издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Яма» в «Подвале»

Размышления после спектакля молодёжного камерного театра

  • Автор: Иван Колокольников

Недавно автору этих строк впервые довелось посетить молодёжный камерный театр «Подвал». Шла новая постановка – спектакль «Яма» по повести Александра Куприна. Выбранное произведение – вещь глубокая и очень сложная для восприятия. А здесь перед нами коллектив, практически полностью состоящий из артистов-любителей. Но спектакль в целом получился ярким и запоминающимся.

Изначально «Яма» – произведение никак не сценическое. Поэтому для того, чтобы представить его в театре, создателям спектакля необходимо было проявить немалое мастерство. На сцену должны быть выведены обитатели публичного дома, а потому артисты могут уйти в излишнюю гротесковость. Однако все творческие задачи были решены. В этом заслуга режиссёров – Евгения Сергеева и Ольги Моревой-Кашкарёвой.

Нельзя не сказать добрые слова и в адрес артистов: играли они со вкусом. Особенно важно это в случае с исполнительницами ролей «девушек лёгкого поведения». Внешние эффекты не вытеснили глубокое значение купринских образов. Здесь, несомненно, хорошо поработал Сергей Помазан, педагог по актёрскому мастерству.

Один из наиболее сильных образов в пьесе – Женька, попавшая на скользкую тропу, но сохранившая в себе волевые качества и жажду справедливости. Исполнительница этой роли Екатерина Стрелкова-Алексеева смогла показать рельефный образ своей героини, причём без ненужной аффектации. Безвыходная трагедия заблудшего человека, столь живо донесённая Екатериной до зрителей, не оставила равнодушных среди сидящих в зале.

Не менее сложен и образ Любы – девушки, в которой порочность среды не убила детскую наивность и доверчивость. С искренней преданностью привязывается она к Лихонину, решившемуся забрать её из публичного дома. Очень выразительно исполнила роль Юлия Давыдова, точно передав искренность своей героини. Отметим и Ольгу Никанорову в образе Эммы Эдуардовны. Роль безжалостной и расчётливой властительницы скандального заведения она сыграла очень тонко. Никанорова создала контрастный образ, умело избежав излишней гротесковости. Хорошее впечатление оставили и исполнительницы других женских ролей: Марина Емельянова (Тамара), Анна Нагуманова (Нюра), Екатерина Береснева (Манька Маленькая) и другие.

Заслуживает особого упоминания Елена Шошина, исполнившая роль актрисы Ровинской. Достаточно эффектным получился образ этой своевольной светской дамы, которая привыкла жить в своё удовольствие, но при этом ещё не лишилась души. Ровинская – успешная певица, которая в виде особой щедрости дарит обитателям публичного дома музыкальный номер в своём исполнении. Поэтому актриса, которой поручается данная роль, просто не может петь плохо. Пускать фонограмму с чужим исполнением – в этом уже будет фальшь. Кажется, создатели спектакля нашли очень даже рациональный выход: сыграть Ровинскую пригласили профессиональную вокалистку.

Дело в том, что Елена Шошина в 2015 году окончила бакалавриат Московского государственного университета культуры и искусств. Причем её педагогом по специальности был известный оперный певец Павел Кудрявченко, к сожалению, скончавшийся в прошлом году. Этот именитый артист в своё время учился в Одесской консерватории в классе Галины Поливановой. А она связана с нашим городом: в годы войны будущая певица жила в Иркутске, именно здесь она получила первый опыт публичных выступлений, когда ходила петь в госпиталях для раненых. Однако вернёмся к Елене. По личному признанию вокалистки, уже два года она почти не пела. Несмотря на это, прекрасную школу и красивый тембр голоса молодой певицы зрители оценили по достоинству.

Среди исполнителей мужских ролей, несомненно, выделяется Артур Перминов (Платонов). Видно, что он очень вдумчиво подошёл к работе над сложной ролью писателя, который чутко улавливает всю трагичность положения окружающих героев, но никак не может им помочь. Удачными были и роли Павла Викторовского (Собашников), Никиты Рыбачука (Лихонин), Антона Бадыкова (Ярченко), Романа Котина (Рязанов), Андрея Кривоносенко (Симеон). Пока ещё неуверенно держится на сцене Илья Дикунов, исполняющий роль кадета Коли. Между тем в уста этого героя вложен достаточно выразительный рассказ о девушке, обесчещенной его старшим братом. Впрочем, исполнитель ещё доработает свою роль.

Помимо Елены Шошиной по ходу спектакля поют и другие исполнительницы женских ролей. В связи с этим нельзя не отметить работу, проведённую Светланой Федосовой, занимавшейся с ними вокалом. Заслуживает внимания и хореография, за которую отвечал Станислав Аккерман.

«Яма» – произведение тяжёлое. Безысходность судеб многих героев тем не менее не помешала тому, что многие посетители «Подвала» смогли испытать подлинный катарсис. Постановка вышла цельной и заставила ещё раз задуматься о противоречиях мироздания. Ведь обитатели самого настоящего «дна» могут оказаться куда искреннее и человечнее, чем те, кто привык их осуждать. А еще спектакль показывает, как порою бывают нужны окружающим нас людям помощь и участие.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры