Эдуард Дикунов: «Иркутск западает в душу навсегда»
Человек выстраивает отношения с городом как в семье. Влюблённость возникает мгновенно, оттого что это место первых достижений, а крепкая привязанность приходит с годами. Но отношения не могут быть долгими, приносить радость и удовлетворение, если над ними не работать, убеждён наш собеседник – депутат Законодательного Собрания Иркутской области и инициатор проекта «В поле зрения» Эдуард Дикунов. О том, чем для него стал Иркутск, он рассказал в интервью «ВСП».
– Как вы оказались в Иркутске?
– Мои детство и школьные годы прошли в Черемхове. А с Иркутском я познакомился, когда приехал подавать документы в вуз. Выбора на тот момент у меня не было, твёрдо решил, что буду учиться в Иркутском государственном мединституте. Поступил на подготовительные курсы, затем сдавал экзамены. Помню, за все три экзамена получил четвёрки. И уже не рассчитывал увидеть себя в списках. Но всё же я стал студентом меда. Меня зачислили.
Сейчас трудно восстановить и передать ощущения, которые были тогда пережиты. Наверное, это стало первой серьёзной победой, большим шагом к осуществлению детской мечты. Вот такой была первая встреча с Иркутском.
Меня часто к ней мысленно возвращает иркутский ретротрамвай. Тогда по городу ходили красные с жёлтым верхом трамваи, тяжело гремящие, как броневики. Не знаю, чем он меня впечатлил. Наверное, потому, что Иркутск долгое время оставался мало изученным мною, жизнь протекала по маршруту трамвай – вокзал – мединститут. От общежития номер шесть на улице Красного Восстания до острова Юность. Или до магазина «У попа». Помните, такой был? Там ещё пышки продавались, и мы за ними бегали. Таким было студенческо-романтическое знакомство с городом, прерывавшееся на службу в армии.
Иркутск даёт возможность выбирать
– Но врачом вы не стали.
– После института был короткий период работы врачом-интерном в областной больнице. Очень интересные люди там трудились. С особой благодарностью вспоминаю профессора, доктора медицинских наук Евгения Георгиевича Григорьева, директора Института хирургии. Мне повезло работать рядом с этим человеком.
Но этот промежуток времени не был длительным. Тогда экономика в России менялась, страна только узнавала, что такое рыночные отношения. И мы, вчерашние студенты, вышли в жизнь на стыке этих времён, ещё не загрузились какими-то обязательствами, были по-юношески дерзкими и смелыми. Может, от отсутствия опыта я и принял такое решение – целиком посвятил себя производству.
– Как в вашей жизни появился интерес к законотворчеству?
– В определённый момент возникла потребность дополнить свои практические знания в экономике академическими. И я пошёл в Байкальский университет экономики и права. Передо мной стоял выбор специальности – от мировой экономики до менеджмента. Но я обратил внимание на новый факультет государственного муниципального управления. Сравнил учебные программы,понял, что здесь преподаются дисциплины, которые не только затрагивают менеджмент, маркетинг, финансы, но и показывают, как работают государственные институты: бюджетное устройство, технологии принятия государственных управленческих решений, вопросы налогообложения и таможенного дела. А чем государство отличается от производства? Те же самые модели можно выстроить на государственном уровне, если ты добиваешься эффективности, результативности, развития.
Я с удовольствием учился. У меня были интересные педагоги, с которыми до сих пор мы поддерживаем связь. Возглавляющая сейчас кафедру государственного и мунипального управления профессор, доктор экономических наук Елена Алексеевна Колодина со своей профессиональной командой как раз писала научную работу по одному из моих законопроектов – «Об управлении и распоряжении областной государственной собственностью».
Горожане – заказчики преобразований
– Это один из законопроектов, который вы внесли в Законодательное Собрание Иркутской области, будучи в статусе депутата, и который уже работает. В чём важность этого документа?
– Он уникален, поскольку позволяет посмотреть на государственные активы именно как на активы, которыми можно и необходимо эффективно управлять. Не с точки зрения эффективности в рублях (мы же отдаём помещения больницам не для того, чтобы деньги зарабатывать), а в плане развития человеческого капитала. Есть заключение Российской академии народного хозяйства, которая дала нашей работе высокую оценку и рекомендует распространить её на другие территории.
– Вы возглавляли Янгелевский горно-обогатительный комбинат. Не жалеете о том, что кресло руководителя предприятия поменяли на депутатский мандат?
– И в статусе производственника я взаимодействовал с властями, но это был другой уровень взаимоотношений. Они укладывались в соглашения о социальном партнёрстве, где производство берёт обязательства оказывать содействие социальной сфере. У меня возникло желание войти вовнутрь и посмотреть, можно ли что-то изменить. Законодательство может быть очень сильным инструментом. Чем больше хороших законов прямого действия, тем меньше возможностей для манипуляций у исполнительной власти.
– Тем не менее вы сейчас активно ведёте городской проект, который основывается на интерактиве с иркутянами. Это исключительно общественная инициатива. Чем этот проект вам близок, лично интересен?
– Он связан с законопроектами, которыми я занимаюсь. Вы уже, наверное, обратили внимание, Законодательное Собрание активно реализует такую форму деятельности, как парламентский контроль. А почему бы не организовать общественный контроль, причём в рамках ежедневного наблюдения? В Заксобрание избирается пять депутатов от Иркутска, а горожан 600 тысяч! В целом любой закон требует подпорки в виде общественного контроля. Причём не надо забывать, что именно жители города являются заказчиками всех преобразований, над которыми работают власти.
В проект идут многочисленные и очень разные отклики. Одни пишут и говорят, что хотят школу вместо расположенного неподалёку от дома заброшенного недостроя. Другие жалуются, что устали жить в деревянных домах-памятниках. И я считаю, что должна быть законодательная возможность переселить людей из таких домов в новое жильё, а памятники изъять в муниципальную или областную собственность, чтобы наполнить другим функционалом. Но прежде стоит спросить у горожан, что они хотят там видеть: поликлиники, центры дополнительного образования, музеи, культурно-досуговые учреждения или что-то ещё.
На пути к изменениям
– Насколько важным было показать, что за этой инициативой стоит не один человек?
– Могу поделиться своими личными ощущениями: восприятие проекта с момента запуска и до настоящего времени благодаря активной поддержке иркутян очень изменилось. Я сужу по той же реакции чиновников (по крайней мере, региональной Службы по охране объектов культурного наследия и министерства имущественных отношений). Многие вопросы, которые наши наблюдатели ставят сейчас, «зависали» в ведомствах с 2010 года. И только после наших запросов пройдут проверки, экспертизы. Движение есть.
Конечно же, и людям понадобилось время, чтобы понять, что я не торгуюсь за какие-то преференции, пытаясь что-то изменить. И проект затевался не с целью выстроить персонально мною какую-то конструкцию взаимоотношений с исполнительной властью в личных интересах. У нас теперь есть возможность настаивать на изменениях.
Судя по обратной связи, очевидно, что наша аудитория выдаёт свои предложения в виде не огульной критики, а размышлений, осознанных предложений. Команда проекта старается поддерживать этот настрой. Мы чувствуем поддержку иркутской мэрии во многих вопросах. И это здорово.
Долгие годы по объектам, которые сейчас попали в проект «В поле зрения», вообще не принималось решений. Заброшенные здания – это та недвижимость, которая на виду у всех, как болячка. Когда, скажу как бывший доктор, мы научимся её лечить, можно будет переключиться и на другие проблемы.
Иркутск – город для жизни
– В одном из интервью вы говорили, что являетесь убеждённым иркутянином. И, если вам предложат куда-то уехать, вы откажетесь. Почему?
– Сейчас многое мне кажется привычкой. Иркутск в силу своих пространственных конфигураций, по-моему, организован очень комфортно и компактно. Я, будучи жителем Октябрьского округа, за 30 минут доезжаю на машине до Патронов – на дачу к тёще. Чтобы увидеть хороший спектакль, мы с женой идём в театр, а для того, чтобы провести время с дочкой, садимся с ней на велосипеды и едем на остров Юность или идём в цирк.
Но, если смотреть глубже, конечно, становится ясно, что город мне многое дал: хорошее образование, массу друзей. Здесь я встретил женщину, с которой связал свою жизнь. Здесь родились трое моих детей. Иркутск позволил мне реализоваться в разных качествах. Этот город даёт мне возможность заряжаться его энергией, энергией иркутян и отдавать ему собственную, позволяет быть полезным.