«И тогда привиделся сад…»
«Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь...» – произнёс однажды поэт для всех нас, уже-ещё живущих. И произнёс на века! Память обитает в Слове, а посему должна быть высказана. Внятно. Полно. Во всеуслышание.
Мы так долго молчали, что охватил страх промолчать себя, предков, друзей, свой мир и свой язык.
Долго и тщательно «строители рая земного» культивировали в нас ту самую «пустошь», что аукнулась теперь постсоветским болотом, засасывающим нас сообща и поодиночке. Партии, религии, идеологии все века пытались собрать людей воедино, но всякий раз получалась толпа, ведомая поводырём – и неизвестно, насколько зрячим… Мы долго пренебрегали простым природным чувством памяти, которая растит личность и творит землю людей.
Может, это чувство от Бога?!
«Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…» И опомнимся! То есть наполнимся памятью. Памятью родного языка, а не сленга власти, памятью отца своего, мало и достойно пожившего, светлым образом матери, великими и честными друзьями, неподдельной красотой мира, даже растущей сквозь грязь и кровь…
В этом круге мыслей много лет назад и была затеяна эта книга. Она росла, как деревце, долго и неспешно, едва успевая насытиться солнцем и питаясь светописью. Великое и неизвестное искусство фотографии, явившись в двадцатый век, ущербный до беспамятства, впитало в себя стихию памяти и сохранило приметы века в назидание отрёкшимся. Фотография безжалостно «раздевала» тиранов и генералиссимусов, обращала взор миллионов на людские страдания, обесценивала толпу и величала личность. Пропитывая памятью всю нашу повседневность, светопись наполняла семейные альбомы ликами предков и давних друзей, расширяя застиранное время коммунальных квартир до вечности… Неспроста фотографию нарекли искусством мумифицированного времени.
И вот, унаследовав однажды фотографию, я и посадил маленькое деревце собственной памяти, посадил просто так, на авось. Я снимал везде и всюду, мне несказанно везло на удивительные встречи, судьба не раз дарила мне расположение и дружбу великих и добрых людей. Деревце росло, рос и я.
Но вдруг уже на склоне лет я с огорчением стал замечать, что жизнь вокруг мощно возвысившегося дерева стала превращаться в некрополь и зарастать крапивой забвения. Будучи к тому времени умелым садовником, я взыскательно спросил себя: «Кладбище или сад?!»
И тогда привиделся сад в форме этой книги. В этом саду я поселил всех добрых и настоящих людей моей провинциальной эпохи, всех живущих ныне и безвозвратно ушедших – пусть уютно гуляют вместе по аллее моего просторного сада. А я буду рассказывать им – заодно и читателям – всё, что не сумел ещё сказать.
Самое сокровенное…
Что проросло во мне за долгие годы…
Презентация новой книги и встреча с автором состоятся 14 августа 2018 года в Музее истории города Иркутска. Приглашаем всех желающих приобрести книгу.
Кроме того, её продажа уже началась в сети «ПродаЛитъ»