издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дважды в одну воронку

Трудно ли «работать» вором в центре Иркутска, разбирался суд

Криминальная история, послужившая фабулой уголовного дела, рассмотренного недавно Кировским районным судом Иркутска, выглядит местами даже анекдотично. Её герой – иркутянин Сергей Григорьев (фамилия изменена) – вор-рецидивист со стажем. Сколько из своих 29 лет он провёл за колючей проволокой, история умалчивает. Только за последнее десятилетие молодой человек умудрился восемь раз попасть под суд за имущественные преступления. Очередное уголовное дело, по которому Григорьев проходит фигурантом, содержит девять эпизодов краж, совершённых в течение трёх месяцев. И два из них – с незаконным проникновением в помещение.

19 апреля прошлого года воришка залез ночью в здание Иркутской областной коллегии адвокатов, расположенное по улице Карла Либкнехта, 46, и стащил из двух кабинетов ноутбуки. Просто, говорил он в суде, проходил ночью мимо и решил проверить, нельзя ли чем у защитников поживиться. На территорию пролез через забор, до второго этажа добрался с помощью лестницы, которая как нельзя кстати попалась ему на глаза. А там уж с помощью собственной отвёртки просто отжал раму окна. На столах в кабинетах № 2 и № 3 вора и правда ждала лёгкая добыча – ноутбуки марок «Делл» и «Асус» с зарядными устройствами, принадлежащие адвокатам. Такие вещи сбываются влёт – утром Григорьев был уже при деньгах: краденую технику, по его словам, за полцены купили водитель маршрутки на автовокзале и сотрудник «Желдорохраны».

В том, что адвокатам пришлось выступать по уголовному делу в статусе потерпевших, не было бы ничего забавного. Если бы история не повторилась через очень короткое время – причём в тех же деталях и с тем же результатом. 13 июля Сергей Григорьев опять проходил ночью по улице Карла Либкнехта, разглядывая тёмные окна в кабинетах адвокатской конторы. Может, он и не стал бы испытывать судьбу второй раз – обычно потерпевшие извлекают урок из таких неприятностей: устанавливают видеокамеру, укрепляют двери и окна. Тем более уж адвокатам-то прекрасно известны нравы тех молодчиков, которых они защищают в уголовном процессе. Однако тут потенциальный клиент Иркутской областной коллегии адвокатов заметил, что окно в кабинет № 3 – именно то, что послужило ему в прошлый раз входом, – приоткрыто. Ну грех было не воспользоваться «приглашением»! Тем более что и лестница оказалась на прежнем месте, словно дожидалась, чтобы вор вновь ею воспользовался. Мало того – на столе в кабинете № 3 нежелательного гостя опять дожидался ноутбук всё той же марки «Асус». Это было вовсе не дежа вю. Скорее всего, беспечный хозяин этого кабинета (известный адвокат, между прочим, не будем называть его фамилию) понадеялся, что в одну и ту же воронку снаряд дважды не залетит. Но почему бы ему не залететь в распахнутое-то окошко?! Именно этим эпизодом завершились очередные «каникулы» рецидивиста, продлившиеся с 21 марта, когда он вышел из ворот исправительной колонии, до 13 июля, когда он вновь заехал в СИЗО. В ту ночь Григорьев попался на глаза полицейским с краденым ноутбуком под мышкой и во всём им признался.

Не только в том, как обошёлся с адвокатами. Заодно повинился и в совершённых преступлениях, по которым на него и не падала тень подозрения. И даже в тех, по которым потерпевшие вообще не стали подавать заявления о кражах, поскольку не верили, что от этого будет толк. Большую часть написанных вором явок с повинной суд признал – ведь ещё неизвестно, сколько бы разбирались правоохранители без этой помощи и чем бы закончились их оперативно-розыскные мероприятия. Так что для многих жертв собственной беспечности стало приятным сюрпризом, когда их пригласили в отделение полиции забрать вещи, на которых уже был поставлен крест.

Кроме двух хищений в адвокатской конторе Сергей Григорьев совершил семь краж из автомобилей. Парень вовсе не имел сложного и дорогостоящего оборудования для вскрытия иномарок – никаких там код-грабберов, устройств для взлома иммобилайзеров, глушилок спутниковой связи. У него даже простейшей отмычки-то не имелось. Молодой человек «работал», что называется, без затей: обходил по ночам центр Иркутска, заворачивал во дворы и «приценивался» к припаркованным машинам. У многих из них багажники были не заперты.

В обвинительном заключении его «метод» описывался примерно так: «Проходя мимо дома по улице Дзержинского, увидел автомобиль «Ауди» и решил проверить, заперт ли багажник. С этой целью нажал на кнопку двери и обнаружил, что багажный отсек автомобиля открыт и в нём хранится инструмент». И так за короткое время происходило семь раз. Менялись только улицы и номера домов, марки машин и время «обхода территории». Но дверца багажника неизменно оказывалась незапертой, даже если иномарка стояла на сигнализации. А в багажнике обязательно дожидались вора дорогущий инструмент и другие ходовые вещи. В «Ауди» на Дзержинского он взял компрессор марки «Агрессор» и набор головок «Умбро» на сумму 5600 рублей. 5 мая в багажнике «Тойоты Калдины» добра было так много, что пришлось несколько раз возвращаться и перетаскивать его частями в заброшенный дом, временно приспособленный под склад. Вещи, главное, такие, что шли у скупщиков краденого нарасхват: шуруповёрт, болгарка, бензопила – хозяин из-за своей беспечности пострадал на 40 тысяч рублей. А следующей ночью воришка наткнулся на улице Мопра на «Мицубиси Айс Икс», в открытом багажнике которого лежал детский велосипед, который заказывали в Германии специально для больного ребёнка. 8 мая очередь дошла до Черемховского переулка, где стояла «Мазда МПВ» с компрессором и набором ключей на восемь тысяч рублей. Были ещё норковая шуба в «Тойоте РАВ 4», автомобильный компрессор «Краб» в «Ниссане Прессаж» по ул. Марата, сабельная пила «Бош» в «Тойоте Хайс» на Чехова. Удивительно, но парень проделывал свои воровские манупуляции в самом центре города, порой рядом с банками, во дворах, напичканных видеокамерами, – и никакой пользы правоохранители из этого обстоятельства не извлекли.

Суд изучил личность Сергея Григорьева. По его словам, после освобождения из исправительной колонии он не смог трудоустроиться. И это похоже на правду – мешали судимости и отсутствие паспорта. Помощи парню ждать было не от кого, с раннего возраста он жил в казённых учреждениях для социальных сирот. Вот и промышлял как мог. Его «рабочая смена» длилась с 23 вечера до 5 утра. Вырученных денег хватало не только на продукты и одежду, молодой человек ещё помогал дальней родственнице, которая пустила его жить, покупал её детям сладости. Две собственные дочки, которых рецидивист «завёл» между отсидками, живут со своими мамами в разных населённых пунктах, вряд ли им известно об отце-рецидивисте, который официально числится в холостяках.

Никто из пострадавших по уголовному делу не пожелал заявить гражданский иск о возмещении виновным ущерба. Часть награбленных вещей вернулась к законным владельцам. Что-то было изъято в квартире родственницы, где нашёл приют Григорьев. К примеру, норковую шубу он подарил двоюродной сестре, дочери хозяйки. Главным же образом краденое скупал по дешёвке водитель маршрутки «Оса – Иркутск» по имени Сергей. Он пользовался моментом и брал чуть ли не всё, что предлагал воришка. Вещи, которые были не нужны ему самому, дарил родственникам или недорого продавал знакомым. Скупщик не отказался даже от велосипеда, совершенно не подходящего для здоровых ребятишек, заплатив за него в десять раз меньше настоящей цены. Позднее все приобретения ему пришлось забрать у тех, кому он их дарил или продавал, чтобы вернуть истинным хозяевам. Возвратились на место и украденные у адвокатов ноутбуки.

При назначении наказания суд учёл смягчающие обстоятельства – явки с повинной, активное способствование раскрытию преступлений и розыску похищенного имущества. Отягчающим обстоятельством стал рецидив преступлений. После вступления приговора в законную силу Сергей Григорьев отправился на 4 года и 3 месяца в колонию строгого режима. На предварительном следствии и в судебных заседаниях интересы парня, вставшего на криминальный путь в какой-то степени, наверное, из-за тяжёлых жизненных обстоятельств, представлял защитник из всё той же областной коллегии адвокатов. Тот, которому посчастливилось не попасть в число пострадавших при набеге клиента на его контору.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры