Компромиссное решение
Иркутск получит на развитие не менее 1% доходов областного бюджета
Объём субсидии Иркутску на исполнение функций областного центра будет законодательно закреплён в размере как минимум 1% от доходов регионального бюджета. Сейчас это не менее 0,2%. Закон был принят на июньской сессии Законодательного Собрания и передан на обнародование губернатору. Таким образом, город может рассчитывать на дополнительное финансирование инфраструктурных объектов на сумму не меньше 1 млрд рублей.
Изначально разработчики законопроекта об увеличении субсидии Иркутску депутаты Эдуард Дикунов и Владимир Чеботарёв настаивали на 2,2% от доходов областной казны, что в деньгах составляет около 2,5 млрд. В первом чтении 5 июня он был принят именно в такой формулировке. Но при дальнейшем обсуждении из-за сопротивления других муниципалитетов и губернаторского крыла «Серого дома» была зафиксирована другая цифра.
На заседании профильного комитета ЗС в прошлый понедельник глава областного минфина Наталья Бояринова предложила от имени губернатора оставить в законе 0,2%. А плюсом добавлять сумму, равную увеличению доходной части бюджета. И таким образом стимулировать город на развитие собственной доходной базы. Это была вторая попытка правительства продвинуть такой подход к формированию «столичной» субсидии. Но комитет по госстроительству губернаторскую поправку отклонил.
С 2014 года финансирование Иркутска как областного центра превышает прописанные 0,2% доходов регионального бюджета. В 2017 году оно составило 1,05% – 1,085 млрд рублей, в 2018 году запланировано 722 млн. Заместитель мэра Иркутска Альфия Валиулина в ходе обсуждения заметила, что правительство предлагает стимулировать город по уровню роста доходной базы. Но тогда Иркутск никогда не достигнет финансирования, которое получил в прошлом году, резюмировала она.
Наталья Бояринова обратила внимание на то, что обсуждается вопрос межбюджетных отношений, а заключения на него Ассоциации муниципальных образований нет. Позицию муниципалитетов выразил мэр Зимы Андрей Коновалов, который считает, что увеличение субсидии Иркутску негативно скажется на объёме межбюджетных трансфертов для других муниципалитетов.
«Сегодня объём нецелевых межбюджетных трансфертов с учётом народных инициатив достигает 6,8 миллиарда рублей, – заявил он. – А многим муниципалитетам не хватает денег для выплаты заработной платы. Мы не знаем, как доживём до октябрьской сессии (после избрания депутатов нового созыва ЗС изменения в бюджет могут быть внесены лишь осенью, традиционные июньские корректировки бюджета в этом году с подачи правительства не проводились. – «ВСП»)». Он пояснил, что именно по этой причине были заблокированы налоговые законодательные инициативы мэров Ангарска и Братска, которые предполагали большие расходные обязательства. 36 мэров высказались против этого, заявил Коновалов.
По показателю бюджетной обеспеченности Иркутск не является лидером, заметил на это глава комитета по госстроительству Борис Алексеев. Областной центр опережают, например, Зима (30,6 тыс. рублей на жителя города), Саянск (31, 9 тыс.), Свирск (43,7 тыс.), Катангский район (147 тыс.). «Иркутск никого не опередил, – сказал Алексеев. – Направление мысли и действия депутатского корпуса правильные, в ближайшее время они будут подкреплены и действиями нашего правительства».
Тем не менее сессии было предложено проголосовать за субсидию в объёме минимум 1%. И это был компромисс между интересами областного центра и других муниципалитетов. «Мы определили золотую середину», – прокомментировал Алексеев. Это устроило и муниципальные власти Иркутска, для которых было важно зафиксировать субсидию в размере не меньше прошлогодней.
Предметом договорённости стала ещё одна поправка. Наталья Бояринова напомнила, что в случае принятия новых расходных обязательств либо должны появиться дополнительные доходы, либо необходимо произвести секвестирование расходов. Она предложила перенести срок вступления в силу обновлённого закона об административном центре – с 1 января 2019 года, а не с момента принятия.
Прямая речь
Мэр Иркутска Дмитрий Бердников:
Три года назад, когда я только начал работать мэром Иркутска, одной из главных задач ставил повышение финансовой самостоятельности муниципалитета. Этот вопрос мы не раз обсуждали с депутатами Законодательного Cобрания. И мы активно ведём работу в этом направлении! Участвуем в федеральных и областных программах, привлекаем дополнительные средства. В прошлом году Иркутск вошёл в 6 федеральных и 11 областных программ. Чтобы вы понимали – это большая планомерная работа по наполнению бюджета города.
Однако этого недостаточно. Приведу лишь несколько цифр. До 2025 года городу необходимо построить 63 школы, 96 детских садов, больше 10 учреждений культуры и дополнительного образования, порядка 65 спортивных объектов. Привести к нормативным требованиям более 700 километров дорог! Это минимум, необходимый для комфортной жизни наших горожан. А ещё переселение из ветхого и аварийного жилья, благоустройство дворов и общественных пространств, обновление транспорта. Все эти направления требуют больших расходов.
Увеличение финансирования для Иркутска – это не жест благотворительности и не подарок городу. Областной центр не может формировать свой бюджет так же, как обычный городской округ! Иркутск уже не раз доказывал, что умеет эффективно распоряжаться финансовыми средствами. Наши муниципальные практики были отмечены как лучшие на федеральном уровне. Но нам необходимы более глобальные преобразования! Поэтому хочу заверить: мы будем продолжать бороться за права иркутян, отстаивать и дальше их интересы на всех уровнях!
Председатель Думы Иркутска Евгений Стекачёв:
Безусловно, я, как председатель Думы, поддерживаю инициативу депутатов Законодательного Собрания Приангарья об увеличении субсидии на исполнение функций административного центра. Именно в Иркутск со всей области едут лечиться, работать, учиться. В Иркутске сосредоточены все областные и федеральные органы власти. Миграция в областной центр растёт год от года. К этому прибавляется поток туристов. Инфраструктура города испытывает тройные нагрузки. Город должен выглядеть достойно. Я считаю, наша обязанность – обеспечить жителям и гостям комфортное существование. Изменения в законе «О статусе административного центра Иркутской области» гарантируют Иркутску около миллиарда рублей из областного бюджета. Это позволит начать строить новые транспортные развязки, направить средства на возведение школ и детских садов. Мы и сейчас это делаем, но сможем развиваться ещё более динамично в этих направлениях.