издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Сделайте иркутскую биеннале!»

В галерее Виктора Бронштейна прошла лекция искусствоведа из Чикаго

  • Автор: Виктория Чистякова

Куратор Нойбауэрской коллегии по культуре и искусству при Университете Чикаго, искусствовед и преподаватель Дитер Рулстрате 28 августа собрал аншлаг в пресс-зале галереи Виктора Бронштейна.  Иркутяне разных возрастов и с разным восприятием окружающей действительности пришли на лекцию «Почему нам нужно современное искусство? Зачем мы нужны современному искусству?». Мероприятие прошло в рамках международного передвижного симпозиума NEMOSKVA, объединяющего 12 городов-участников и созданного для поддержки художников из разных регионов России.

Дитер Рулстрате общался со слушателями на английском языке, поэтому желающие могли слушать его речь в синхронном переводе на русский через наушники. Красной нитью через свой рассказ он провёл вопрос «Why art?» – «Почему искусство?»

Это человеческая нужда

Рулстрате родом из Бельгии, сейчас живёт и работает в Чикаго. В 2017 году он работал над проектом documenta14 – выставкой, которая раз в пять лет проходит в германском городе Касселе. Профессор назвал её «олимпиадой современного искусства». В прошлом году мероприятие проходило в Касселе и Афинах, а предыдущая выставка –  documenta13 – традиционно в Германии и в Афганистане, в Кабуле. «Афганистан – это не место для современного искусства. Там люди нуждаются в деньгах, еде, медикаментах. Но директор выставки настоял на проведении именно в этом месте, потому что искусство – это право человека. И если мы хотим реанимировать гражданское общество, то искусство должно быть там с самого начала, потому что это не излишество, это человеческая нужда», – сказал Рулстрате.

Хорошо для туризма

«Я хотел бы сказать иркутянам, как искусство можно использовать для привлечения туристов. Сделайте иркутскую биеннале!» – воскликнул куратор. Он привёл пример, как художница Марта Минухин создала для documenta14 произведение «Книжный Парфенон». Это копия греческого храма, воссозданная из запрещённых книг на площади Фридрихсплац. Выбор места был символичен, поскольку в прошлом на этой площади нацисты сжигали неугодную Рейхстагу литературу. Это место стало точкой притяжения для большого количества зрителей.

Размышления о проблемах

Ещё несколько ответов на вопрос «Почему искусство?» крылось в истории выставки «The Way of the Shovel» («Путь лопаты»), которую Рулстрате организовывал в 2013 году. «Лопата – это то, чем раскапываем, это инструмент, чтобы вспомнить», – поясняет искусствовед. В качестве примера он привёл «Запад, спешащий забыть коммунизм», останки статуй Ленина в Бранденбурге. О прошлом напоминает, «откапывает» его художница Sophie Nys в шестиминутном ролике с изображением отлитой из бронзы головы Ленина на площади в Улан-Уде, который она посвящает Советскому Союзу.

Рулстрате вспомнил одну из работ, выставлявшихся на documenta14. Она принадлежала художнику Hiwa K и называлась «When We Were Exhaling Images». Произведение представляло собой 20 труб, похожих на канализационные и соединённых между собой. Внутри каждой мастер воссоздал привычную бытовую обстановку: в одной трубе находилась ванная, в другой – библиотека, в третьей – сад. Художник, родившийся в Ираке, своей инсталляцией обратил внимание общества на то, что бездомные люди порой вынуждены жить в этих трубах, потому что им некуда больше идти.

«Я считаю, что искусство – это критика в прикиде красоты. Это нечто исправляющее, – делится профессор. – Многие говорят, что современное искусство не массовое, но я с этим не соглашусь». Он показал аудитории инсталляцию Cloud Gate британско-индийского скульптора Анши Капура в Милениум-парке в Чикаго. «Эта скульптура собирает массу людей, объединяет их!» – рассказал он.

После лекции слушатели не упустили возможность задать профессору несколько вопросов. Из зала просили более подробно рассказать о выставке в Кабуле, о месте «Инстаграма» в современном искусстве, о будущем искусства в целом. Один из художников интересовался, как стать участником documenta.

– Это работа куратора, только он отбирает работы. Людей посылают в дальние уголки, чтобы они нашли участника. Но неинтересно найти самого лучшего, самого популярного, это в искусстве не работает. Это работа аргументации, куратор должен объяснить свой выбор логически. Это не должно быть делом вкуса, – ответил Дитер Рулстрате.

Ещё один слушатель поинтересовался, должен ли сегодняшний художник быть борцом на политическом ринге. «Когда ты выбираешь искусство, это уже политический выбор», – резюмировал профессор.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры