издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Уроки политеса

  • Автор: Александра Петрова

Время от времени население забывает, как хорошо живётся в Иркутской области, поэтому губернатор вынужден напоминать. И чем дальше – тем чаще. На минувшей неделе Сергей Левченко рассказал молодёжи из Клуба публичной политики, каких результатов добилась Иркутская область за время его правления. А заодно поделился планами на второй срок, прояснил своё отношение к возвращению в региональную политику Сергея Сокола (он был первым заместителем губернатора Игоря Есиповского), рассказал о новом терминале аэропорта на старой площадке и о многом другом.

 

Душное помещение галереи «Революция», кондиционер молотит так, что себя не слышно, но всё равно не справляется. Стулья в зале стоят плотно – двоим не разойтись. Участники встречи рассаживаются, свои места в зале занимают супруга губернатора (она практически всегда присутствует на его пресс-конференциях), его главный партийный пиарщик Павел Бицура, депутат Госдумы коммунист Михаил Щапов с помощниками, охранники, чиновники из аппарата губернатора, потом – члены Клуба публичной политики и журналисты.

На сцене ведущий Павел Степанов, всем своим внешним видом и манерой поведения демонстрирующий приверженность современным западным политическим трендам с хорошей долей провокации во всём – в одежде, манере речи, остроте вопросов. И губернатор – приверженец ЦК КПСС образца расцвета позднего социализма с обтекаемыми фразами и уверенностью в том, что у нас всё хорошо и даже лучше.

По традиции все публичные мероприятия губернатор начинает с вводной, в которой рассказывает, как за 2,5 года он добился процветания Иркутской области. Однако на этот раз ведущий сломал привычную схему, предложив начать с вопросов. А достижения губернатору пришлось вшивать в свои ответы.

Начали с отдалённого будущего – с заявления Сергея Левченко о том, что он собирается вновь баллотироваться в губернаторы в 2020 году. «Наверное, это не очень обычно в стране, когда заявляют на годы вперёд: у нас общепринятая традиция – сохранять интригу до последнего дня. Я не принадлежу к тем людям, которые считают, что это правильно», – заявил глава области.

Здесь бы ему вспомнить, как происходит выдвижение кандидатов в губернаторы от политических партий: через процедуру предварительного партийного голосования, как в «Единой России», либо на областной конференции, как в КПРФ или «Справедливой России». Но, видимо, в своём партийном ресурсе Сергей Левченко ничуть не сомневается – согласуют.

– Я, конечно, не говорил напрямую, что буду баллотироваться в 2020 году. Я понимаю, откуда это пошло: из моего послания Законодательному Собранию, когда я сказал, что те планы, которые озвучиваю, не на год, не на два, а на пять – семь лет. Поняли так, что я собрался баллотироваться. И правильно поняли! – подытожил губернатор.

Почему заявление было сделано так завуалированно, останется тайной: вроде бы губернатор заявляет, что является сторонником открытой политики, но разговаривает с аудиторией намёками. Возможно, это был сигнал не населению, а своему окружению, которое сомневается в долговечности правления Левченко и поэтому работает на достижение своих собственных сиюминутных целей, чем подводит шефа. Чуть позже губернатор косвенно подтвердил это подозрение.

– Я считаю, что та команда, те люди – это сотни, тысячи людей – должны знать свою перспективу. Это абсолютно порядочно и честно по отношению к команде, – заявил Левченко.

Чиновники, присутствующие в зале, победоносно окинули взором аудиторию – мол, не дождётесь!

Далее планировался разговор по существу. О судьбе тарифов на электроэнергию для населения, санкционных проблемах Олега Дерипаски, перспективах «Иркутскэнерго» и алюминиевых заводов в свете борьбы США с «главным олигархом» Иркутской области.

Губернатор рассказал, что он против повышения энерготарифов, но «у нас есть много возможностей помочь предприятиям «Русала» и En+». Как именно Левченко будет им помогать, не рассказал. Зато поведал то, о чём жители Иркутской области ничего не знали: оказывается, за то время, которое прошло с момента объявления санкций США против российских олигархов, Сергей Левченко провёл много встреч с руководителями европейских государств, регионов и компаний, на которых замолвил словечко о бизнесе Олега Дерипаски: «Они мне сказали, что санкции санкциями, а наши отношения, которые составляют десятки, а иногда и сотни лет, как с некоторыми немецкими компаниями, будут продолжаться независимо от того, что в США сказали».

Сам же олигарх, по словам Сергея Левченко, постоянно с ним на связи: приезжал две недели назад, рассказывал о ситуации. Будет информировать 6 июня и подводить итоги действия санкций в сентябре 2018 года.

Но, как говорится, всем сёстрам – по серьгам: не Дерипаской единым жива Иркутская область. Есть в ней проекты и для «Ростеха», возглавляемого нашим земляком Сергеем Чемезовым. На недавнем Санкт-Петербургском международном экономическом форуме в кулуарах Сергей Левченко сообщил журналистам, что новый терминал Международного аэропорта Иркутск будет строить «Ростех». Местных журналистов, с которыми губернатор не был так щедр на информацию, эта новость заинтересовала, так что на заседании КПП прозвучало целых три вопроса об этом.

Губернатор был скуп на информацию, выдавал её малыми дозами и через большое сопротивление. Постоянно отбивался, мол, «никакая это не сенсация, я говорил о проекте ещё два года назад». Сначала удалось вытянуть из него название фирмы-партнёра – «Ростех» будет представлен своей дочерней компанией «Рампорт». Потом он сказал о цене стройки – 7 млрд рублей. Далее его пытали вопросами о форме собственности предприятия – оператора проекта – это будет совместное предприятие (в другой его же версии – «инвестиционная компания») ОАО «Международный аэропорт Иркутск» и ОАО «РампортАэро». На третьем вопросе он сообщил, что управлять новым терминалом будет всё же «Новапорт» Романа Троценко.

С чем связана такая информационная скупость Сергея Левченко, который в обычной жизни любит блеснуть красноречием, было непонятно. Забегая вперёд, скажем, что в самом «Ростехе» – да и в его «дочке» «РампортАэро» – тоже теперь призадумались и уже неделю изобретают, как ответить на запросы нашей редакции. На словах поудивлялись: «Нам нужно всё согласовать с «Новапортом», мы – миноритарный участник проекта и пока не до конца понимаем, почему губернатор заявил о том, что «Ростех» выбран стратегическим партнёром по строительству нового терминала».

Тема выборов в Законодательное Собрание тоже оказалась туманной. Сначала губернатор заявил, что не испытывает никаких сложностей в работе с нынешним составом регионального парламента – бюджет принимается, председатели правительства согласовываются, всё нормально и конструктивно. Потом предложил избрать других депутатов, которые проголосуют за прямые выборы мэра Иркутска. Потом снова о нынешних, но с обещанием, что «следующий состав Законодательного Собрания будет более ярким и более конструктивным».

– Очень хорошо, если в Законодательном Собрании будут те, кто приходит не с целью защитить свой бизнес – такие желающие тоже есть, или развить его, или сделать так, чтобы выполнять чисто партийные решения, хотя не всегда они идут на пользу людям, – высказал пожелание губернатор.

В этот момент особенно интересно было бы увидеть лица, например, Ильи и Павла Сумароковых, предприятие которых «Усольский свинокомплекс» является постоянным бюджетополучателем, а они сами – депутатами Заксобрания. Или тех строителей, которые именно с целью защиты своего бизнеса профинансировали избрание самого Левченко в губернаторы области. Или чиновников, которые одновременно развивают свой туристический бизнес на Байкале и от лица власти контролируют, как этим занимаются их конкуренты. Наверное, кто-то из них покраснел бы.

Кстати, о Байкале. Губернатору задали очередной (наверное, уже сотый по счёту) вопрос, что делать с нелегальными гостиницами, которые продолжают строиться на берегах озера, невзирая на особый природоохранный режим в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. И вроде бы глава области создал специальную комиссию, которая должна решить проблему, но ничего не происходит.

Из ответа Сергея Левченко стало понятно, что до действий ещё далеко:

– Первая информация, которая была представлена в правительство, оказалась далеко не полной, – губернатор с тоской посмотрел на собравшихся. – Если вы начнёте работать с теми, кто формально осуществляет этот бизнес, вы далеко не продвинетесь, потому что это чаще всего подставные фигуры, прокладки, которые ровным счётом ничего не значат. Поэтому сейчас идёт работа для того, чтобы дальше углубиться и дойти до истинных владельцев и этих гостиниц, и заезжих домов. Это не только Листвянка, но и весь Ольхонский район, остров Ольхон.

Зачем куда-то «углубляться», когда нужно срочно прекращать незаконное строительство на берегах Байкала и сносить особо опасные для экосистемы объекты, пока загадка. Возможно, нелегалам хотят сделать предложения, от которых им будет трудно отказаться? Но не получится ли так, что эти гостиницы просто сменят собственников?

Отдельной темой для обсуждения стало возвращение в иркутскую политику Сергея Сокола. Он намерен участвовать в выборах в Законодательное Собрание Иркутской области, что стало основной политической интригой весны 2018 года.

– Думаю, он, претендуя на то, что займёт высокое место, будет в списке от «Единой России». И, вы знаете, меня это радует, – искренность губернатора зашкаливала, уступая разве что его реалистичному взгляду на собственное место в истории Иркутской области. – Я заметил такую тенденцию: когда в какой-то организации, в каком-то регионе, населённом пункте дела плохи, желающих руководить почему-то немного – из местных, из тех, кто может приехать из-за пределов региона. Не соглашаются, нет желающих вытягивать на своих плечах! А вот сейчас я вижу, что желающих очень много. Это говорит о том, что они считают, что положение дел у нас хорошее и все могут справиться.

Под конец марафона вопросов и ответов губернатор уже явно ощущал перегрев – под стать кондиционеру. Так что диалог напоминал сеанс графа Калиостро, который стремительно уходил в грядущее. «Главные ваши достижения на посту губернатора?» – допрашивал Павел Степанов. «Это непростой вопрос. Прежде всего потому, что очень серьёзный спектр работы губернатора», – отвечал Левченко. «А главные неудачи?» – не отставал ведущий. «Неудач тоже было несколько, поэтому, какая из них сложнее, вскрытие покажет», – вывернулся политик. «Для вас что важнее – кресло губернатора или партбилет КПРФ?» – «Должность губернатора, какая бы она ни была, временная, а в партию я пришёл до конца жизни».

Но пока временная должность увлекает губернатора всё дальше и дальше, открывая новые возможности для окружения. Чего не скажешь о партии и её проектах.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры