Ольхону предлагают сдавать вторсырьё
«Я считаю, что от мусора мы никуда не уйдём, это то, что сопровождает человеческое общество на протяжении всего процесса его развития. Поэтому чисто не там, где не сорят, а там, где убирают. Причём убирают грамотно». В этом уверена кандидат технических наук, заместитель директора Международного учебно-инновационного экологического центра Baikal Waste Management (ИрРНИТУ) Ольга Уланова. Летом нынешнего года она стала участником конференции с международным участием «Ольхон – модельная территория энергоэффективности и экологического развития». О том, как грамотно организовать систему обращения с твёрдыми бытовыми отходами (ТБО) на острове и какие последствия возможны, если это не будет сделано, читайте в нашем материале.
Ольга Уланова приняла участие в конференции по приглашению команды проекта «Ольхон – территория экологического развития», ставшего летом 2017 года победителем конкурса президентских грантов. Со слушателями и экспертами в посёлке Хужир она вышла на связь из Швейцарии по «Скайпу». «Сейчас нас с Ольхоном разделяет семь тысяч километров, – рассказала она. – Кто-то может спросить, что между нами общего. В течение нескольких лет мы занимались проблемами управления ТБО на острове Ольхон, поэтому я не понаслышке знакома со всеми существующими здесь трудностями».
В нынешнем году исполнилось ровно 12 лет с момента начала реализации совместного российско-германского экологического проекта «Разработка концепции управления отходами в туристической зоне озера Байкал (о. Ольхон)» по программе «Консультативная помощь». В 2006–2008 годах он реализовывался на базе ИрНИТУ при участии представителей университета Дуйсбург-Эссена (Германия), а также компаний, работающих в сфере утилизации отходов. Финансовую поддержку проекту оказали федеральные Министерство охраны окружающей среды и безопасности ядерных реакторов и ведомство по экологии Германии.
В качестве пилотной площадки для реализации этой инициативы Ольхон был выбран не случайно. Во-первых, он находится в самом сердце Байкала, объекта охраны ЮНЕСКО. Во-вторых, разработанную здесь концепцию можно было бы тиражировать на все остальные байкальские территории. «В течение двух лет были проведены исследования, включая сравнительный анализ законодательства, оценены перспективы рынка сбыта ТБО. Большое внимание было уделено морфологии – то есть составу – отходов. Ведь до нас никто не изучал состав ТБО, – рассказала Ольга Уланова. – Был разработан бизнес-план, созданы пункты по приёму вторсырья, один из которых открылся в усадьбе Бенчаровых в посёлке Хужир».
Полученные результаты исследований показали, что около 64% всего мусора потенциально пригодно для вторичной переработки, так как там содержатся полимерные отходы, металл и стекло. 25% мусора – биологически расщепляемые отходы, оставшиеся 11% – балластные фракции. В целом, по официальным данным и данным экспертной оценки, в год на острове образуется 1170 кг твёрдых коммунальных отходов. 39% из них приходится на население, на втором месте (37%) – туристический сектор, четвёртая часть приходится на объекты бытовой инфраструктуры.
Для Ольхона характерен сезонный характер накопления отходов. «По официальным данным за 2010 год, туристический поток в Ольхонском районе составляет 102 тысячи человек в год, – отметила заместитель директора Международного учебно-инновационного экологического центра Baikal Waste Management. – Но летом поток туристов на Ольхоне оценивается в 25–40 тысяч отдыхающих, что превышает число коренных жителей в десятки раз. В это время накопление твёрдых коммунальных отходов в основном связано с эксплуатацией туристической инфраструктуры и сопутствующих секторов – общепита, транспорта, торговой сети и так далее».
– Для сравнения я взяла три острова: Ольхон, Мальту и Санта-Круз у юго-западного побережья США в Тихом океане. На островах разные плотность населения и число жителей, кроме того, Мальта в два раза меньше остальных по размеру. Но все эти три территории объединяет одно – развитый сектор туризма. Мальту ежегодно посещает 1,5 миллиона туристов, Санта Круз – до 200 тысяч. Поэтому проблема мусора актуальна для всех территорий. В организацию системы обращения с мусором на Мальте вложены гигантские средства – начиная с разработки концепции и заканчивая созданием инфраструктуры и обучением персонала. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Я считаю, что от мусора мы никуда не уйдём, это то, что сопровождает человеческое общество на протяжении всего процесса его развития.
На мой взгляд, чисто не там, где не сорят, а там, где убирают. Представьте, если бы на Мальте не было инфраструктуры по утилизации отходов и вас попросили бы после отпуска, проведённого там, сложить весь свой мусор в пакеты и увезти вместе с собой домой. Или представьте такую картину: после окончания туристического сезона на Мальту съезжаются волонтёры со всего мира и начинают, вооружившись пакетами и перчатками, убирать её побережье. Это звучит парадоксально. Так почему же для Ольхона это приемлемо и допустимо? Понятно, что у такой ситуации целый ряд причин: нехватка финансирования, нет грамотных программ по обращению с ТБО, отсутствует генеральная схема санитарной очистки и так далее.
По словам кандидата технических наук, разработанная по итогам проекта 2006–2008 годов концепция обращения с ТКО актуальна и на сегодняшний день, ведь глобальных изменений на острове не произошло. «На острове нельзя сжигать и захоранивать отходы, там невозможно строительство полигона для утилизации, – рассказала Ольга Уланова. – Поэтому система должна состоять из нескольких этапов: минимизации количества отходов, предотвращения их образования, повторного использования и вторичной переработки. Причём последняя вовсе не означает, что необходимо построить на Ольхоне завод по переработке пластика. Но вполне возможно получить разрешение на использование установок, например, для дробления строительного мусора, можно закупить прессы для образования брикетов, например, для пластика. Непременным условием является и компостирование отходов. Все эти способы доступны, под эти виды деятельности можно получить лицензии органов Росприроднадзора».
Разработчики концепции рассмотрели три возможных варианта развития событий для Ольхона. Базовый – существующая инфраструктура по обращению с мусором остаётся неизменной. В этом случае эксперты считают необходимым уделить внимание ликвидации всех несанкционированных свалок, разработать план по сокращению замусоривания территории и провести санирование всех существующих скотомогильников.
По второму сценарию весь мусор на острове, в том числе и от неорганизованных туристов, вывозится на полигон Имел-Кутул. Третий предполагает организацию раздельного сбора мусора, включая опасные отходы. Так, пластмасса, стекло, чёрные и цветные металлы могут быть сданы в пункт приёма вторичного сырья, расположенный в посёлке Хужир, а уже оттуда будут вывезены на переработку в Иркутск. Туда же могут быть сданы и опасные отходы (аккумуляторы, ртутьсодержащие отходы, лекарственные препараты). Оттуда они опять же будут вывезены в областной центр на обеззараживание. При этом для туристов-«дикарей» в летний период рационально предусмотреть контейнеры по сбору вторсырья и располагать их в ключевых точках острова.
По мнению эксперта, существующие на острове проблемы могут быть решены только с привлечением широкого круга лиц: российских и зарубежных учёных, региональных органов исполнительной власти, местного населения, отдыхающих туристов и частного капитала. «В противном случае остров Ольхон может раз и навсегда потерять свой неповторимый колорит и уникальную туристическую привлекательность. Через несколько «горячих» туристических сезонов он может просто превратиться в очередной мусорный уголок планеты», – подчеркнула Ольга Уланова.