От лампочки до трансформатора
Работа электрического цеха ТЭЦ – в очередной главе проекта «Энергетика от А до Я»
Электроэнергию мало произвести, её нужно выдать потребителям. Одновременно обеспечив надёжную работу всех электрических машин, которые есть на ТЭЦ. Их количество измеряют десятками тысяч. А отвечает за всё один электрический цех. Его роль крайне важна – достаточно сказать, что за включение первой турбины ТЭЦ-11 в сеть и её синхронизацию с энергосистемой Иркутской области в далёком 1959 году отвечал начальник смены электроцеха. Вооружившись этим знанием, корреспонденты «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ и Дмитрий ДМИТРИЕВ отправились на станцию, расположенную в Усолье-Сибирском.
«Из котельного цеха пар приходит в турбинный, где раскручивает турбины, благодаря которым генераторы вырабатывают электроэнергию, – завершает начальник электрического цеха ТЭЦ-11 Эдуард Круглов рассказ о месте своего подразделения в технологической цепочке станции. – Энергия передаётся на распределительное устройство, где её трансформируют в другие классы напряжений и распределяют среди потребителей». Последний этап – заключительный как для всей станции, так и для электрического цеха. Но на этом его работа не заканчивается. Помимо снабжения потребителей энергией цех обеспечивает безопасную, надёжную и экономичную работу всего электротехнического оборудования, его безопасный и качественный ремонт, предотвращение и ликвидацию аварийных ситуаций.
В зоне его ответственности – всё, что потребляет электричество на ТЭЦ. Без преувеличения – от обычных лампочек до электродвигателей и генераторов. Об их количестве можно косвенно судить по одной цифре: на собственные – производственные и хозяйственные – нужды станций ПАО «Иркутскэнерго» (и тепловых, и гидравлических) уходит чуть менее 4% электричества, которое они вырабатывают. То есть одна двадцать пятая его часть.
За то, чтобы все электрические машины работали надёжно, отвечают устройства релейной защиты и автоматики. Их задача заключается в том, чтобы определить отклонения в работе оборудования и не дать развиться аварийной ситуации. Этой цели служат и простые автоматические выключатели – привычные «автоматы», которые есть дома у каждого, и сложные микропроцессорные устройства. Сотрудники электроцеха также обслуживают трансформаторы, воздушные линии, ячейки и всё прочее оборудование распределительного устройства ТЭЦ-11.
– Получается как минимум несколько тысяч единиц оборудования, – резюмирует Эдуард Игоревич.
– Десятков тысяч, – уточняет начальник электротехнической лаборатории ТЭЦ-11 Павел Замащиков.
– Да, несколько десятков тысяч, – соглашается Круглов. – Потому что у каждого механизма, который есть в том или ином цехе станции, имеется электропривод. На каждый механизм опять же положена релейная защита. Плюс освещение. Действительно, там десятки тысяч единиц оборудования.
«Схема очень разветвлённая»
За них отвечают 87 человек. Такова численность персонала всего цеха, в работе которого можно выделить три направления: эксплуатация, ремонт, а также релейная защита и автоматика. «По каждому направлению есть свой руководитель, – продолжает Эдуард Игоревич. – Это начальник электротехнической лаборатории и заместители начальника цеха по ремонту и эксплуатации. Они являются моими непосредственными помощниками в выполнении поставленных задач».
Направления, которые курируют заместители по ремонту и эксплуатации, легко определить по названиям должностей. Сотрудники и руководство электротехнической лаборатории отвечают за работу систем релейной защиты и автоматики. Их задачами вдобавок являются электротехнические измерения оборудования станции, высоковольтные измерения и испытания силового оборудования, обслуживание систем возбуждения генераторов.
Если говорить о структуре, то в ремонтном подразделении действует несколько бригад. У каждой – узкая специализация. Одна занимается ремонтом электрических машин, другая отвечает за кабельные линии, третья – за распределительные устройства, четвёртая – за освещение. Эксплуатацией оборудования, в свою очередь, занимаются четыре вахты. Они работают посменно. «У нас оборудование «разношёрстное», и люди, которые на станции работают, становятся большими специалистами по его обслуживанию, ведению режимов и ремонту, – рассказывает Круглов. – Поэтому они очень востребованны в других филиалах, а ТЭЦ-11 по праву называют кузницей кадров».
Скомпонована станция несколько необычно. Здесь нет привычной блочной схемы, при которой один или несколько котлов, турбина с генератором и трансформатор составляют единое целое. Котельный парк на ТЭЦ-11 составляют восемь агрегатов четырёх разных марок. Они соединены с восемью турбинами пяти разновидностей. Более того, машины даже произведены на разных заводах: ПТ-50-130/13 – паровая турбина мощностью 50 МВт с отбором пара давлением 130 или 13 кгс/см2 – и две Р-50-130/13 выпущены на Ленинградском металлическом заводе, остальные пять агрегатов – на Турбомоторном заводе в Екатеринбурге. На семь генераторов приходится по одному трансформатору, на восьмой – два. Их станционные номера сводятся к нескольким символам: Т-8А и Т-8Б. «При стандартной схеме в распределительное устройство заходит один генератор, а у нас – три, – отмечает начальник электроцеха. – Через систему шин они могут объединяться в разных комбинациях, так что на один генератор может приходиться не только один трансформатор, но и два, и три. Схема очень разветвлённая».
С разницей в букву
Об этом мы говорим, выходя из корпуса ТЭЦ-11 на улицу, к распределительному устройству. Но до того мы посещаем главный щит управления – множество шкафов с индикаторами, показания которых дублируются в схемах на компьютере начальника смены станции. За соседним столом сидит начальник смены электрического цеха, который точно так же следит за работой оборудования и по мере надобности регулирует его загрузку – ведёт режим, как говорят сами энергетики. Это ещё одно свидетельство того, какую роль подразделение играет для ТЭЦ.
Символизировать масштабы его работы запросто может распределительное устройство, на котором завершается знакомство с работой электрического цеха. «От забора до забора оно с полкилометра тянется», – улыбается Замащиков. В этом, а также в самой компоновке кроется особенность ТЭЦ-11. Станцию строили в непосредственной близости от крупного потребителя – Иркутского химкомбината № 1, который в 1976 был преобразован в производственное объединение «Усольехимпром» и просуществовал под таким названием вплоть до приостановки работы в 2011 году. Для энергоснабжения столь крупного потребителя, корпуса которого находятся в буквальном смысле через забор от станции, было создано генераторное распределительное устройство – ГРУ. Оно передаёт потребителям ток напряжением 6 кВ, который производят генераторы турбоагрегатов. Помимо закрывшегося «Усольехимпрома» по такой схеме энергией снабжаются Усолье-Сибирский химфармзавод, трамвайный парк и сам город.
ГРУ является частью открытого распределительного устройства (ОРУ). Электричество, избыточное для местных потребителей, передают в энергосистему Иркутской области. Для этой цели используются трансформаторы связи. Они повышают напряжение тока с генераторов до 35, 110 и 220 кВ. К слову, ТЭЦ-11 соединена с воздушной линией электропередачи напряжением 220 киловольт от Черемхова до подстанции «Иркутская» под Ангарском, от неё также отходят пять ЛЭП на 110 кВ. Все электрические связи станции расходятся с открытого распределительного устройства. Первые пять трансформаторов ТЭЦ-11 повышают напряжение до 110 кВ. Машины, которым присвоены станционные номера 6, 7, 8А и 8Б, выдают 35 киловольт. Плюс два автотрансформатора с высокой стороной – ещё один профессиональный термин – на 220 кВ.
«Все схемы просто необходимо знать»
«Вот основное оборудование, – указывает Круглов на ряд внушительного вида электрических машин, вдоль которого мы идём. – Это трансформаторы связи, которые преобразуют напряжение с генераторных шести на сто десять киловольт». Третий из них – китайский, установлен летом прошлого года. Рядом с ним ощутимое гудение примолкает – подошёл срок первого техобслуживания, так что технику на время вывели из эксплуатации. «Но он и без того работает тихо, а остальные трансформаторы гудят, как сумасшедшие, – говорит Замащиков. – Всё-таки есть разница в возрасте «железа».
Если приглядываться, повсюду заметны следы обновления. К примеру, элегазовые выключатели, постепенно сменяющие масляные: вместо огромного бака – небольшая металлическая конструкция, которую венчают «рога» с изоляторами. Разница между старой фарфоровой и новой полимерной изоляцией не так ощутима – зрителю не из числа профессионалов приходится присматриваться повнимательнее. Но цифры и аббревиатуры, нанесённые, кажется, на все трансформаторы, выключатели, ячейки и тому подобное, сразу бросаются в глаза. Диспетчерские наименования оборудования существенно облегчают работу с ним. Что очень важно, учитывая сложность схемы, в которую связана техника. «Оперативному персоналу, – завершает наш разговор Эдуард Игоревич. – Когда оперативник приходит на работу, он несколько месяцев всё изучает. На нём лежит большая ответственность, поэтому все схемы просто необходимо знать если не в мельчайших подробностях, то в общих чертах».