Иркутск в трамвайном кольце
Особый, неторопливый, экологичный, демократичный, громыхающий, безопасный – это неполный список эпитетов, которыми награждают иркутяне трамвай. А ещё трамвай – это своеобразная форма общественной жизни, где незнакомые люди могут спорить о политике или тополином пухе. Да мало ли за обсуждением какой темы люди объединяются по дороге. Проект «В поле зрения» предлагает вам взять с собой этот выпуск газеты. Тем более что многие рассказанные в нём истории касаются тех мест в Иркутске, куда можно добраться как раз именно трамваем.
Из жизни проезжающих
Порой поездка на трамвае невольно помещает тебя в чьи-то личные истории. «Трамвай – это такое место, что если рядом с тобой сидят люди и разговаривают, то в промежутках между остановками ты не знаешь, о чём они разговаривают, а на остановках попадаешь в их жизнь. В лазейку такую заглядываешь», – сделал наблюдение один иркутский политолог.
Хотя большинство пассажиров не склонны философствовать и наблюдать. Наши собеседники чаще всего руководствуются житейской логикой и расчётом – для них поездка на трамвае просто способ передвижения по городу. «Трамвай нужен обязательно! Потому что это самый гарантированный вид транспорта. Аварии автомобильные бывают часто, а значит – пробки. А трамвай – он по рельсам ходит, – рассуждает Александр Петрович. – Он считается самым безопасным и всегда таким был. Но на маршрутке быстрее».
А для 18-летней Софьи поездка на трамвае скорее исключение, чем правило. «Я трамваев избегаю, – говорит она. – Это не совсем быстрый транспорт. Может, он бюджетный – и это выгодно, но не всегда удобен маршрут, к тому же со звукоизоляцией всё не очень хорошо. Хотя трамвай – это очень романтично».
Молодая семейная пара едет на трамвае из Центрального парка домой. В проходе коляска, а в ней – малыш. Представляются: «Яна и Саша».
– Как часто вам приходится ездить на трамвае?
– Постоянно. Для нас это необходимость. И удобство в том, что в трамвай можно коляску занести, без проблем с нею разместиться, – поясняет Саша.
– На автобусе не поездишь с коляской. Да и укачивает детей в автобусе, – подтверждает молодая женщина. – Из других преимуществ – это демократичный вид транспорта, цену не повысили.
– Но здорово было бы заменить все трамваи на новые, – в голос подхватывают оба.
Старый трамвай
В прошлом году иркутский трамвай отметил 70-летие. Горожане старшего возраста помнят, как на следующий год после победы в Иркутске велось строительство первой трамвайной линии. Сотрудники разных предприятий города работали на отсыпке гравия и укладке рельсов.
В 1946 году был образован комитет содействия строительству трамвая, в который вошли представители городской власти, руководители крупных промышленных предприятий, учебных и научных учреждений, строительной организации «Иркутскстрой» и Восточно-Сибирской железной дороги. Первые 18 иркутских вагоновожатых учились в Куйбышеве.
3 августа 1947 года был пущен первый трамвай на однопутном участке «Центральный рынок – железнодорожный вокзал». Его протяжённость составляла 4,5 км. Право открыть движение и перевозку пассажиров было предоставлено участникам Великой Отечественной войны – Ивану Леонтьевичу Звонкину, Елене Павловне Карбовской и Марии Антоновне Поповой.
Когда по Иркутску пошли первые трамваи, горожане ликовали! От бабушек и дедушек ещё можно услышать о мальчишках, которые клали на рельсы перед идущим трамваем гвозди. После того, как по гвоздям проходил вагон, они становились плоскими. Иркутяне старшего поколения наверняка вспомнят и о пацанах, катавшихся зайцем, снаружи зацепившись за вагон трамвая.
– Я ровесница иркутского трамвая, я даже старше его на целый месяц. Но самое раннее воспоминание, конечно, уже относится где-то к 1952-1953 годам, – приводит историю иркутянки Людмилы Николаевны портал «Город иначе». – А более близкое знакомство произошло в 1954-1955 годах, когда мы жили на Ямской и можно было сесть на трамвай и доехать до вокзала, вернее, над вокзалом улица Кругобайкальская – там было кольцо наверху. Мы садились, с нас никто не брал деньги, потому что мы были послевоенные, хрупкие девочки. С подружкой мы так делали: совершали круг – и выходили опять на площади Декабристов. Трамваи были очень необычные по нынешним временам, в основном деревянные. Скамейки были вдоль вагона, практически от двери до двери стояли – слева и справа. Мы заходили, садились. Если нужно было смотреть в окно, приходилось вставать на колени и смотреть в окошечко.
Диковинный вид транспорта
– Я выросла в городе, где не было общественного транспорта, – рассказывает Александра. – Поэтому, когда я приехала в Иркутск и поступила в институт, трамвай стал моим любимым транспортом, так как он не похож ни на что остальное. Чтобы подольше покататься на трамвае, я вставала очень рано и ехала от остановки «Волжская» до Чкалова почти час.
И это не чудачество: для многих приезжих трамвай – экзотический вид общественного транспорта. По подсчётам сотрудников иркутской мэрии (МУП «Иркутскгор-электротранс» – предприятие, обеспечивающее работу трамваев, – принадлежит муниципалитету), приблизительно каждый пятый пассажир в вагоне может оказаться трамвайным «туристом». До 20% пассажиров садятся в трамвай, чтобы на нём прокатиться. «Даже с окраин нашей области детей везут в том числе и с этой целью – чтобы прокатиться на трамвае», – рассказал как-то журналистам один из вице-мэров. Хотя сегодня всё чаще звучат предложения закатать рельсы в асфальт. Но – на радость любителям трамвая – эти инициативы традиционно получают отпор.
Иркутский трамвай это:
- 7 маршрутов
- 50 километров путей
- 44 вагона
- 100 остановочных пунктов
- 27 млн пассажиров в год