«Тарифы не трогай»
Кому должно быть адресовано требование остановить рост тарифов?
С 1 июля электроэнергия для жителей Иркутской области подорожала на 5 копеек за киловатт-час и будет стоить теперь 1,06 рубля. Принятое в конце прошлого года решение об индексации тарифа традиционно вступает в силу летом. Правила ценообразования на энергоресурсы в России действуют давно. Рост тарифов соответствует в среднем темпам инфляции. И к этому все привыкли. Но уже в течение трёх недель в соцсетях, а теперь и на митингах возникшее по инициативе депутата Госдумы от КПРФ Михаила Щапова движение «Стоп тариф» борется с их возможным увеличением в 2-3 раза. О том, почему тарифы обсуждают на площади, читайте в материале.
«А зачем вы собрались?»
У созданного 23 июня движения «Стоп тариф» есть оргкомитет, логотип и сайт. Однако не совсем ясно, против каких и чьих решений предстоит объединиться иркутянам, чтобы выйти с протестом. Формальным поводом к созданию «Стоп тарифа» стали опубликованные 28 мая в ряде федеральных СМИ материалы о предложениях, которые направлены на поддержку предприятий, управляемых компаниями Олега Дерипаски, в связи с санкциями США. Одна из многих инициатив касалась отмены перекрёстного субсидирования тарифа на электроэнергию для населения региона.
Сумма, которая закладывается в платежи бизнеса сверх экономически обоснованной стоимости электроэнергии, – это и есть перекрёстное субсидирование. Это те деньги, которые оплачивают часть тарифа для населения, получающего электроэнергию в сетях низкого напряжения – самым дорогим способом доставки электричества. По данным Службы по тарифам Иркутской области, в 2018 году уровень перекрёстного субсидирования составит 5,73 млрд рублей. Из них на предприятия, управляемые компаниями Дерипаски (потребляют 24 млрд кВт-ч из 46,5 млрд кВт-ч, вырабатываемых в Приангарье), приходится более 3 млрд рублей.
«Стоп тариф» решил сказать своё веское слово в деле регулирования тарифов сначала на пресс-конференции, затем на митинге. Во всём этом начинании есть один пробел. Дело в том, что никто из организаторов движения не видел предложений En+. И вовсе не риторическим они считают вопрос в свой адрес: «А зачем вы тогда здесь собрались?»
Нет предмета для обсуждения
«ВСП» обратилась в профильное министерство с просьбой пояснить, на какой стадии обсуждения в Минэнерго РФ сейчас находится пакет предложений по поддержке предприятий En+. В ведомстве сообщили, что предложения пока рассматриваются правительством России, никаких решений не принято. При этом в ответе Минэнерго РФ указано, что «предложение по сокращению величины перекрёстного субсидирования на территории Иркутской области потребует увеличения тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему потребителей темпами, превышающими параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации». Отдельно уточняется, что эти решения «должны быть приняты руководством субъекта Российской Федерации». То есть губернатором и региональным правительством.
Разговаривать с аналитиками и экспертами на эту тему оказалось ещё сложнее. «Меня пугает, что вы говорите об этом с такой высокой долей уверенности», – заметил директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов, услышав вопрос о том, как должен выглядеть порядок отмены перекрёстного субсидирования в Иркутской области. По его словам, этот механизм не действует сейчас на территории Северного Кавказа и в Карелии. И то лишь потому, что в этих регионах отсутствуют крупные промышленные предприятия.
– А мы говорим об Иркутской области и алюминиевых заводах – потребителях трети всей энергии, производимой в Сибири. Здесь потребуются изменения общей конфигурации ценообразования, – пояснил он.
Предмет для разговора о поддержке бизнеса Олега Дерипаски, скорее всего, не возникнет. Перед алюминиевым производством не стоит проблема себестоимости (доля электроэнергии в цене алюминия БрАЗа и ИркАЗа составляет 27%. – «ВСП»), несмотря на рост цены глинозёма. С учётом слабеющего рубля конкурентоспособность продукции компании остаётся высокой, отметил Худалов.
– Компания до 23 октября получила разрешение на бизнес-операции в США. Вероятность того, что его продлят, очень высока, – заметил наш собеседник. – Дело в том, что алюминиевая отрасль США оказалась не в состоянии воспользоваться возникшим преимуществом. К тому же на руководство США оказывают давление партнёры En+. В дополнение к этому в компании работают над тем, чтобы вывести бизнес из-под санкций.
Угроза, которая «булькнула»
– Мой опыт говорит, что нельзя, не разобравшись, вводить людей в заблуждение, – считает бывший депутат Законодательного Собрания Иркутской области нескольких созывов Юрий Фалейчик. – Мне кажется, что предмета для митинга нет. Есть угроза, которая «булькнула» месяц назад в газетах. А оппоненты её поддерживают. Старательно собирают народ и пугают. Угроза гипотетическая. И её надо разбирать в экспертных сообществах, на круглых столах, кулуарно. Но не выносить на публику, иначе обманете людей.
Фалейчик настаивает, что принципы тарифообразования чётко прописаны в законодательстве, и правительство уже не может внести в них изменения необсуждаемым постановлением. «Я вам должен доложить, что исключительная компетенция в установлении тарифов для населения находится в «Сером доме». Если мы чувствуем хоть какую-то угрозу повышения тарифов, то надо говорить губернатору: «Обещал услышать голос каждого – пожалуйста, тарифы не трогай», – обратился он к создателям движения.
– Оргкомитет может уже сейчас закрыться и себе медали повесить, – язвительно замечает Юрий Фалейчик. – Никакого кратного повышения тарифов не будет, а вы свою позицию уже высказали: «Мы – против».
Не место для дискуссий
Нужна ли общественная дискуссия вокруг сложной темы энерготарифов? При таком раскладе, очевидно, нужна. Например, губернатор Иркутской области Юрий Ножиков, на которого так часто ссылаются организаторы «Стоп тарифа», считал важным проводить открытые для журналистов, представителей потребителей, экспертов заседания региональной энергетической комиссии, устанавливающей тарифы.
Можно на митинге организовать общественную дискуссию? Ответить на этот вопрос 28 июня попытались организаторы движения «Стоп тариф». На него пришло, по разным оценкам, от 500 до 700 человек. «Мы выполнили свою задачу примерно на две трети, – сообщил Павел Степанов, один из организаторов митинга.– Изначально заявляли митинг на тысячу человек». Выглядел он расстроенным – и вряд ли из-за жары. По его мнению, со сцены не должны были звучать политические заявления.
Результат акции был известен заранее: митинг – не место для дискуссий. У молодого общественного движения инициативу быстро перехватили более опытные в этих делах старшие товарищи. Кандидаты в региональный парламент от КПРФ были широко представлены на трибуне. Хотя порой казалось, что эту акцию иркутским коммунистам преподнесли на блюдечке сами организаторы «Стоп тарифа».
В КОНТЕКСТЕ
Сергей Брилка, председатель Законодательного Собрания Иркутской области: «Уровень тарифов на электроэнергию для населения Иркутской области, установленный с 1 июля 2018 года, остаётся стабильным и самым низким в России».
Сергей Брилка отметил, что никакими данными о возможном значительном повышении тарифа в дальнейшем областной парламент не располагает:
«С учётом планового повышения на 5 копеек стоимость электроэнергии для населения Приангарья с 1 июля 2018 года составила 1,06 рубля за киловатт-час. Именно эти цифры утверждены Службой по тарифам Иркутской области.
При этом у региональной Службы по тарифам, руководит которой губернатор Иркутской области, исключительная компетенция установления тарифов для населения», – цитирует спикера его пресс-служба.
«Попытки сегодня дестабилизировать ситуацию в регионе, спекулируя на теме стоимости электроэнергии для граждан, со стороны отдельных общественных движений не имеют под собой конкретных обоснований. Вместе с тем понятно, почему эта тема выносится на широкое обсуждение именно сегодня: она становится козырем в борьбе определённых политических сил в рамках кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания области, – отметил Сергей Брилка в своём обращении. – Считаю, что в отсутствие конкретных документально подтверждённых планов значительного повышения энерготарифов для населения Приангарья подобные действия неприемлемы. Уверен, что только конструктивный диалог – залог сохранения стабильности в регионе».