Гены, кости и гагары
В Иркутске прошли лекции известного антрополога Станислава Дробышевского
Чем связан космогонический миф о «добыче земли из-под воды» с находками на стоянке Мальта? Как учёные установили, что мальтинцы – предки части современных индейцев Северной Америки? Как по повреждениям на костях можно понять, чем занимался человек при жизни? О том, как исследовались пути расселения человека по Земле, как антропология помогает восстановить сведения о жизни и быте людей, существовавших тысячи лет назад, рассказал доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, научный редактор портала «Антропогенез.ру» Станислав Дробышевский. На его лекциях в Иркутске побывали сотни человек.
«Байки из грота: 50 историй из жизни древних людей», «Достающее звено» – книжки Станислава Дробышевского стоит прочитать, если ты интересуешься историей человечества, но не готов вгрызаться мозгами в специальную литературу. Дробышевский – один из тех немногих учёных, которые не только знают свою область на «отлично», но и способны рассказать об этом интересно и с юмором. В рюкзаке у него пара-тройка черепов (слепки, конечно), волосы и борода развеваются на ветру («к Новому году побреюсь, и меня никто не узнает»). Да и вообще весь он похож на героев своих книг. «Кому хоть раз не приходилось слышать: «Ты как пещерный человек»? – пишет Дробышевский в предисловии к своим «Байкам из грота…». – Автору этих строк доводилось неоднократно…»
Станислав Дробышевский провёл в Иркутске три лекции: 22 сентября в школе № 69, Иркутском областном краеведческом музее, 23 сентября – в библиотеке имени Молчанова-Сибирского. В «Молчановке», где он читал лекцию «Сунгирь – от могилы до всемирной славы», на встрече был полный аншлаг, не хватало стульев.
Побег из Африки
Что мы знаем о том, как расселялся древний человек по миру? Положа руку на сердце, что-то такое из школы про неандертальцев и гомо сапиенсов, Африку как колыбель человечества… Но начни копать чуть глубже – и со многими из нас можно уже снимать смешные ролики из серии «Тупые девушки/мужики отвечают на вопросы». Когда Станислав Дробышевский начал в краеведческом музее лекцию о заселении планеты человеком с миграций широконосых обезьян в олигоцене, сначала было боязно: как бы эта «специальная лекция» не стала жутко занудной и утопающей в деталях. Но оказалось, что Дробышевский не скучен и не уныл. Перед глазами вставала целая картина того, как двигались предки по миру…
– Предки человека, те самые, которые слезли с дерева, жили в Африке. И занимали очень ограниченную территорию, – рассказал учёный. – Большая часть находок ранних австралопитеков в интервале от 7 до 4 миллионов лет назад обнаружена в Эфиопии, Кении и немного в Танзании. При этом самый древний череп двуногого существа найден в Северной Африке. До тех пор, пока в Северной Африке никто не искал, наши предки «жили» в Восточной Африке. Как только была сделана экспедиция на север континента, нашёлся ещё более древний предок – около 7,2 миллиона лет. Нет никаких препятствий, чтобы такие же существа жили на территории нынешних Мали, Ганы, Конго, где просто никто ещё не искал. Вся территория, где они обитали, не такая уж и маленькая, с разными климатическими условиями. Сама по себе способность наших предков приспосабливаться к новым условиям чудесна.
От 4 до 2,5 миллиона лет назад в Африке царствовали грацильные австралопитеки, предки массивных австралопитеков (парантропов) и ранних Homo (людей). Учёных до сих пор волнует вопрос, почему за всё время ни ранние, ни грацильные австралопитеки не вышли за пределы Африки? В это же самое время павианы, слоны, носороги, страусы переселялись из Африки в Азию и Южную Европу. Есть Синайский перешеек и Баб-эль-Мандебский пролив, который животные преодолевали. А австралопитеки оставались на месте, и ответа, что им мешало, пока нет. Возможно, учёные ещё просто не нашли их останки, к примеру, в Аравии или Индии. А может быть, австралопитеки были привязаны к частным биотопам. Интрига сохраняется, и регулярно кто-нибудь пытается приписать к австралопитекам находки за пределами Африки.
Если говорить о первых Homo, то они сумели преодолеть загадочный барьер, который не пускал австралопитеков за пределы Африки. Самой древней находкой не в Африке являются люди из Дманиси в Грузии (Homo georgicus). Называются разные версии, как Ноmo попал на территорию нынешней Грузии, самая вероятная – через Баб-эль-Мандебский пролив между юго-западной оконечностью Аравийского полуострова (Йеменом) и северо-восточной частью Африки. Вероятно, кому-то удалось пройти и дальше, поскольку на окраине Ростова-на-Дону в карьере Ливенцовка археологами найдена кость верблюда с надрезами, сделанными каменными орудиями, с датировкой около 2 миллионов лет.
Однако первые миграции за пределы Африки с наибольшей вероятностью заканчивались для ранних представителей Homo вымиранием. А вот Homo erectus (человек прямоходящий) уже расселялся по тропической зоне Старого Света совершенно беспрепятственно, причём преимущественно вдоль Индийского океана. К сожалению, детали этой миграции ускользают, потому что с тех пор уровень океана поднялся. Но они есть: в Аравии, Индии и далеко в Азии. Нomo erectus очень быстро оказался и в Китае, и на Яве, и в Европе. Расселение одномоментно произошло сразу в нескольких направлениях. Но, как бы ни были легки и приспособляемы к условиям среды эти люди, они не покидали пределы тропической зоны. А вот уже гейдельбергский человек, Homo heidelbergensis, сумел проникнуть в более холодные территории. В это же самое время – с 400 до 350 тысяч лет назад – начинается эпоха активного регулярного использования огня. Ранее люди могли использовать огонь, но именно в эту эпоху научились его добывать.
К моменту, когда люди жили за пределами Африки уже миллион лет, началась эпоха дифференциации – разделения единого вида на многие. Около 200–130 тысяч лет назад – начало полного разделения. Тогда в Европе среди Homo heidelbergensis появляются классические неандертальцы. Они, судя по всему, появились в Западной Европе, а потом расселялись в другие места, в частности на Ближний Восток, где в это время жили пресапиенсы (Homo sapiens – человек разумный), попавшие туда из Африки. И есть находки, которые позволяют предположить, что существовали метисы, появившиеся на свет в результате скрещивания генов пресапиенсов и неандертальцев.
«Азия была ареной смешения всех со всеми»
Удивительно, что неандертальцы сумели продвинуться далеко на восток, они дошли как минимум до Алтая, где их останки найдены во многих местах. Там они столкнулись с другим человечеством, которое образовалось на базе китайских Homo heidelbergensis и стало к этому времени так называемыми денисовцами (названы так по фрагментарным находкам из Денисовской пещеры в Солонешенском районе Алтайского края). Денисовцы – сама по себе загадочная история, потому что это Homo, известные сегодня только по пяти находкам: в пещере был найден один кусочек фаланги мизинца, три зуба, кусочек кости, переваренной гиеной, и кусочек ДНК, выделенный из пещерной почвы. Денисовцы – вид, который известен только по ДНК. Понятно, что они разошлись с неандертальцами и сапиенсами довольно давно – ещё во времена эректусов или Homo heidelbergensis, от 800 тысяч лет назад.
По последним исследованиям, тот самый кусочек кости, переваренной гиеной, принадлежит денисовцу, который наполовину был неандертальцем. Неандертальская примесь есть и у других денисовцев. У алтайских неандертальцев есть гены сапиенсов. А у сапиенсов есть и неандертальская примесь, и денисовская. В итоге получается, что Азия была ареной смешения абсолютно всех со всеми.
Homo sapiens совершили ещё один выход за пределы Африки. Причины называют разные: уровень культуры повысился, или повлияло извержение вулкана Тоба на Суматре 74 тысячи лет назад, которое поколебало всю экосистему юго-восточной Азии. Резкое похолодание вызвало исчезновение большей части населения акватории Индийского океана, и Homo sapiens никто не препятствовал, они выдвинулись и начали бурно расселяться. Последние 50 тысяч лет это уже, условно говоря, «наша история», и она может показаться самой увлекательной.
«Есть такое замечательное место – Мальта»
Особенно интересной для нас, жителей Восточной Сибири, является история заселения древними людьми Америки. Наиболее вероятно, что наши предки когда-то преодолели Берингов пролив. Это подтверждается данными как археологии, так и антропологии. Большинство данных, которые есть на тему заселения Америки, свидетельствуют, что оно шло тремя генеральными волнами. Самая большая волна шла с территории Нижнего Китая. Это были протомонголоиды. За счёт чего современные индейцы и похожи на монголоидов. Вторая волна – с территории Южной Азии, которая была заселена людьми, похожими на современных папуасов, австралийских аборигенов. А вот третья волна пошла с территории Восточной Сибири.
– Прямо-таки отсюда, где мы сейчас находимся, – подтвердил Станислав Дробышевский. – Судя по некоторым данным, это была волна, строго говоря, даже уралоидная. Жители Восточной Сибири запустили одну волну на восток и дали примерно треть крови нынешних индейцев, около 30% генофонда. Вторая волна пошла на запад и стала основой современных хантов, манси, селькупов, кетов. Некоторые ушли ещё дальше на запад и влились в европейцев. Поэтому современные европеоиды бывают похожи на американских индейцев как внешне, так и генетически. А те, кто остался на территории Восточной Сибири, были в последующем благополучно вытеснены монголоидами, которые стали основой нынешних эвенков, эвенов, юкагиров и – значительно позже – бурят, якутов. В итоге на территории, где жили эти условные «протоуралоиды», они исчезли. К сожалению, об этих древних жителях мы не так много знаем. Но кое-что есть. Вот здесь совсем недалеко есть замечательное место Мальта, а рядом такое замечательное место Буреть, возраст порядка 20 тысяч лет. Есть два скелетика оттуда, которые хранятся в Эрмитаже. Из них выделена ДНК, и замечательным образом эта ДНК родственна, с одной стороны, современным европейцам, с другой – жителям Западной Сибири, с третьей – части индейцев. С другой стороны, в Америке найдены черепа, генетика которых совпадает с азиатами, европейцами и примерно на треть – с жителями Мальты. Но кроме антропологии есть и археология. Это чудесные статуэтки, хранящиеся в Эрмитаже. Есть и замечательная история под названием «Миф о ныряльщике», которая и антропологию, и генетику, и археологию, и мифологию сводит в единое целое. Это, конечно, немного фантазия, потому что тут много допущений. Но дело в том, что на территории Северной Евразии и Северной Америки в одних и тех же группах распределены одинаковые Y-хромосомные группы, и у этих же народов есть миф о ныряльщике. Как свидетельствует этнография, этот миф рассказывался только мужчинами мужчинам. В Мальте есть чудесные археологические находки, которые иллюстрируют этот миф. О чём говорит миф? Раньше всё было наполнено водой, вся Земля, и жить было неприятно. Разные животные у разных народов пытались добыть землю: бобёр, гагара, гусь, лебедь, утка. Удачливый ныряльщик донырнул до дна и принёс кусочек земли. Из неё и возникла суша. Археологи обнаружили вот такие ныряющие статуэточки. На другой стороне чудесных мальтинских пластинок из бивня мамонта символически изображена земля. Этот миф бытует на территории от Кольского полуострова и чуть ли не Кавказа до Южной Америки, Мексики. Поразительно, но, видимо, он переходил из уст в уста по мужской линии, когда заселялась Америка. А заселялась она не менее 14 тысяч лет назад. То есть мы можем представить, о чём говорили в своих жилищах люди ещё в ледниковом периоде.
«Девочка, которая мальчик»
23 сентября Дробышевский прочитал лекцию «Сунгирь – от могилы до всемирной славы» в библиотеке имени Молчанова-Сибирского. Эта верхнепалеолитическая стоянка охотников на северных оленей на восточной окраине города Владимира замечательна тем, что исследована с использованием практически всех современных методик, которые применяют антропологи и археологи. Более изученной стоянки, вероятно, не существует. Это, надо сказать, одна из самых «богатых» стоянок верхнего палеолита на планете, если не самая богатая. Учёные извлекли максимум информации из этих погребений, обильно засыпанных охрой. И, надо сказать, чем больше информации получали, тем запутаннее становилась история. Бывает и так, что в могиле может оказаться не девочка, а мальчик, не белые люди, не чёрные, а не похожие ни на одну современную расу. «Проторусичи» с чертами жителей экватора и аборигенов Австралии – это не каждые нервы выдержат.
– Всем известно, что в Сунгири погребены один мужчина и двое детишек, на самом же деле, и это известно немногим, над этим погребением, вероятно, на поверхности земли над могилой были ещё погребены люди, останки которых практически исчезли. Из этнографии мы знаем, что скелеты на поверхности могли быть «стражами» могилы. Интересно, что это палеолит, 36 тысяч лет назад, социального расслоения, слуг и вождей быть не должно. Есть версия, что это кости из предыдущих погребений, которые были положены на поверхности, чтобы охранять только что умерших. Но тут мы можем гадать и писать романы в стихах. Что там было в реальности, мы не знаем, у нас нет машины времени. Как и не знаем, какое назначение было у «колёсиков», найденных в погребениях. Кто-то говорит, что это солярные символы, на этой почве возникло много спекуляций. Сейчас Сунгирь – место паломничества поклонников идеи «палеорусов» и прочих деятелей.
Иллюстрацией того, куда могут завести «допущения и интерпретации», являются украшения на останках погребённых. Было найдено огромное количество бус – больше 7 тысяч штук – из кости мамонта. Благодаря работе учёных, слепкам, зарисовкам удалось восстановить одежду в мельчайших деталях, и она оказалась похожей на одежду северных народов. Тогда считалось, что один из детских скелетов принадлежит девочке, была создана концепция «особенного женского украшения» на голове умершей. Правда, потом генетики определили, что имеют дело, скорее всего, с мальчиком, и куча «девичьих» концепций поломалась. «Я надеюсь на погрешность метода, хорошо бы, чтобы это была девочка, тогда бы многое сходилось», – говорит Дробышевский.
Когда к работе подключились антропологи, оказалось, что в могилах очень много интересного и странного. Во-первых, все три черепа погребённых оказались очень разными, причём отличия на уровне современных больших рас, но каждый из них не относится ни к какой современной или древней расе. Нельзя сказать, что один европеоид, второй негроид, третий монголоид. Одна из версий гласит, что жители верхнего палеолита, стремясь к внутреннему генетическому разнообразию, пытались заключать браки с наиболее удалёнными группами. Исследования Сунгири подтвердили теорию антрополога В. Бунака о «верхнепалеолитическом полиморфизме». Учёный полагал, что в верхнем палеолите не было сложившихся расовых комплексов, а изменчивость в популяциях была большой. «По итогу сказать, что сунгирцы – предки современных владимирцев или ещё кого-то, «русичей», будет ерундой. Они предки, конечно, но с тем же успехом они предки и немцам, и якутам, и бог знает кому ещё. За эти 36 тысяч лет потомки сунгирцев могли разбрестись где угодно, хоть в Америку уйти, – говорит Дробышевский. – Любители «палеорусов» и прочих сплошь и рядом преподносят сунгирцев как древних русичей, но искать предков вот так, напрямую, – это слишком». Например, при реконструкции лиц по черепу оказалось, что лицами погребённые дети больше походят на жителей экватора, есть у них черты аборигенов Австралии, а всё вместе представляет собой мозаику из разных расовых черт.
Интересно, что по износу костей антропологи сумели предположить, чем занимались сунгирцы. У одного из детей характер износа кости таков, что, предположительно, он часто метал копьё, а другой что-то с усилием делал кистями рук, совершал вращательные движения. Возможно, как раз те бусы, что украшают одежду погребённых, сделаны его – или её – руками (генетики не до конца уверены, что это был мальчик).
Неизвестно, какими ещё путями дальше будут развиваться исследования древних находок, но учёные уже сделали очень многое, чтобы мы могли посидеть хотя бы у костра сунгирцев, увидеть их лица, одежду, узнать, что они ели… Пусть здесь ещё много «белых пятен» и допущений – древний мир всё равно их усилиями оживает.