Неуставные отношения
Губернатор решил лишить Заксобрание права разрабатывать стратегию развития региона
Новый созыв парламента Иркутской области ещё даже не прошёл выборы, а губернатор уже решил подрезать будущих депутатов в правах. 31 июля он внёс в ЗС законопроект, лишающий парламент права на участие в разработке Стратегии социально-экономического развития Иркутской области. Этот странный документ появился после того, как правительство области не смогло в конструктивном русле решить вопрос о принятии Стратегии развития области до 2030 года. Стратегия была внесена в ЗС в виде закона в 2016 году, но по сию пору остаётся в подвешенном состоянии между первым и вторым чтениями из-за своего «сырого» содержания. Не найдя общий язык с 45 депутатами, губернатор решил, что они ему вообще не нужны.
Проект закона «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области» был передан в ЗС 31 июля. Губернатор Сергей Левченко предложил внести изменения в законы «О правительстве Иркутской области», «Об отдельных вопросах осуществления стратегического планирования в Иркутской области». Статья 4 областного закона «О правительстве Иркутской области» содержит перечень полномочий правительства. Четвёртый пункт её гласит: правительство «обеспечивает подготовку документов стратегического планирования Иркутской области». Губернатор предлагает заменить этот текст на следующий: правительство «утверждает Стратегию социально-экономического развития Иркутской области, обеспечивает подготовку документов стратегического планирования Иркутской области».
Глава области также предлагает корректировку областного закона № 145-03 «Об отдельных вопросах осуществления стратегического планирования в Иркутской области». Сегодня, согласно пункту 4 статьи 4 этого закона, стратегия утверждается законом Иркутской области. Проект этого закона в ЗС вносит губернатор, и только после обсуждения на комитетах и комиссиях, а также сессии ЗС он утверждается. Над стратегией в этом случае работают крыло исполнительной власти и 45 депутатов власти представительной. Губернатор же хочет, чтобы пункт был изменён следующим образом: «Стратегия социально-экономического развития Иркутской области утверждается правительством Иркутской области». В этом случае участие Законодательного Собрания в процессе формирования стратегии развития региона исключается на 100%.
По мнению Сергея Левченко, эти изменения необходимы, поскольку нужно привести законы в соответствие с пунктом 4 части 1 статьи 65 Устава Иркутской области. Он гласит: правительство Иркутской области обеспечивает «подготовку документов стратегического планирования Иркутской области, сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Иркутской области, ежегодных отчётов о ходе исполнения плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Иркутской области для представления их губернатором Иркутской области в ЗС Иркутской области».
В пояснительной записке губернатор ссылается на часть 6 статьи 32 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Часть шестая предполагает, что стратегия социально-экономического развития субъекта утверждается законодательным (представительным) органом власти либо высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В разных регионах приняты разные схемы: где-то над стратегией работает только правительство, где-то обе ветви власти. В Иркутской области изначально было принято решение о том, что столь важный документ будет обязательно обсуждаться и командой губернатора, и командой парламентариев. Так ЗС стало полноправным участником этого процесса. Теперь правительство Левченко пытается изменить правила игры, которые были приняты на начальном этапе. Оно предлагает полностью исключить Заксобрание из процедуры утверждения стратегии, фактически лишив депутатов уже однажды переданных им полномочий.
Напомним, 24 октября 2016 года депутаты ЗС во время рабочего совещания по Стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года пришли к выводу, что документ должен быть существенно доработан. До этого проект рассматривался на заседаниях Координационного научного совета при губернаторе Иркутской области, Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при правительстве, на президиуме «Партнёрства товаропроизводителей и предпринимателей», совете Общественной палаты региона. Было внесено более 300 предложений.
При нулевом чтении депутаты указали на ряд существенных недостатков документа. Было принято решение сформировать рабочие группы для доработки проекта. К 30 ноября поправки и замечания, внесённые депутатами, были в каком-то виде «отработаны» правительством. Стратегия была внесена в Заксобрание в виде законопроекта, однако снова не удовлетворила депутатов. Наконец, этот «сырец» был принят в феврале 2017 года в первом чтении с условием существенной доработки. Несколько раз правительство давило на парламент, требуя принятия стратегии в «сыром» виде, однако парламентарии понимали, что ответственность за такой документ ляжет и на представительную власть. Как значится на сайте министерства экономического развития Иркутской области, «процедура 2-го чтения проекта закона ожидается в 2018 году». Идёт вторая половина 2018 года, ЗС второго созыва завершило свою работу, предстоят новые выборы. А второе чтение законопроекта так и не было назначено.
Стратегия принимается в виде закона, а принятие законов относится к исключительной компетенции ЗС, будь то первое, второе или третье чтение. Только Заксобрание вправе принимать решение о сроках рассмотрения того или иного законопроекта, исходя из оценки его готовности к принятию в соответствующем чтении. У ЗС нет обязанности назначать второе чтение на следующей же сессии после того, как проект закона был принят в первом чтении. Парламентарии посчитали, что документ не готов ко второму чтению: депутатов не устраивали содержание законопроекта и вялая реакция правительства на замечания к нему. Внесённые губернатором поправки большинство вопросов не снимали.
В результате губернатор не сделал ничего: не внёс удовлетворяющие ЗС поправки, не отозвал проект закона, чтобы подготовить новый. Зато появилась странная инициатива о лишении ЗС права участвовать в разработке стратегии. Это скорее был демарш в духе: «Я на вас обиделся».
Для принятия законопроекта нужно, чтобы за него проголосовали две трети депутатов. С учётом того, что большинство в предыдущих созывах ЗС принадлежало партии «Единая Россия», шансы губернатора от КПРФ, находящегося в оппозиции к партии власти, на прохождение законопроекта в парламенте довольно призрачны.