издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Творческий подход к капитальному ремонту

  • Автор: Елена Постнова

Контрольно-счётная палата Иркутской области выявила значительные недостатки в работе регионального Фонда капитального ремонта многоквартирных домов. Например, фонд тратит на капитальный ремонт домов только треть поступающих средств. Остальная сумма лежит мёртвым грузом на счетах в банках. Между тем в Иркутской области уже есть пример, когда собственники могут потерять свои накопления: банк лишён лицензии, он находится на стадии банкротства. Недовольны в КСП и скоростью проведения ремонта. Кроме того, выявлены факты уменьшения объёма работ без согласования с собственниками, а также оплаты невыполненных работ.

Над златом чахнет

Проверку деятельности Фонда кап-ремонта Иркутской области в план работы КСП включили по инициативе аппарата полпреда президента в Сибирском федеральном округе. Как сообщается в официальном отчёте ведомства, соответствующее распоряжение от аппарата полпреда поступило в октябре прошлого года. КСП проверяла работу Фонда в 2016 и 2017 годах. Надо отметить, что в Заксобрании области, в региональном правительстве работа Фонда капремонта в прошлом году была признана неудовлетворительной. Главная претензия: взносы населения не направляются своевременно на капремонт домов. Деньги лежат мёртвым грузом в банках, на них сначала начисляется небольшой процент, а затем вычитается налог на прибыль.

Напомним, существует два способа накопления взносов: так называемый «общий котёл» и специальный счёт. Владельцем последнего может выступать как управляющая организация, так и Фонд капремонта – по желанию жильцов.

Согласно данным КСП, на 1 января 2016 года на котловом счёте (сюда поступают все платежи от собственников, которые не выбрали специальные счета) числилось свыше 1,6 млрд рублей. За год эта сумма выросла до 2,7 млрд рублей. При этом на оплату работ по капремонту в 2016 году было направлено всего 784,7 млн рублей. Почти 49 млн проходило по статье «прочее выбытие» – это оплата налога на прибыль, распечатки и доставки квитанций и др.

В 2017 году ситуация с «котловым» счётом не изменилась. Ещё 1,9 млрд рублей жители Иркутской области оплатили в качестве взносов. Но на оплату капремонта было направлено всего 951 млн. Итого к началу 2018 года на котловом счёте – 3,9 млрд рублей.

По спецсчетам картина не более радужная. На начало 2016 года дома, выбравшие спецсчета, накопили свыше 32 млн рублей. И лишь 483 тысячи было направлено на оплату работ по капремонту. Зато почти полтора миллиона «выбыло», потому что собственники решили сменить владельца спецсчёта. Они решили, что в этом вопросе доверяют больше управляющей организации, нежели региональной структуре. За год сумма, которая числилась на спецсчетах (владельцем которых является регоператор), увеличилась до 57,8 млн рублей. А к началу 2018 года достигла 76 млн рублей. В 2017 году не было массовой смены владельца спецсчетов, зато большое количество домов лишилось возможности копить взносы отдельно и перешло в систему общего котла.

Дело в том, что к домам, которые выбрали спецсчёт, имеется ряд жёстких требований. Например, собственники не могут перенести капремонт дома на более поздний срок, чем указано в региональном плане. Кроме того, за низкую собираемость можно лишиться привилегии копить взносы на отдельном счёте. Нельзя потратить деньги на проведение текущего ремонта, даже срочного. Но эти требования не распространяются на Фонд капремонта. И, судя по всему, фонд пользуется своей безнаказанностью. Как показала проверка КСП, фонд не справляется с поставленными планами, работы затягиваются, а порой и переносятся на год-два.

Деньги и на котловом счёте, и на спецсчетах лежат без дела. Банки начисляют на них проценты, но, как правило, это меньше 5% годовых. Между тем в Иркутской области уже есть прецедент, когда собственники почти потеряли свои вклады. Как выяснила КСП, с 2016 года висит задолженность кредитной организации ООО «Внешпромбанк», в которой открыт специальный счёт для поступления взносов на капитальный ремонт в сумме 184,7 тыс. рублей. С января 2016 года у «Внешпромбанка» отозвана лицензия на осуществление банковских операций в соответствии с решением Арбитражного суда города Москвы. Кредитная организация признана несостоятельной, открыто конкурсное производство. В реестре требований кредиторов должника фонд (как обладатель прав владельца специального счёта) включён в третью очередь. Добавим, что «Внешпромбанк» числился в реестре банков, одобренных для создания спецсчёта на капремонт.

Помимо денег, которые собирают собственники, фонд получает субсидии из областного и местных бюджетов. Деньги могут тратиться на проведение капремонта в домах, которые выбрали систему «общего котла», а также для оплаты работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, лифтовых шахт. Но ни одна субсидия не была потрачена до конца. Например, в 2016 году министерство ЖКХ области перечислило фонду свыше 14 млн рублей, более 357 тыс. регоператор вернул в министерство обратно.

Как показала проверка КСП, регоператору не удаётся не только потратить собранные деньги, но и посчитать их правильно. По данным годового отчета фонда за 2016-й, в 2015 году общая собираемость взносов на капитальный ремонт составила 60,7%. Однако, подсчитала КСП, общая собираемость взносов на капитальный ремонт в 2016 году составила 74% (1,7 млрд из 2,3 млрд рублей). Общая собираемость взносов в 2017 году осталась практически на том же уровне – 73,5%.

Машина времени для капремонта

Отдельно проверила Контрольно-счётная палата формирование и изменение краткосрочных планов региональной программы капитального ремонта в 2016-2017 годах. Напомним, изначально планы строились на год вперёд. Тогда норма закона о сроках подготовки и утверждения краткосрочного плана не соблюдалась, выяснила КСП. Планы на соответствующий год формировались фондом и утверждались министерством ЖКХ в году, на который план принимался. Например, в 2016 году ремонтировались дома, которые стояли в плане 2015 года.

Тогда на 145 домов фонд запланировал потратить около 926 млн рублей. Но в итоге стоимость работ составила 837 млн. Уменьшение суммы почти на 88,5 млн рублей регоператор объяснил экономией по результатам проведения конкурсных процедур, уточнением стоимости в ходе проведения капитального ремонта на основании технической документации, уточнением проектных решений и условий.

«Уточнение стоимости капитального ремонта произведено почти по всем домам, что позволяет сделать вывод о некачественной проектной документации, подготовленной фондом для реализации краткосрочного плана 2015 года, – говорится в отчёте КСП – Так, по 21 МКД в городе Ангарске корректировка сметной стоимости составила 14 599,9 тысячи рублей, по 21 МКД в городе Братске – 19 614,0 тысячи рублей, по 42 МКД в городе Иркутске сметная стоимость изменена на 30 500,7 тысячи рублей и так далее».

Краткосрочный план реализации в 2016 году первоначально включал в себя капитальный ремонт 151 дома на общую сумму 775, 8 млн рублей. В план вносили изменения три раза, в итоге было решено ремонтировать 343 дома. Общая стоимость работ возросла до 1,2 млрд рублей. С 1 января 2017 было принято решение планировать работы на три года вперёд. Однако подход регоператора к новым условиям удивляет. Как следует из отчёта КСП, краткосрочный план реализации в 2017–2019 годах включил в себя 1703 МКД со сметной стоимостью, идентичной той, что была для 343 домов, – на сумму 1,2 млрд рублей. «В него включены дома, входившие в краткосрочный план 2016 года, с завершением работ по капитальному ремонту 31.12.2017. Фактически стоимость краткосрочного плана 2017–2019 сформирована из краткосрочного плана 2016 года», – отметили в КСП.

В 2017 году краткосрочный план реализации региональной программы на 2017–2019 корректировался трижды. Но всё равно его формирование на два года из трёх лет осуществляется необъективно, что в последующем повлечёт необходимость его корректировки, подчеркнули в КСП.

Существуют постановления правительства Иркутской области, регламентирующие суммы, которые регоператор вправе потратить на капремонт. В 2015 году была указана сумма свыше 914 млн рублей, в 2016 году – 2,4 млрд, в 2017 – 3,6 млрд рублей. Как свидетельствует анализ КСП, фонд с такими объёмами средств не справляется. Краткосрочные планы капитального ремонта формируются в значительно меньших объёмах, чем имеющиеся финансовые возможности.

Капремонт на своё усмотрение

Фонд капремонта – это региональный оператор, который не может принимать самостоятельные решения о сроках и объёмах проведения работ. Всё это обязательно должно согласовываться с собственниками. Однако КСП выявила факты, когда фонд вместе с подрядчиками без ведома жильцов вносил изменения.

Так, например, капитальный ремонт общего имущества в домах Иркутска по договору с ООО «Курс» проводился с существенным отклонением от проектной документации, являющейся приложением к договору. Подрядчик проводил ремонт 5 домов на улицах Боткина и 5-й Армии. Во время ремонта было заключено 11 дополнительных соглашений, не всегда они были в пользу жильцов. Например, жильцами дома № 5 на улице Боткина на внеочередном собрании было принято решение о переносе работ по капитальному ремонту фасада на следующий календарный год (2017). Решение о сокращении перечня работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения собственниками помещений в доме не принималось, однако капитальный ремонт узла учёта тепловой энергии и теплоносителя не был выполнен.

Так же, как и в 2016 году, фондом в 2017 году к договорам заключались дополнительные соглашения, в том числе за пределами сроков исполнения договоров, что может свидетельствовать о нарушении подрядчиками сроков капитального ремонта.

Не всегда Фонд капремонта замечает, что подрядчик использует более дешёвые материалы, чем заложено в смете. Так, в Ангарске ООО ФСК «Милана» установила на доме № 13 в квартале № 12 окна дешевле на 35,2 тыс. рублей. Аналогичные нарушения были выявлены на домах №№ 14,10. А в соседнем доме № 19 в подъезде «забыли» покрасить чугунные батареи, но оплату за эту работу компания получила.

В годовом отчёте фонда за 2017 год указано, что капремонт проведён на 274 домах, что составляет 80,1% от запланированного количества. Однако в 73 многоквартирных домах капитальный ремонт не проведён, фондом выполнена только разработка проектной документации.

С нарушениями организована и приёмка завершённых работ. По закону фонд должен создать приёмочную комиссию, в которую должны войти представители самого фонда, подрядчика, органа местного самоуправления, управляющей организации на доме и самих собственников.

Несмотря на урегулированность отношений, чёткий порядок, приёмка законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома (подписание итогового акта) региональным оператором не обеспечена в полном соответствии с требованиями. Комиссионная приёмка выполненных работ непосредственно на самом объекте в присутствии подрядной организации, выполнившей работы, иных представителей не проводится.

Итоги только выборочных осмотров показали, что фондом приняты и оплачены работы, не соответствующие фактически выполненным работам на объектах на общую сумму 117,2 тыс. рублей, которая подлежит истребованию от подрядчиков. По сообщению фонда, им начата работа с подрядчиками по устранению нарушений. Принимая во внимание итоги небольшого объёма контрольных осмотров, качество приёмки Фондом выполненных работ по другим многоквартирным домам не вызывает оптимизма, подчеркнули в Контрольно-счётной палате.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры