Страховой случай
Предприниматель Владимир Мухин, назовём его так, скончался прямо в номере вьетнамского отеля. Незадолго до этого обращался к местным врачам с жалобами на сердце. Ему выписали лекарства – и этим всё ограничилось. Согласно справке, выданной Генеральным консульством города Хошимина, причиной кончины стала «внезапная смерть». Вскрытие не производилось, так как данная процедура не в традициях этой страны. После кремации во Вьетнаме прах мужа забирала жена, которая прилетела из России.
Пришло время, и ближайшие родственники покойного стали хлопотать по наследственным делам. Делить в долевом порядке пришлось дом, квартиру, машину, участки земли. Но вместе с этим – и брать на себя долги по кредитам бывшего главы семьи. По закону смерть заёмщика не влечёт прекращение обязательств по выплате долга. Эти обязательства берут на себя вступившие в наследство. Вот здесь и началась история со страховками. Мухин не просто брал кредиты в банке, а каждый раз ещё оформлял договоры личного страхования жизни и здоровья в ЗАО «МАКС» на весьма приличные суммы. Так, по трём договорам сумма страховых выплат должна была составить около двух миллионов рублей.
Казалось бы, страховой случай в этой истории налицо, о чём банк, как выгодоприобретатель, уведомил страховую компанию. Действительно, человек скоропостижно скончался, в самый раз исполнить свои обязательства по выплате страхового возмещения. Эти деньги должны были поступить в счёт погашения задолженности по кредитным договорам, которые теперь висят на наследниках. Но в ЗАО «МАКС» не нашли правовых оснований для признания этого конкретного страхового случая. И привели свои доводы. Во-первых, они не получили документальное подтверждение о том, что явилось причиной смерти (напомним, вскрытие не проводилось). Оказывается, и самого понятия «внезапная смерть» нет в договоре. К тому же страховая компания получила информацию о том, что гиды отеля видели Мухина накануне смерти сильно выпившим. А это уже не входит в перечень страховых случаев наряду с гражданской войной и воздействием ядерного взрыва. Попутно они даже выяснили, от чего лечился покойный в своей поликлинике. Вдруг у него имелось тяжкое заболевание? Оказалось, что последние несколько лет он вообще не обращался к медикам, чувствуя себя вполне здоровым.
В связи с отказом ЗАО «МАКС» выплачивать банку страховое возмещение вдова была вынуждена обратиться с иском в Свердловский районный суд Иркутска. Его суть: признать смерть мужа страховым случаем, взыскать сумму страхового возмещения, компенсировать моральный вред.
И вот долгожданный судебный вердикт: суд признал доводы истицы обоснованными и не только постановил взыскать с ЗАО «МАКС» сумму страхового возмещения, но и по закону «О защите прав потребителей» обязал ответчика выплатить штраф и компенсировать нанесённый моральный вред. Суд посчитал, что даже если в договоре страхования отсутствует такое понятие, как «внезапная смерть», это не может служить основанием для отказа в выплате денег. С человеком не по его вине случилось непоправимое несчастье. В благополучные времена он заплатил страховщикам за то, чтобы уменьшить риски невыплаты долга.