Юлия Базанова: неизвестные страницы
Музейщики продолжают работу по изучению жизни купеческих династий Иркутска
Имя благотворительницы и почётной гражданки города Иркутска Юлии Ивановны Базановой в столице Восточной Сибири хорошо известно. С её щедрыми пожертвованиями тесно связаны истории Ивано-Матрёнинской детской больницы и Базановского приюта в Иркутске, Клиники ушных, носовых и горловых болезней в Москве, Общества вспомоществования учащимся сибирякам и сибирячкам в Москве, а также немалого числа иных благотворительных «проектов». Вместе с тем о самой Базановой (1852–1924) до последнего времени было известно не так много, а её фотографий насчитывалось буквально не более трёх-четырёх.
Обнаруженный в апреле 2018 года в Москве частный архив крестника Базановой, бережно хранимый в семье его потомков, позволил представить ранее неизвестные страницы московского периода жизни Юлии Ивановны конца XIX – начала ХХ веков, круг её близких и родных людей. Уникальные фотографии и документы из данного архива представлены на выставке в Музее истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова, открытие которой состоялось 3 июня в рамках празднования Дня города.
Своеобразным продолжением выставки станет документальный фильм о Базановой, работа над которым ведётся музеем в сотрудничестве с ГТРК «Иркутск» (режиссёр – Мария Аристова, оператор – Роман Васёхин, научный консультант фильма – Наталья Гаврилова). В фильме иркутяне смогут увидеть и запись встречи с Сергеем Ивановичем Сухоручкиным, сыном крестника Ю.И. Базановой, научным сотрудником одного из подразделений Курчатовского института. С любезно переданными Сергеем Ивановичем документами из семейного архива, существенно уточняющими целый ряд важных событий московского периода жизни Базановой, иркутяне и познакомятся на выставке.
В Москве Юлия Ивановна проживала с середины 1880-х годов. Среди её близких знакомых и родственников особое место занимала семья Фердинанда Каспаровича Кельха (1826 – после 1885), помощника директора учительской семинарии военного ведомства. Дети Фердинанда Кельха – Анна, Николай, Александр, Амалия, Михаил, Владимир и Сергей – взрослели на глазах Юлии Ивановны. А младшие из них нередко играли с Варварой, дочерью Базановой. Представленные на выставке письма 1880-х годов – свидетельства достаточно тесных отношений Юлии Ивановны с семьёй Кельхов.
Пройдут годы, и в 1892 году 20-летняя Варвара выйдет замуж за Николая Фердинандовича Кельха. А после смерти мужа в 1893 году станет супругой его младшего брата Александра.
1890-е годы стали периодом важных благотворительных начинаний Юлии Ивановны Базановой. На Девичьем поле разворачивается строительство Клинического городка Московского университета. На средства Базановой возводится Клиника ушных, носовых и горловых болезней (1896). Она стала второй подобной лечебницей в России, способствуя активному развитию отечественной оториноларингологии как единой клинической дисциплины.
Возможно, благодаря влиянию Ю.И. Базановой профессию врача выбрал Сергей Фердинандович Кельх (впоследствии служил в Боткинской больнице); лор-врачом был муж Амалии Фердинандовны Кельх Сергей Иванович Сухоручкин. Их сын Иван и стал крестником Базановой. Саму же Амалию Юлия Ивановна до конца своих дней называла не иначе как «дорогая Малюша».
Тёплые отношения связывали Ю.И. Базанову с младшими братьями Амалии – Владимиром и Сергеем. Не случайно на экспонируемых фотографиях она чаще всего изображена рядом с ними. Их брат Михаил, предположительно, окончил Московский университет, Владимир же стал художником. Один из любительских снимков 1910-х запечатлел момент работы Владимира над портретом Ю.И. Базановой.
В 1917 году Юлии Ивановне исполнилось 65 лет. Все свои капиталы она раздала на различные благотворительные начинания в Иркутске, Москве, Ялте и других городах. По некоторым подсчётам, общая сумма всех её пожертвований к концу 1910-х превышала 20 млн руб.
К этому времени дочь Базановой Варвара Петровна Кельх проживала в Париже. Рядом же с Юлией Ивановной были внучка Юлия Николаевна, впоследствии уехавшая с мужем в Японию, и братья Кельхи – Михаил, Сергей и Владимир. По словам современников, на руках Владимира Фердинандовича Кельха 28 августа 1924 года Юлия Ивановна и скончалась. Как вспоминал И.И. Попов, хорошо знавший Базанову ещё в Иркутске, «похороны прошли скромно, не так, как нужно было бы похоронить её… Мы похоронили её на Введенских горах. Н.М. Мендельсон сказал на её могиле прочувственное слово. Студенты и профессора не пришли проводить друга молодёжи. Быть может, они не были осведомлены об её кончине… А многие из них были обязаны Юлии Ивановне». Последующие события почти полностью стёрли из памяти имена благотворителей. Могила Ю.И. Базановой вплоть до последнего времени считалась утерянной.
Сохранившиеся документы архива Введенского кладбища позволили установить точную дату смерти и место захоронения известной иркутской и московской благотворительницы.
Юлия Ивановна Базанова была похоронена рядом с зятем – Николаем Фердинандовичем Кельхом, скончавшимся в 1893 году. В 1911 году над его могилой по чертежам известного московского архитектора Льва Кекушева была возведена изящная металлическая часовня-сень, украшенная витражами. Так называемая часовня Кельха и стала местом упокоения почётной гражданки города Иркутска.
20 апреля 2018 года, спустя 94 года после кончины, на могиле Юлии Ивановны Базановой была отслужена панихида как дань памяти одной из выдающихся иркутянок-благотворительниц, чей вклад в развитие отечественной медицины и образования ещё предстоит оценить по достоинству.