Что читают наши дети
Молодёжь предпочитает классике современную реалистическую литературу
Молодые люди снова взяли в руки книги – к такому неожиданному выводу приходят педагоги-филологи. Однако читают они не классическую литературу и даже не книжки в жанре фэнтези, которые стали популярными после появления Гарри Поттера. Ребята читают современную подростковую реалистическую прозу. Об этом и многом другом говорили учёные-филологи на Всероссийской научно-практической конференции, которая в сентябре была организована Педагогическим институтом Иркутского госуниверситета.
Педагогические чтения, посвящённые памяти профессора ИГУ – популяризатора науки Василия Кудрявцева, проводятся в Иркутске ежегодно уже 25 лет подряд. Организатором чтений традиционно выступает Педагогический институт, теперь входящий в состав ИГУ. Нынешняя конференция «Векторы развития филологии в контексте модернизации современного филологического образования» была юбилейной сама по себе и, кроме того, проводилась в рамках мероприятий, посвящённых 100-летию Иркутского государственного университета.
На конференцию традиционно съезжаются педагоги-филологи со всей Иркутской области. Для учителей школ, педагогов колледжей и техникумов это отличная площадка для коммуникации, обмена опытом – да и просто для общения.
– Мы традиционно соединяем теорию с практикой, – рассказывает организатор конференции кандидат филологических наук, доцент ИГУ Маргарита Секерина. – Это очень важно для учителей, потому что им не хватает как раз теории. Учителя не располагают таким ресурсом, как свободное время, необходимым для того, чтобы отслеживать все научные тенденции, читать монографии. Хотя бы на пленарном заседании конференции мы стараемся представить все направления современной методической науки. Чтобы каждый учитель нашёл для себя ответы на вопросы, в каком направлении ему двигаться дальше, какие научные открытия могут пригодиться в работе. А когда начинают работу секции, у коллег появляется отличная возможность поделиться и практическим опытом.
Нужно отметить, что на этот раз – в честь двойного юбилея – конференции решено было придать всероссийский размах. Готовиться к приёму гостей начали ещё в марте. Второй день, когда начали работу секции, и вовсе провели на Байкале. Это решение оказалось правильным. Гости из Москвы, Кирова, Якутска, Санкт-Петербурга, Саратова, Красноярска, Новосибирска смогли не только по достоинству оценить наработки коллег и обменяться опытом, но и насладиться байкальскими видами.
На этот раз на конференции собралось 120 филологов, тогда как обычно бывает 60–70 человек.
– Проблем затронули очень много, – говорит доктор педагогических наук, профессор ИГУ Ирина Сосновская. – Это и методика преподавания литературы и русского языка, вопросы литературного образования, чтения, проблемы психологической рецепции языка, интегративный подход преподавания в магистратуре. Работала литературоведческая секция. По итогам конференции обязательно будет издан сборник, в который войдут все прозвучавшие доклады. Конечно, конференция была полезна как преподавателям, так и студентам и внесла определённый вклад в развитие методической науки.
Когда вместе собирается такое количество филологов, разговор обязательно коснётся темы чтения. «Читают ли наши дети?» – поинтересовался наш корреспондент и получил неожиданный ответ.
– Наша молодая коллега провела недавно очень интересное исследование на базе центра образования № 47, – рассказывает заведующая кафедрой филологии и методологии, доктор филологических наук, профессор ИГУ Ольга Юрьева. – Она проводила опросы среди девятиклассников и пришла к выводу, что дети-то читают. Причём читают современную детско-подростковую литературу. «Я таких книг даже не знаю», – прокомментировала она результаты исследований.
По мнению Ольги Юрьевой, фэнтези читают меньше, чем реалистическую современную прозу. Среди популярных авторов сегодня называют Дину Сабитову, Наринэ Абгарян. Это реалистическая проза, причём проза очень хорошего качества. Молодых людей по-прежнему интересуют темы взаимоотношений с учителями, одноклассниками, родителями. И современные авторы такие темы поднимают, причём делают это виртуозно.
Филологи и литературоведы говорят о «ренессансе» детской и подростковой литературы. И связан он с появлением новых имён и произведений. Однако новая литература появляется лишь тогда, когда у общества появляется потребность в ней. Искусственно это явление создать невозможно. И появление новых писателей говорит о том, что появились и новые читатели, которые задают свои собственные вопросы.
– Дети читают, я вам точно могу сказать, – уверена Ольга Юрьева. – У меня студенты пришли с последней практики, говорят: «Почему вы нам рассказываете, что дети мало читают? Сейчас читать – это модно». Нам вообще свойственно зацикливаться на какой-то одной проблеме. Мы начинаем о ней говорить – и говорим до тех пор, пока не забалтываем окончательно. Дети начали читать 3-4 года назад, читающих детей становится всё больше. А мы всё продолжаем мусолить тему: не читают. Более того, по моим наблюдениям, процент читающих и нечитающих практически не отличается от советского времени. Совершенно нормальные ребята. И ничем не отличаются от тех, что сидели передо мной в аудитории 20 лет назад. Они другие, но ничем не хуже.
Тенденция перехода на новую литературу связана с изменением ценностных ориентиров у современного поколения.
– Но я поняла одну вещь, – говорит Ольга Юрьева. – Классика стала для современных ребят тем, чем была для нас древнерусская литература. Сам ритм, стиль речи становится чужим. Мы читали классику, смотрели экранизации, нас учили выпускники старых гимназий и университетов, и нам были интересны эти балы, бальные платья, эти отношения, эта культура. Людям 20 века в целом был очень близок 19 век. Сейчас всё изменилось. Эпоха отодвинулась, ритм жизни и средства связи абсолютно иные. А мы хотим, чтобы дети всё так же читали Толстого. Это не их эпоха, она далека чисто психологически. Поэтому учителю становится сложнее заинтересовать учеников классической литературой, научить понимать её.
– Я уверена, пройдёт этот виток – и вернётся интерес к классике, – дополняет коллегу Ирина Сосновская. – Сейчас молодёжь живёт в этом ритме, наслаждается им. Но пройдёт время – и начнётся новый виток, на котором молодые люди неизбежно вернутся к классике, просто устанут от современности. Уже сегодня очень много молодёжи в театре, в музеях. Мои студенты ходят и на спектакли, и на концентры. Классика – это иной мир, он притягивает к себе как раз своей инаковостью.
Интересно, что филологическое образование остаётся популярным среди выпускников.
– В этом году конкурс в Педагогический институт на филологическую специальность был жёстким, как никогда, – говорит Маргарита Секерина. – Обычно конкурс был 3 человека на место, теперь – 10 человек. Я связываю это с чисто прагматическими причинами. Педагогическое образование для девушки – это всегда хорошо. Есть возможность трудоустройства. В школе, как бы её ни ругали, есть главное – стабильность, уверенность в завтрашнем дне.