Небо на карантине
Сургутская авиакомпания «СКОЛ» в арбитражном суде добивается возобновления госконтракта на предоставление услуг санавиации в Иркутской области
Иркутская область оказалась не готова к приходу нового исполнителя авиационных услуг скорой специализированной медпомощи гражданам, проживающим в труднодоступных территориях. ООО «СКОЛ», составившее конкуренцию в борьбе за право осуществлять вертолётные санперевозки местной «Ангаре», которая входит в холдинг «Истлэнд», и выигравшее тендер Центра медицины катастроф, выбыло из числа активных игроков на этом поле уже в феврале. Авиаторы из Югры отработали на территории Приангарья лишь месяц. Заказчик разорвал отношения с компанией «СКОЛ» в одностороннем порядке. Сейчас вопросами, связанными с законностью расторжения госконтракта стоимостью 60,8 млн рублей, занимаются прокуроры и антимонопольщики. 21 мая к рассмотрению этого дела приступил Иркутский областной арбитражный суд. Подробности в материале «Восточно-Сибирской правды».
Контракт на 81 час
В Иркутской области на организацию скорой специализированной помощи расходуется ежегодно в среднем 200 млн рублей. Это средства областного и федерального бюджетов. Значительная их часть уходит непосредственно на оплату услуг компаний, предоставляющих вертолёты. По данным областного правительства, в 2016 году на эвакуацию без малого 300 пациентов было потрачено 84 млн рублей. В 2017 году израсходовано 102 млн рублей на транспортировку 350 человек.
В декабре 2017 года победу в конкурентной борьбе за этот госконтракт одержала авиакомпания «СКОЛ» из Сургута. Её предложение – 60,8 млн рублей – было ниже стартовой цены на 3,2 млн.
Однако взаимоотношения компании «СКОЛ» и ГБУЗ «Иркутский областной центр медицины катастроф» продолжались менее месяца. Контракт был заключён 18 января, а прекращён 16 февраля. Для его реализации перевозчик задействовал два вертолёта Ми-8. С момента начала действия контракта до 19 февраля авиакомпания выполнила 20 заявок центра, налетав более 81 часа.
Расставание двух партнёров, на посторонний взгляд, произошло в резкой манере. На сайте госзакупок Центр медицины катастроф разместил документ с обвинением компании «СКОЛ» в ненадлежащем исполнении госконтракта. Указав на то, что она своевременно исполнила не более 77% заявок центра, заказчик сообщил о восьми неисполненных заявках и одной, исполненной с нарушениями условий контракта. Следует отметить, что на вылет борта в таких случаях отводится от одного до полутора часов летом (в зависимости от времени суток) и от двух до двух с половиной часов зимой. В качестве нарушения контракта Центр медицины катастроф также счёл использование «СКОЛом» борта ФГБУ «Красноярский авиационно-спасательный центр МЧС России».
Новость о решении Центра медицины катастроф широко растиражировали СМИ. Не было ни одного издания, сообщившего об этом и не упомянувшего о подробно изложенной в материалах заказчика трагической ситуации 21 января. Тогда центр подал заявку на вылет вертолёта для транспортировки в Иркутск полуторагодовалого ребёнка в крайне тяжёлом состоянии, получившего ожог 60% тела во время пожара в посёлке Конторка Тайшетского района. Авиакомпания практически на сутки задержала вылет, ссылаясь на нелётную погоду. Спустя несколько дней мальчик умер в реанимации Иркутского ожогового центра.
В документах центра говорилось, что «плохие погодные условия были только утром, днём же погода наладилась, и полёт мог быть совершён». Хотя в компании «СКОЛ» продолжают настаивать на том, что заявка 21 января не была выполнена по метеоусловиям аэропортов посадки. В то время как заказчик ссылается на погодные условия по маршруту следования. Но позиция исполнителя контракта оказалась масс-медиа неинтересной, она зафиксирована лишь в огромной переписке компании с ответственными лицами.
Под давлением обстоятельств непреодолимой силы
Тема оказания услуг скорой специализированной медпомощи гражданам, проживающим в труднодоступных территориях Иркутской области, ушла из публичного пространства так же быстро, как и появилась в нём. Хотя историю взаимоотношений областного Центра медицины катастроф и ООО «СКОЛ» вряд ли можно считать исчерпанной. Жирную точку в ней должно было поставить Управление федеральной антимонопольной службы по Иркутской области.
Уже 7 марта заказчик обратился в УФАС с требованием внести своего бывшего партнёра в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия такого решения компания «СКОЛ» получила бы своеобразную «чёрную метку». По сути, такая запись приближает шансы любого фигуранта реестра на получение иных госконтрактов к нулю.
Но антимонопольщики отказались выдать такую «метку» «СКОЛу». Они сочли, что у заявителя отсутствует «достаточное количество доказательств, подтверждающих недобросовестность» авиакомпании. Более того, обстоятельства, приведшие к неисполнению контракта, по мнению специалистов УФАС, требуют дополнительного исследования. Так, например, с 29 января по 26 февраля семь заявок Центра медицины катастроф остались невыполненными из-за невозможности дозаправки вертолёта в аэропортах Нижнеудинска и Киренска. Как выяснилось позже, эта проблема возникла в связи с реконструкцией топливозаправочного комплекса.
«В письменной заявке № 8 от 29.01.2018 было указано, что полёт по маршруту Иркутск – Тайшет – Иркутск авиакомпания обязана выполнить через Нижнеудинск. Заказчику не раз сообщалось об отсутствии возможности заправки в аэропорту Нижнеудинска. Выполнение заявки через аэропорт Братск согласовано не было», – говорится в одном из писем, представленных авиакомпанией.
По информации комиссии Иркутского УФАС по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, аэропорты Нижнеудинска и Киренска «входят в состав одной группы лиц». Они контролируются структурами, близкими холдингу «Истлэнд», которому также принадлежит авиакомпания «Ангара» – прямой конкурент ООО «СКОЛ». В распоряжении УФАС имеются данные об отказе ООО «Аэропорт «Киренск» заключить договор на комплексное обслуживание авиакомпании «СКОЛ».
Анализируя по заявлению ООО «СКОЛ» условия нового аукциона (решение о расторжении договора Центра медицины катастроф с сургутской авиакомпанией вступило в силу 2 марта), антимонопольное ведомство указало, что условие о месте базирования воздушных судов в Киренске и Нижнеудинске нарушает федеральный закон о контрактной системе и «нацелено на заключение контракта с определённой компанией». С учётом же того, что с 30 декабря 2017 года аэропорт Нижнеудинск переведён в статус посадочной площадки, а его сертификаты аэропортовой деятельности аннулированы, заказчик и вовсе установил некорректное требование. И это далеко не все замечания УФАС, которые должны были быть устранены до 21 мая.
Власти составили условия участия в тендере на услуги санавиации таким образом, чтобы победитель был известен заранее. И это точно не «СКОЛ».
Тем не менее авиакомпания намерена бороться за иркутский госконтракт. 21 мая Иркутский областной арбитражный суд приступил к рассмотрению жалобы перевозчика, требующего признать его расторжение незаконным.
Для «СКОЛа» – предприятия с оборотами 3 млрд рублей и чистой прибылью более 300 млн – потерю этого контракта можно отнести далеко не к коммерческим, а скорее к репутационным издержкам. Долгосрочными партнёрами компании являются крупнейшие нефтегазовые компании России, среди которых «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и «Сургутнефтегаз». Вертолёты компании также осуществляют полёты в интересах Организации Объединённых Наций.
Авиакомпания оказывает услуги санавиации в Ханты-Мансийском автономном округе, Омской и Тюменской областях, Тыве и Калмыкии, Пермском крае, используя парк вертолётов и самолётов, который составляет 50 единиц. В рамках реализации федеральной программы в партнёрстве с Государственной транспортно-лизинговой компанией в прошлом году было приобретено ещё четыре машины: вертолёт Ми-8МТВ-1 и три единицы Ми-8АМТ. Любопытно, что авиакомпания «Ангара» в прошлом году также получила в лизинг вертолёт Ми-8АМТ с реанимационным медицинским модулем. Теперь на её вооружении два МИ-8АМТ.
Отраслевые эксперты уже давно говорят о том, что интерес авиакомпаний, специализирующихся на региональных перевозках, к санавиации будет только расти. Его поддерживает национальный проект «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации», предоставляющий финансовую поддержку при приобретении новой авиационной техники. За тем, насколько далеко участники рынка готовы зайти в борьбе за эти контракты, Иркутская область уже наблюдает.