Зачем тратить время и бумагу?
О том, как единый социальный проездной можно сделать идеальным
Примерно каждый десятый житель Иркутска пользуется льготами на проезд в общественном транспорте. По подсчётам министерства социального развития региона, 64,8 тысячи иркутян имеют на это право. За последние три года система льготного проезда в общественном транспорте претерпела серьёзные изменения. Но и сейчас она далека от идеала. О том, как сами льготники предлагают усовершенствовать работу единого электронного проездного, читайте в нашем материале.
О реформировании системы льготного проезда в общественном транспорте было объявлено ещё в 2013 году. А в конце 2015-го и вовсе были пересмотрены отношения с предприятиями, предоставляющими услуги общественного транспорта: областные власти посчитали, что слишком много денег уходит на субсидии частным перевозчикам.
Последствия этого конфликта расхлёбывали льготополучатели, выстроившись в сентябре 2016 года в длинные очереди перед окошками пунктов продажи проездных. Потом развернулась борьба за увеличение количества поездок. Тут уже не выдержали и городские власти. Мэр гарантировал финансирование из городского бюджета сверх лимитированных областными чиновниками 30 льготных поездок.
В этом году Иркутск перешёл на единые электронные социальные проездные билеты. В областном центре они начали действовать с 1 мая. Для приёма заявлений от льготников было открыто восемь пунктов. Многие сочли нововведение уместным. Иркутянка Людмила Фёдоровна уже несколько месяцев пользуется электронным проездным. И вполне довольна. «Мне повезло, меня всё устраивает, но не мешало бы ввести их в частном общественном транспорте», – подчеркнула 77-летняя женщина, отвечая на вопрос, испытывает ли она какой-то дискомфорт в связи с тем, что льготные проездные действуют только в муниципальном транспорте.
В силу разных причин в Иркутске компенсацию за перевозку льготников получают лишь муниципальные транспортные предприятия. Затраты перевозчикам компенсируют из областного бюджета. В регионе приобретён аппаратно-программный комплекс «Автоматизированная система учёта и оплаты поездок льготных категорий граждан на общественном транспорте». С 1 июля 2017 года ведётся учёт поездок граждан в территориях, где введены электронные проездные, – Иркутске, Усолье, Ангарске, Братске, Киренске. На территории Иркутской области 20% льготников пользуются бумажными билетами, 80% – электронными, приводит данные пресс-служба правительства Иркутской области.
Но, если область является агентом по предоставлению льготы и в муниципальном, и в межмуниципальном транспорте, почему бы не распространить действие социального проездного на весь регион и не сделать его действительно единым? Этим вопросом задаются иркутяне, попавшие в поле зрения наших журналистов.
Иркутянке Татьяне Владиславовне 64 года. Она ведёт активный образ жизни и много передвигается по городу, пользуясь единым проездным. В период дачного сезона часто выезжает за город, на приусадебный участок. Таких льготников, как Татьяна Владиславовна, в Иркутске, по данным минсоцразвития Иркутской области, 25,5 тысячи человек.
– На садоводческие маршруты действует отдельный проездной билет. По городу льготный стоит 150 рублей, там я езжу больше. А здесь бесплатный – на садоводческий автобус.
– Сложно было оформить проездной для садоводческих автобусов?
– Нет, в этом году мне его вообще на три месяца сразу дали. Пенсионерам их дают за полцены, а ветеранам и инвалидам – бесплатно.
– Как вы в целом относитесь к системе льготных проездных в нашем городе?
– Нормально, но я считаю, что два разных проездных, для города и садоводческих маршрутов, – это трата времени и бумаги. Ещё и человека в отдельный киоск садят. Я считаю, что нужно и туда и сюда один электронный билет сделать. Для дачных автобусов они сейчас только бумажные.
Женщина убеждена, что единый проездной следовало бы распространить и на маршруты частных предприятий. Порой ей приходится ехать с пересадками – в центр из Студгородка, где она живёт. «В наш район можно попасть только на частных автобусах. Это значит – за деньги. Только трамвай спасает», – говорит она.
С ней согласна 75-летняя Татьяна Андреевна. Зимой минуты ожидания муниципального транспорта, в котором можно использовать проездной льготника, тянутся особенно долго. «А так сел к частнику, и не надо мёрзнуть», – подытоживает женщина.
Но одно дело обсуждать эту проблему, другое – действовать. Депутату Законодательного Собрания Иркутской области Эдуарду Дикунову от иркутян поступило предложение ввести льготный проезд в коммерческом общественном транспорте Иркутска. Как это может быть реализовано? Администрация города, выставляя маршрут на торги, прописывает в условиях, что перевозчик берёт на себя обязанность перевозить льготников. Затраты на перевозку ему потом компенсируются из бюджета, полагает депутат.
По мнению Эдуарда Дикунова, реализовать предложенную идею вполне возможно. Тем более сам он с нею солидарен. Следует усилить межведомственное взаимодействие и принять нормативный акт, который реализует эту инициативу, считает Эдуард Дикунов. Как производственнику, ему очевидны механизмы для улучшения системы, поэтому он берёт этот вопрос на контроль. Вместе с этим давно назрело решение ввести единый проездной, который будет работать и в городе, и на садоводческих маршрутах, и на междугородных, ведь это удобно, говорит Эдуард Дикунов.
Он отмечает необходимость переводить общественный транспорт на электронную оплату – неважно, имеет пассажир льготу на проезд или нет. Сегодня реальность такова, что к этому готов в основном лишь муниципальный транспорт, частники неохотно проявляют желание становиться настолько прозрачными.
Цифры:
- 64 853 иркутянина имеют право на льготный проезд в общественном транспорте (данные минсоцразвития Иркутской области)
- 39 195 пользуются льготами при проезде по городу 25 658 – до садоводств
- 120 поездок по городу могут совершать жители Иркутска, пользуясь единым социальным проездным
- 50 поездок из них компенсируется из бюджета Иркутской области