Финансовый поводок для муниципалитетов
Правительство отказывается отдавать территориям дополнительные доходы
Правительство области не устаёт повторять о росте доходов региональной казны. Однако далеко не все жители региона могут это почувствовать на себе. Например, на июньской сессии выяснилось, что целый ряд соцобъектов, которые можно было отремонтировать или построить сверх плана, опять «завис». Это произошло потому, что правительство отказалось вносить корректировки в бюджет на июньской сессии и даже не смогло внятно мотивировать своё решение.
Чудо в наследство
Вот уже два года подряд в отчётах чиновников Иркутская область выглядит как минимум территорией локального экономического чуда. Об этом любят говорить самые разные люди, а больше всех – региональное правительство. На последней сессии ЗС внимание к теме попытался привлечь депутат-коммунист Илья Сумароков. При поддержке губернатора-однопартийца его внук стал министром сельского хозяйства, самым молодым в региональном правительстве. Если верить отчётам КСП, под руководством представителя этой славной династии минсельхоз побил все рекорды по заграничным командировкам в Таиланд и другие тёплые страны.
Однако, несмотря на все намёки дедушки, Сумароков-внук вовсе не причастен к росту доходов казны. Как не причастно и всё нынешнее региональное правительство. Рост доходов – это капитал, полученный в наследство от предшественников. Просто пять лет назад нескольким крупным предприятиям дали налоговые льготы, а теперь налогоплательщики выросли и возвращают деньги сторицей. Так что эффект стал запланированным, ожидаемым и не будет длиться вечно.
Казалось бы, теперь самое время пожить спокойно и насладиться достатком и стабильностью. Дефицит по итогам прошлого года получился минимальный и составил всего-то 180 млн рублей – мизер для регионального бюджета. Государственный долг, который тоже всегда есть, нынче не превышает экономически безопасные значения, все обязательства по его обслуживанию выполняются. Вроде бы начато строительство большого числа социальных объектов.
Так почему же в адрес Законодательного Собрания уже поступило более трёх десятков обращений от глав местного самоуправления с просьбами о помощи? У кого-то не хватает денег на выплату повышенной зарплаты, у кого-то долги за ЖКХ и телефонную связь. И это при нынешнем росте доходов областного бюджета. Судя по всему, к осени ситуация не только не исправится, но и усугубится.
Теоретически деньги есть, фактически – их нет
Более того, похоже, что в этом году нам не удастся похвастаться отремонтированными сверх плана школами, поликлиниками, садиками и дорогами. Не потому, что в бюджете нет денег, и даже не потому, что они направлены на какие-то другие цели. Всё идёт по плану. Вот только региональное правительство отказалось на июньской сессии провести корректировку бюджета. И даже не смогло объяснить, почему принято это странное решение. В новейшей истории Иркутской области такого ещё не случалось.
Дело в том, что все расходы на строительство детских садов и школ, на зарплаты и отпускные, на ремонт канализационных систем и дорог закладываются в бюджет. Поступления тоже планируются заранее, а если появляются дополнительные доходы, их тоже вносят в бюджет как можно скорее. Ведь, пока это не сделано, денег вроде как нет. Ситуация повторяется из года в год, поэтому вместе с бюджетом депутаты ЗС принимают постановление к исполнению бюджета. В нём перечисляются все объекты, на которые в первую очередь следует тратить дополнительные доходы.
Этот год не стал исключением. К июню в регионе как раз появились дополнительные доходы. На сессии Законодательного Собрания заместитель председателя правительства Антон Логашов заявил, что по налогу на прибыль допдоходов собрано 4,2 млрд рублей. Правда, сумма может меняться, но так происходит каждый год. К тому же есть и другие налоги, с которыми уже можно работать. Ведь, если сейчас не распланировать, куда их потратить, потом будет поздно. В следующий раз депутаты соберутся только в сентябре. Даже если они распределят все деньги, до муниципалитетов средства дойдут только в ноябре. А в ноябре в Сибири не строят. Значит, о капитальных ремонтах, новых дорогах, которые не вошли в бюджет, но есть в постановлении ЗС, можно забыть. И постановление исполнено не будет. Собственно, об этом на сессии напрямую сказала председатель бюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова.
– Вы будьте аккуратнее в формулировках, – запротестовал Логашов.
– Ну, если дело только в формулировках, давайте сформулируем иначе. Но суть от этого не изменится, – согласилась Наталья Дикусарова.
Поликлиники, которые мы потеряли
А в постановлении очень много важных объектов. Например, ремонт поликлиники в посёлке Хужир или замена лифтов в Усть-Илимской больнице. Новое здание для Тангуйской участковой больницы, капремонт детского инфекционного отделения в Ангарске, капремонт участковой больницы в Олонках. Былы запланированы завершение работ и ввод в эксплуатацию отделения реабилитации на улице Чайковского в Иркутске, в санатории «Подснежник». А ещё в этом списке школы, детские сады, дороги.
Получается, что опять за бортом остался полигон твёрдых коммунальных отходов в Черемховском районе. По настоянию правительства области денежные средства с него были сняты и перемещены на другие цели. При этом чиновники твёрдо обещали, что деньги вернутся после корректировки бюджета. В итоге к настоящему моменту подготовлено техническое задание на проведение конкурса, конкурс не отыгран. Так и не выделены деньги на лесоустроительные работы, хотя эта проблема давным-давно «горит» в регионе. Дорожный фонд не получил ни копейки из нераспределённых средств.
– А как же гимназия № 25 в Иркутске, строительство школы в селе Хомутово, строительство детского сада в посёлке Мама, реконструкция детских садов в Усолье, Манзурке, Усть-Ордынском, Хужире, Тулуне и других объектов, которые вошли в постановление? – поинтересовалась Наталья Дикусарова. Антон Логашов, который самостоятельно вообще не смог ответить ни на один вопрос, снова выбрал «подсказку зала» и передал слово министру образования.
Валентина Перегудова вынуждена была признать, что кое-где работы всё-таки идут, но за счёт местных бюджетов.
– А мы-то говорим про областной, – не отступала Наталья Дикусарова. – В списке много капитальных ремонтов, на которые мы предполагали выделить субсидии. Сейчас это невозможно, так?
– Действительно, это так, – согласилась министр образования.
Доживут ли муниципалитеты до осени?
А что же станет с деньгами, которые уже сейчас лежат мёртвым грузом на счетах региона? Можно их направить на выплату госдолга, например. Хотя жителям области от этого будет ни холодно ни жарко. С госдолгом и так всё в порядке, его обслуживание идёт по графику. Отвечая на вопрос депутата Александра Балабанова: «А доживут ли наши муниципалитеты до осени?», – министр финансов Наталья Бояринова «обрадовала» всех. Оказывается, некоторым – самым лучшим – муниципалитетам предоставили право… брать бюджетные кредиты. Там проценты меньше, чем в коммерческом банке, поэтому муниципалитеты должны быть просто «счастливы». Правда, счастливые люди о помощи не просят, а муниципалитеты – просят.
Озабоченность ситуацией выразила даже региональная прокуратура, соответствующее письмо также переправили губернатору. Очевидно, что к осени проблем станет ещё больше. И это происходит сейчас, когда региональное правительство с апломбом отчитывается перед федеральным центром о небывалых успехах региона и росте доходов. Интересно, как отреагировал бы федеральный центр, узнав, как именно правительство региона распоряжается дивидендами от «экономического чуда», полученного в наследство?
Голодными манипулировать гораздо проще
А ещё в постановлении есть пункт о зарплате глав местного самоуправления. Они получают гораздо меньше директоров бюджетных учреждений, защищённых указами президента. «Все необходимые постановления на уровне области приняты», – заявил Антон Логашов, отвечая на вопрос о зарплатах глав. Теоретически у глав вроде бы есть полномочия поднять себе зарплаты, практически – они не обеспечены финансированием. Более того, рост заработной платы сразу будет идти в минус в общих параметрах финансовой обеспеченности муниципальных образований. Поэтому главы поднимать себе зарплаты не смогут.
– Мы делаем институт глав местного самоуправления неуважаемым, – сказала Наталья Дикусарова. – Когда один руководитель получает заработную плату с учётом указов президента, а глава такую, какую получает, – это дисбаланс в территории. В конце концов, это неуважение. Главам просто не доверяют.
Пожалуй, в последней фразе и кроется весь смысл нынешнего отказа правительства идти на корректировку бюджета. В регионе сложились непростые отношения между муниципалитетами и правительством области, разными способами дискредитируется Ассоциация муниципальных образований. Понятно, что держать муниципалитеты на голодном пайке – это самый лёгкий способ заполучить их лояльность. Гораздо проще манипулировать голодными муниципалитетами, жизнь которых полностью зависит от благорасположения областного правительства, чем управлять сытыми и самодостаточными территориями. Тем более что грядут выборы в Законодательное Собрание, на которых завязано так много различных интересов. Есть свои политические интересы и у правительства. Наверное, кому-то они важнее недостроенных больниц, школ и дорог. Но большинству жителей вряд ли понравится, что политика в регионе перевесила нормальный государственный подход.