Выборы-2018: лес рубят – щепки летят
Избирательная кампания в Иркутской области подходит к финальной черте. Сейчас уже можно предсказать, кто и как будет работать, ведь стиль будущих народных избранников проявляется уже на этапе предвыборной гонки. Мы в Иркутской области об этом особенно хорошо знаем: именно те мэры, которые в своё время побеждали на выборах благодаря «продуктовым наборам и водке», потом становились фигурантами уголовных дел о коррупции в особо крупных размерах, а депутаты, проскочившие во власть на скандалах, так и продолжали «бороться с неэффективностью» на словах, ничего не предпринимая на практике.
Итак, теденции-2018.
Во-первых, отличительной чертой этой кампании стало активнейшее участие в ней «лесных» денег. Лесоэкспортёры, к которым на местах уже появились большие претензии со стороны населения и депутатов Законодательного Собрания, вложились в то, чтобы избрать новый состав регионального парламента. В каких-то случаях они выдвинулись сами, в каких-то – перечислили миллионы рублей в избирательные фонды кандидатов, поддержанных окружением губернатора Сергея Левченко. В каких-то – и сами выдвинулись, и дали денег КПРФ.
По всей видимости, некто подвесил перед ними «морковку» в виде инвестиционных проектов. Дело в том, что теперь по закону лесные участки под вырубку могут предоставляться без аукциона – по конкурсу, если компания подготовит инвестиционный проект, который поддержит региональное правительство. Похоже, многие из лесоэкспортёров, вложившихся в избирательную кампанию, рассчитывают на получение леса по такой привилегированной схеме.
Чем это обернётся для местных жителей? Разбитыми дорогами, дальнейшим вытеснением малых предпринимателей из лесного бизнеса в пользу пришлых крупных компаний.
Вторая тенденция своего рода уникальная, сугубо политическая: действующая власть вкладывается в раскачку протестных настроений в регионе, которым сама же и управляет. С одной стороны, губернатор докладывает о небывалом расцвете всех сфер деятельности в Иркутской области, с другой – его сторонники раскручивают кампанию против президента, правительства России и Государственной Думы. В этом случае они говорят о том, что страна летит в пропасть и спасти её может только Госплан в исполнении Сергея Левченко с окружением.
При этом сам губернатор отчитывается перед населением (а КПРФ ему вторит) объектами, которые построены по программам «Единой России» в основном на федеральные деньги – школами, больницами, ФАПами, дорогами и многим другим. Вот такое дуалистическое сознание.
В-третьих, впервые в Иркутской области получили такие масштабы технологии снятия кандидатов с выборов через суд. В регионе высадился большой десант политтехнологов, специализирующихся на судах по отмене регистрации кандидатов. Финансируются эти спецы, как правило, «техническими кандидатами», фонды которых были сформированы теми самыми лесниками. В качестве примера – округ № 18 (Тайшетский район), где в кампанию вложилось ООО «Сиблес» (Иркутск), а политтехнологи попытались снять всех кандидатов, кроме тех, кого поддержало областное правительство.
В-четвёртых, проявились кардинальные различия в управленческих моделях, которых придерживаются представители первых троек основных политических сил региона.
Первая тройка «ЕР» – это Сергей Брилка, который продолжает работу в Законодательном Собрании, практически не отвлекаясь на агитационную кампанию, Сергей Сокол, который посетил за время кампании все территории Иркутской области, провёл встречи с населением, выяснил ситуацию в каждом районе и городе, Александр Вепрев – глава Иркутского авиазавода, продолживший работу над проектом строительства нового российского среднемагистрального самолёта МС-21.
Чем себя проявила первая тройка КПРФ? Илья Сумароков принимал у себя на «Усольском свинокомплексе» губернатора Сергея Левченко, они вместе агитировали за Сумарокова-младшего, баллотирующегося по 14 избирательному округу. Ольгу Носенко в территориях не видели, как и Сергея Бренюка.
«Гражданская платформа» работала в основном в своих округах: Александра Битарова жители Иркутска видели на билбордах, Анастасию Егорову – и в видеороликах, и на мероприятиях в Иркутском районе, Артёма Дыдыкина – в новостях, касающихся борьбы частной медицины против минздрава Иркутской области.
«Справедливая Россия» запомнилась визитом главы партии Сергея Миронова: он провёл ряд совместных встреч и мероприятий с главой регионального отделения Ларисой Егоровой.
Ярко на этих выборах выступила КПСС: эта партия стала основным критиком политики чиновников областного правительства. Сергей Угляница, номер два в списке партии, обращал внимание на провал в работе КПРФ в её же «вотчине» – Усолье-Сибирском и Усольском районе.
Под финал политической кампании вскрылось несколько уголовных дел – как былых, из давно минувших времён (кандидат от КПРФ Иван Щадов забыл уведомить избирательную комиссию о старом уголовном деле), так и ныне расследуемых (в отношении Андрея Левченко – кандидата от КПРФ по Ангарской региональной группе, который находился под следствием по фактам уклонения от уплаты налогов и невыплаты зарплаты своим сотрудникам). Кроме того, в отношении одного из кандидатов прокуратура дала предписание работодателю: в связи с тем, что Виктор Кондрашов (заместитель председателя правительства Иркутской области, кандидат по избирательному округу № 5) кое-что забыл упомянуть в своей имущественной декларации, прокуратура Иркутской области рекомендовала губернатору Сергею Левченко уволить его «за утрату доверия». Прежде партии тщательнее производили отбор и подготовку своих кандидатов к выборам.
Наконец-то выкристаллизовалась партийная субъектность. Теперь очевидно, какая из партий от чьего лица говорит. Так, за КПРФ маячат лесники со своими интересами, крупные предприятия агропромышленного комплекса, иркутские строительные магнаты, московские партийные структуры КПРФ. Если взять раскладку по территориям, то это в первую очередь Ангарск, Иркутск и часть Братского района. Больше партия нигде не проявляет такую активность. «Гражданская платформа» пересекается с КПРФ в области лесного комплекса и стройки, по территориям – Иркутск и районы с лесными ресурсами: Усть-Илимский, Братский, Усть-Кутский. КПСС – в Усолье и Усольском районе. «Единая Россия» присутствует во всех территориях и представляет интересы всей Иркутской области.