Невыполненные обещания
Сергей Левченко наглядно показал, чего стоят его посулы
Предвыборные обещания – на сегодняшний день это, пожалуй, самая яркая точка в карьере губернатора Левченко. Именно по громким обещаниям запомнили земляки лидера иркутских КПРФовцев. Он сулил ввести регулирование цен и тарифов, поддерживать молодёжь и пенсионеров, развивать здравоохранение, позаботиться о росте благосостояния жителей. За три года губернаторства Левченко люди смогли понять, чего стоили его слова.
Тарифы не удержал
Первый пункт программы звучал так: «Остановить ценовой и тарифный беспредел». Помнится, кандидат от КПРФ возмущался: «Цены и тарифы неудержимо рвутся вверх и сильно бьют по низким доходам большинства населения. Настало время на федеральном и региональном уровнях ввести регулирование социально значимых цен на товары широкого потребления, услуги и тарифы на коммунальные услуги. В Иркутской области требуется законодательно закрепить порядок установления допустимых цен и тарифов для населения».
Видимо, победа на выборах стёрла из памяти новоявленного губернатора воспоминания о прежних обязательствах. Не далее чем через два месяца Левченко «отпустил» тарифы ЖКХ. По распоряжению губернатора стоимость услуг увеличилась в среднем на 8,4%. Во второй раз своё одобрение на увеличение стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства он дал в июле 2016 года. Тарифы выросли в среднем на 4%.
Далее все усилия региональной власти по сдерживанию роста цен и тарифов остались в плоскости разговоров. Впрочем, в нынешнем послании губернатор и словом не обмолвился о проблеме, которую Левченко-кандидат записал в число первоочередных. На этот раз, обращаясь к депутатам и жителям области, Левченко-губернатор говорил в основном о невиданных достижениях и рекордах эффективности своего правительства. Видимо, оттуда, с высоты, на которую он себя поднял, рутинные хлопоты, в которых живут люди, теперь не кажутся такими уж существенными.
Сын за отцом
Безусловным гвоздём программы были заявления о том, каким непримиримым борцом с коррупцией будет Левченко, если его изберут. «Стали уже обыденными новостями арест и розыск нечистых на руку министров правительства Иркутской области. Чиновный произвол и коррупция, как гнойники на теле региональных органов власти и управления, разъедают и поражают их деятельность, обкрадывая бюджет области и государственную собственность, – исходил праведным гневом Левченко-кандидат. – Пора положить конец деяниям зарвавшихся госслужащих, очистить правительство нашей области и бизнес от взяточников, казнокрадов и мошенников, отдать под суд заворовавшихся чиновников и бизнесменов и вернуть доверие властным структурам».
Красноречие иссякло, как только лидер иркутского отделения КПРФ сел в кресло губернатора. Молчал губернатор, и когда стало известно о финансовых махинациях его сына, Андрея Левченко. Сразу два уголовных дела – о невыплате заработной платы сотрудникам предприятия, которым руководит сын губернатора, и об уклонении от уплаты налогов – было возбуждено против Левченко-младшего. Вместо обещанного наказания за свои деяния, хотя бы общественного порицания, Андрей Левченко получает место депутата Законодательного Собрания Иркутской области. При этом так называемый народный избранник ни в каких выборах не участвовал. «Волшебным образом» сыну губернатора, «засвеченному» в нечистых делах, достался депутатский мандат Михаила Щапова, избранного в Государственную Думу.
Лес проблем
Много красивых слов говорил Левченко и о защите леса. «Положить конец воровству леса, хищнической вырубке и продаже деловой древесины и пиломатериалов, поставить заслон незаконному обогащению «лесных баронов», мобилизовав для этой цели правоохранительную систему и общественность региона», – звучали лозунги представителя КПРФ. Однако, когда настало время слова подтвердить делами, иркутский губернатор выходит из роли защитника народного добра.
До 10 ноября суд повторно продлил меру пресечения одному из фигурантов уголовного дела – заместителю министра лесного комплекса Иркутской области. Это человек из команды Левченко. Сейчас Алексей Туги находится под домашним арестом. В июне вместе с ним за крупные махинации были задержаны сотрудники министерства лесного комплекса, филиала «Рослесозащиты» – Центра защиты леса, работники Казачинско-Ленского лесхоза. Под видом санитарных рубок, оздоровления больных деревьев чиновники согласовали уничтожение реликтового леса. С января по апрель нынешнего года под сплошную рубку было отдано 116 гектаров ценной древесины. Ущерб от такого «оздоровления» оценивается в 880 миллионов рублей.
Аккурат в то время, когда шло уничтожение реликтовых лесов, глава региона упразднил Службу по охране и использованию животного мира. Чтобы никто не мешал «лесному оздоровлению», полномочия этого ведомства глава региона передал министерству лесного комплекса. Так что теперь чиновники могут спокойно распоряжаться ресурсами, а потом сами себя контролировать. Любопытно было бы спросить у губернатора, как он сейчас относится к лесным «баронам». Судя по некоторым фактам, за последние три года картина мира «рьяного борца за народное счастье» слегка поменялась.
Особенно трогательно сейчас смотрятся прежние заявления Левченко об исправлении «урона», нанесённого региональному здравоохранению «разорительной политикой» прежней власти. И вот как решение этой задачи видел представитель КПРФ: «Придать приоритетное значение жизненно необходимому для людей медицинскому обслуживанию, не допуская необоснованного сокращения медицинских учреждений (амбулаторно-поликлинических учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов и др.)»
Мёртвые души
В конце 2017 года губернатор подписывает план приватизации областного имущества на нынешний год. Видимо, теперь глава региона считает, что поликлиники в Ангарске и Братске не нужны людям, их сокращение обоснованно, поэтому они уйдут на продажу с молотка. В плане приватизации также значится здание Тулунского медицинского колледжа. Это ставит под угрозу качество подготовки медсестёр, массажистов и другого младшего медицинского персонала. Землякам и в страшных снах не могло присниться, что губернатор-коммунист возьмётся приватизировать больницы и училища.
Не лучше дела обстоят с поддержкой молодёжи. Свои добрые намерения Левченко активно заявлял до избрания. Прошло время, и выяснилось, что и тут жители области иначе себе представляли поддержку, которую обещал представитель КПРФ.
Львиная часть средств, запланированных на молодёжную политику, ушла на проведение лагеря «Байкал-2020». Но нужен он был совсем не для развития юных земляков. Аудиторы Контрольно-счётной палаты Иркутской области обнаружили серьёзные финансовые нарушения при организации лагеря в 2016 и 2017 годах. Например, из 1050 участников форума «Байкал-2020», о которых отчитались чиновники министерства по молодёжной политике, практически половину составили «мёртвые души».
Как посчитать?
По данным отчёта аудиторов, 5,4 миллиона рублей ушло из областного бюджета на питание и проживание фиктивных «участников» лагеря. В отчётах чиновников фигурировали сотрудники баз отдыха, просто посторонние люди, которые никогда не были в этом лагере. Кроме того, финансирование из областного бюджета под видом молодёжи получали предприниматели и люди, которых можно назвать молодыми только душой. А в ряды юных добровольцев «затесались» пенсионеры старше 60 лет. Они получали призы и денежные поощрения от областного бюджета. «Фокусы с маскировкой», которые не слишком изящно демонстрируют чиновники правительства Левченко, сейчас изучают следователи.
Цинизм руководителей министерства достиг такой степени, что они подали иск в суд на аудиторов Контрольно-счётной палаты. Заявляли, что КСП действует на основании не утверждённых регламентов, следовательно, вся работа аудиторов ни много ни мало – незаконна. При этом на суде чиновники не отрицали сами факты приписок и фальсификаций. Признавали, что «мёртвые души» в списках были.
Мир, в котором живёт губернатор, в корне отличается от той картины, которую видят жители области. Впрочем, иногда две эти плоскости пересекаются. Губернатор замечает несоответствие, недоумевает, потом находит реалиям логическое объяснение. Радужная картинка процветающей области в его сознании нисколько не тускнеет.
Работа над повышением благосостояния земляков – венец предвыборной программы Левченко. Посвятив добрую половину нынешнего послания воспеванию собственных небывалых успехов, высоких рейтингов и рекордов эффективности, в заключение «красный губернатор» всё-таки признаёт, что народ при его управлении стал жить хуже. Приводит цифры: реально располагаемые доходы населения снизились на 3,5%.
Впрочем, скорее всего, виновата статистика, рассуждает губернатор. «Сегодня никто не может внятно объяснить, почему это происходит. Не исключаю, что проблема в системе подсчёта. Необходимы более эффективные показатели», – заключает представитель КПРФ. И поручает подчинённым разработать подходящую систему учёта, чтобы граждане своими низкими доходами не портили достигнутые рекорды. n