На трибуне с веслом
Губернатор отчитался о развитии Иркутской области в 2017 году
«Исполнительная и законодательная власть – это два весла в одной лодке», – сказал губернатор Сергей Левченко 28 июня на сессии Законодательного Собрания. В этот день он держал отчёт перед «товарищами депутатами» о работе в 2017 году своего «весла», а именно – правительства. Однако его видение ситуации слегка не совпало с видением депутатов. Весло главы области уже давно угребло куда-то в «процветание», а весла депутатов всё цеплялись за город Усолье-Сибирское, на химпредприятии около которого недавно был взрыв, за непостроенную поликлинику в Маркова и аэропорт в Усть-Илимске. Синхронной гребли не получилось.
Коммунизм в отдельно взятом регионе
«Уважаемые товарищи депутаты» – так, по-советски, начал свой отчёт глава области. 30-минутная речь и правда напоминала доклады генсеков, и очень верилось, что «в следующей пятилетке мы будем жить в коммунизме». Ни одной отрицательной цифры: в 2017 году доходы бюджета Иркутской области увеличились на 11,1 млрд рублей. Сводный индекс промышленного производства оказался выше среднероссийского почти на 2%. Валовый региональный продукт, по предварительным оценкам, вырос на 3,4% и составил 1 трлн 237 млрд рублей. За пять месяцев 2018 года реальные располагаемые доходы населения впервые с 2013 года показали положительную динамику на 0,5%. В январе–мае 2018 года среднемесячная номинальная зарплата жителей области выросла до 40,5 тыс. рублей. И умирать в регионе стали позднее. Средняя продолжительность жизни теперь 68,2 года. С 2005 года в России пенсионеры стали жить на 6,5 лет дольше, в Иркутской области – почти на 8 лет. Можно только радоваться, казалось бы. Но через два дня после отчёта, изобилующего формулировками «бюджет развития» и «жить стали дольше, жить стали веселее», тот же губернатор заявил агентству РБК, что он против повышения пенсионного возраста. Отчего же? Если доходы нашего населения растут наперегонки с его же трудоспособным возрастом.
Как оказалось, у депутатов ЗС много вопросов к «бюджету развития». Отчёт о построенных в 2017 году спортивных сооружениях убедителен в цифрах, но куда денешь главу посёлка Молодёжный с его многолетним вопросом: где крытый хоккейный корт? «Два месяца назад вы дали поручение, чтобы деньги были выделены, но до сих пор ничего не сделано, – сказала депутат Анастасия Егорова. – В этом году для начала строительства требуется 50 миллионов рублей». «Я действительно дал поручение эти 50 миллионов выделить, мы постараемся в этом году сделать», – сказал губернатор. Поскольку июньской корректировки бюджета не было, следующее рабочее заседание сессии, вероятно, будет в сентябре. «Когда главе Молодёжного поступят 50 миллионов рублей?» – спросила Анастасия Егорова. Губернатор заявил: «Там можно делать в зимний период, это я вам как строитель говорю ответственно».
«Здесь нет абсолютного ущерба»
Ещё один вопрос Анастасии Егоровой и вовсе вызвал недоумение главы области. Он уже рассказал, что на строительство и капитальный ремонт медучреждений в 2017 году была выделена сумма 1 млрд 859 млн рублей. Цифры впечатляющие, жаль, что нельзя развесить их по стенам домов в посёлке Маркова, жители которого нуждаются в своей поликлинике. В Маркова есть земельный участок, есть частники, желающие построить больницу. «Вопрос состоит в том, чтобы заключить с вами соглашение, что будут выделены деньги, по сути – ОМС, для того, чтобы жители могли на свои же страховые взносы получать это обслуживание. Мы разговаривали с министром здравоохранения, он считает, что нет смысла выделять ОМС частным клиникам», – сказал Егорова. Губернатор в ответ начал пространные рассуждения про «частное – не есть хорошее». А потом заявил, что область – пример для всей России по государственно-частному партнёрству, в том числе и в медицине. «Мы в три раза увеличили количество договоров по государственно-частному партнёрству», – заявил он. В пример привёл работу по строительству радиологического отделения в онкоцентре. Однако при чём тут жители Маркова, страдающие без обычной – не онкологической – клиники, не уточнил. Вместо этого он предположил, что марковские частники «хотят гарантированного выделения денег, независимо от «обратились – не обратились». «А если люди к ним не пойдут, мы что, будем тратить фонд ОМС независимо от того, обратились к ним или не обратились?» – спросил глава области.
В диалог вступил министр здравоохранения Олег Ярошенко. «Никакого гарантированного финансирования из ОМС без подтверждения критериев, о которых говорил Сергей Георгиевич Левченко, мы не имеем права выделять, это коррупционная составляющая», – заявил он. А потом сказал: «Население Иркутского района получает качественную медицинскую помощь и в медсанчасти аэропорта, и во всех городских и областных учреждениях города Иркутска. Поэтому я считаю, что здесь нет абсолютного ущерба для жителей Иркутского района».
Вопрос депутата Владимира Новожилова, казалось, был далёк от проблем жителей Маркова, но на самом деле – более чем близок. «Как вы относитесь к идее Иркутской агломерации?» – спросил Владимир Новожилов. Те же самые марковцы сейчас заложники «стихийной агломерации», которая есть – и её как бы нет. Министр Ярошенко шлёт их в иркутские больницы, как будто агломерация уже есть. И есть скоростное сообщение, и нет очередей в иркутских клиниках. Губернатор сообщил, что не хотел бы назначать дату «создания агломерации», потому что считает, что в прошлый раз политику поставили вперёд и тем самым испортили проект. В итоге он сообщил, что сейчас разрабатываются некие «стратегические каноны», по которым будут строиться объекты будущей агломерации. Есть договорённости с не названой «федеральной интегрированной структурой», «крупной московской архитектурно-строительной конторой», которая определила «географический центр» «от Иркутска в сторону Ангарска». Пока правительство с помощью Москвы определяется с географическим центром, жителям Маркова надо ещё чуток потерпеть, потому что «сделать агломерацию к какому-то году невозможно».
Уровень стратегического планирования правительства открылся не только на теме агломерации, но и на вопросе от депутата Владислава Буханова. Он напомнил о рекордных объёмах зерна, полученных регионом в 2017 году. «Мы 870 тысяч тонн зерна получили, ставим задачу на миллион, а есть ли планы по организации переработки на территории области?» – спросил он. Губернатор сообщил, что не видит ничего плохого в экспортном рынке, поскольку он «бездонный», а селяне в прошлом году за счёт продажи зерна получили 1,3 млрд рублей. Тем не менее Левченко заявил, что основная цель – всё же конечный продукт. Но не объяснил, как он собирается зерно, проданное в Китай, получать в виде булок в Иркутской области.
«Если Ангарск захочет, он напугает всех»
То, что все цифры отчёта может перечеркнуть один реальный случай, хорошо показал усольский депутат – коммунист Роман Габов, житель моногорода, а к моногородам сейчас особое внимание. Сергей Левченко особо подчеркнул, что «правительство системно проводит работу по стабилизации ситуации в моногородах». Из федерального и областного бюджетов на них в 2017 году выделено 1,3 млрд рублей.
Но Роман Габов напомнил, что недавно на территории «Усольехимпрома» произошло ЧП с выбросом в атмосферу предположительно тетрахлорида кремния. «Разбирательства по этому делу меня, как жителя города, не устраивают, – заявил Габов. – Почему я 21 июня в первом часу ночи получил звонок от своего товарища, который работает в энергетической компании, и он меня предупреждает: надо закрыть окна и приготовиться к эвакуации. На территории предприятия были хлопок, взрыв, ядовитое облако смещается в сторону города. К сожалению, через 12–14 часов к середине следующего дня не все контролирующие, надзорные областные органы знали об этом чрезвычайном происшествии». Роман Габов напомнил, что эта проблема касается и Иркутска и Ангарска. Депутат спросил, какие меры предпринимает правительство, чтобы изменить ситуацию.
Сергей Левченко напомнил, что в Усолье опасны и нефть, и ртуть, и хлор, и у всего этого «разные направления и разные собственники». «Знаете, сказать, что нам шашкой махнуть, и сразу все эти проблемы решатся – так не бывает, – сказал губернатор. – Я бы не советовал никому пугать город Ангарск. Если Ангарск захочет, он напугает всех. Вот этим делом, чем вы сейчас пугаете. Не нужно этого делать, соревноваться в этом не стоит. Вы мне два дня назад прислали письмо по этому делу письменное. Я дал поручение разобраться, и вы в установленный срок получите и устный, и письменный ответы». Подчинённые Левченко сообщили, что направлены материалы в прокуратуру о согласовании внеплановой проверки выполнения мероприятий в области гражданской обороны в Усолье-Сибирском. А пока, как было сказано в отчёте губернатора, каждый моногород получил «по одной машине «скорой помощи».
Депутат Анатолий Дубас напомнил, как уже год в другом моногороде – Усть-Илимске – застопорился проект авиасообщения Иркутск – Усть-Илимск. А депутат Борис Алексеев сообщил главе области, что руководители моногородов давно просят встречи с председателем правительства, чтобы понять, как будут развиваться вверенные им территории. Пока понимание слабое. Отчёт и оставил такое впечатление – цифр много, понимания мало. Тем не менее депутаты постановили принять его к сведению, и губернатор отправился дальше грести своим веслом.