусмотрены».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры