Реликтовые леса «под нож»
Против чиновников министерства лесного комплекса Иркутской области возбуждено уголовное дело
Заместитель министра лесного комплекса арестован. Ему выбрана мера пресечения – домашний арест. Следственный комитет подозревает, что должностные лица правительства региона причастны к незаконным рубкам леса в уникальном заказнике «Туколонь». Ущерб природе оценён в 880 млн рублей. А вырубить успели лишь пятую часть того, что было запланировано.
На севере области, где течёт река Киренга, есть уникальный природный заказник «Туколонь». Там стоят реликтовые сосны и кедры – в три охвата не обнимешь. Точнее, стояли. Потому что в сентябре главные лесные «защитники» – сотрудники регионального Центра защиты леса – провели очень странное обследование. Они выявили, что вековой и очень ценный лес срочно нужно «оздоравливать» при помощи санитарных рубок. Проще говоря – вырубать.
Областные чиновники «дают добро»
По версии следствия, нынешние областные чиновники согласовали вырубку более 600 гектаров реликтового леса. Но сотрудники Казачинско-Ленского лесхоза не успели выполнить указание до конца. Пустили под топор только пятую часть: 116 гектаров леса на 880 млн рублей. На этот раз их вовремя остановили следственные органы.
Специалисты подсчитали только материальные потери – стоимость древесины. Уничтожение уникальной природы, мест обитания северного оленя, лося, изюбря и косули, а также редких птиц – серого журавля, чёрного аиста – невозможно оценить деньгами. Заказник был одним из немногих уголков, где животные и птицы могли не опасаться истребления. Но и туда пришли.
По версии Следственного комитета, «добро» на уничтожение уникальной природы дали должностные лица, один из которых сейчас является заместителем министра лесного комплекса региона. Суд отправил его под домашний арест. Задержаны и другие сотрудники министерства, Центра защиты леса Иркутской области и Казачинско-Ленского лесхоза. Следственным комитетом возбуждены дела по ч. 3 ст. 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений, совершённая в особо крупных размерах с использованием служебного положения) и пункту «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное с причинением тяжких последствий).
Кто в лесу хозяин?
Через несколько дней губернатор прокомментировал аресты своих подчинённых. «Есть информация о том, что все правительственные службы, которые там работали, были объективны и правы», — сказал глава региона. По-человечески такая реакция очень понятна. Но вряд ли президент Владимир Путин ждёт от главы области просто человеческой, а не государственной реакции.
Кстати, это не первое уголовное дело в министерстве лесного комплекса области. В феврале Cледственный комитет сообщил об аресте чиновника, обвиняемого в получении взятки в особо крупном размере.
Пожалуй, нет ни одного региона, об экологии которого президент заботится больше, чем об экологии Иркутской области. Владимир Путин много раз говорил о необходимости защищать природу Сибири. В 2006 году он отвёл строительство нефтяной трубы от берегов Байкала. Правительство Путина закрыло Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, хотя это было очень трудно. Принята федеральная целевая программа по защите Байкала, выделены огромные федеральные деньги на рекультивацию отходов, строительство очистных сооружений и новой котельной в Байкальске.
Вот только построить и сделать всё это должно региональное правительство. А оно практически не делает. Может быть, не умеет. Зато, по версии следствия, умеет под видом «оздоровления» отдавать под зачистку вековую тайгу.
P.S. Пока в лесах гремела техника и визжали пилы, в тишине кабинетов «Серого дома» готовились бумаги об упразднении Службы по охране и использованию животного мира. Полномочия этого ведомства передали министерству лесного комплекса. Получается, что теперь министерство само и лес отдаёт под вырубку, и природу охраняет.