Муниципальный тупик
Муниципальные образования региона недофинансируются уже долгое время. Большинство из них 70% своих доходов тратят на зарплаты, налоги, коммунальные платежи и не могут себе позволить «даже роскошь – помечтать». При этом растёт количество судебных исков, вынесенных судами за неисполнение муниципалитетами своих полномочий. Например, в 2017 году в Приангарье возбуждено 1156 исполнительных производств против органов местного самоуправления.
Ассоциация муниципальных образований (АМО) Иркутской области провела анализ полномочий муниципальной власти, сопоставив их с имеющимися финансовыми возможностями. Получилось, что в большинстве поселений 70% доходов идёт на выплату зарплаты и коммунальные платежи.
При этом объём финансовой помощи из областного бюджета в прошлом году составил более 6 млрд рублей, однако почти все эти средства были строго целевыми, рассказал на сессии Законодательного Собрания глава АМО – мэр Черемхова Вадим Семёнов. По его мнению, сегодня оценка обеспеченности муниципалитетов бюджетным финансированием проводится формально, без учёта индивидуальных особенностей. Между тем очевидно, что нельзя подходить с одной меркой к Иркутску и Катанге, Черемхову и Ольхону.
По мнению ассоциации, зарплата глав поселений уже не соответствует уровню их ответственности. При этом на индексацию зарплаты муниципальных работников наложен мораторий, а зарплаты работников бюджетных учреждений растут. В результате глава поселения зачастую получает меньше, чем директор Дома культуры. «Хотя у главы уровень ответственности гораздо выше», – добавил Семёнов.
Исполнение предписаний контрольных органов, решений судов по их искам, на что у муниципалитетов нет денег, оказалось ещё одной острой проблемой. Например, в 2017 году возбуждено 1156 исполнительных производств против органов местного самоуправления. С 2015-го по 2017 год наложено 128 штрафов за неисполнение судебных решений на сумму 3,7 млн рублей.
Как правило, иски связаны с неисполнением полномочий по вопросам местного значения. Вопросы эти нешуточные. Например, муниципалитет обязан наладить «надлежащее уличное освещение», а денег на это не хватает. К тому же, прежде чем его делать, мэр ещё и призадумается. Как рассказала глава Дзержинского муниципального образования, чем больше фонарей сделаешь в посёлке, тем больше придут счета за электричество. А тарифы на него вовсе не такие, как для населения.
В рамках исполнения полномочий по защите окружающей среды муниципалитеты должны подготовить участки и построить полигоны для хранения отходов. Нужно разработать проекты санитарно-защитных зон, установить на полигонах освещение, ограждения и шлагбаумы. Складировать отходы требуется с разделением в зависимости от класса опасности. «Что порой просто нереально сделать», – констатировал Вадим Семёнов.
В бюджетах муниципалитетов не хватает средств для устранения всех выявляемых нарушений. Чтобы реально оценить масштаб бедствия, глава ассоциации предложил в 2018 году совместно с контрольными органами, правительством провести инвентаризацию всех контрольно-надзорных мероприятий в отношении органов местного самоуправления за последние два года.
– Хотя бы в одном поселении сделали реестр предписаний надзорных органов, которые нужно выполнить? – поинтересовался заместитель прокурора области Андрей Некрасов.
– Мы у себя сделали, – заметил Семёнов. – В ближайшее время сделаем раскладку по всем муниципалитетам и вам передадим. Если сложить все предписания только по Черемхову, мы должны выложить 50 миллионов рублей. Я должен потратить эту сумму, чтобы открыть детские площадки и лагеря, начать вхождение в пожароопасный период. Лишь одно предписание пожарного надзора на нескольких листах обязывает нас опахать всю территорию муниципалитета. Но, прежде чем опахать, нужно вырубить лес на противопожарной полосе. Если отсутствуют пожарные гидранты, нужно закопать ёмкости, причём они не маленькие и очень дорогие. Если стоит водонапорная башня, нужно предусмотреть резервный источник электроснабжения. И так далее – без конца.
Вадима Семёнова поддержала вице-спикер парламента Наталья Дикусарова. Она рассказала, что в Усолье-Сибирском тяжёлое положение с бюджетом. Вместе с решениями суда по искам контролирующих структур муниципалитет должен 250 млн рублей. Есть поселение в Ольхонском районе, которое по решениям суда только на природоохранные мероприятия должно выложить более 1 млрд рублей. «И это уже состоявшиеся решения», – подчеркнула Наталья Дикусарова.
– Каким образом выходить из тупика, когда часть полномочий не закрывается финансированием? А уж на развитие, на какие-то мечты денег просто нет, – поинтересовался спикер ЗС Сергей Брилка.
– Мы призываем более детально относиться к вопросу формирования областного бюджета, – ответил Семёнов. – Много раз говорили, что нужно ввести неформальное заслушивание всех муниципалитетов. Чтобы правительство и депутаты понимали, чем муниципалитет будет заниматься, какие ему предстоят траты. Каждый населённый пункт – это живой организм, его невозможно убедить каким-то нормативным актом. Он просыпается каждый день и хочет кушать. Сегодня деньги нужно направить на школу, потому что там случилась авария, завтра провалился кусок дороги и лопнули сети, потом пришли представления откуда только можно. Какое развитие? Мы сегодня себе не позволяем даже помечтать. Вы не представляете, в какой мы ситуации в связи с повышением заработной платы. Сегодня живём по принципу: зарплату и налоги заплатили – и слава Богу.
Председатель АМО предложил проанализировать, насколько эффективными оказались вложения последних лет в строительство многочисленных социальных объектов, и, возможно, скорректировать будущие затраты на эту сферу. Кроме того, скоро наступит лето, а вместе с ним подготовка к новому учебному году и отопительному сезону. Для того, чтобы нормально провести её, нужно уже сейчас вносить корректировки в бюджет.
– Письмо губернатору с такой просьбой уже направлено, – отметил Брилка. – Депутаты будут настаивать на проведении корректировки в июне, чтобы муниципалитеты не оказались в затруднительном положении в октябре.
– Как вам больше нравится: когда один мэр района отвечал за весь район – или так, как сейчас, когда каждый муниципалитет вроде стал самостийным, но частично потерял властные полномочия? Да и меру ответственности между первым уровнем власти и вторым определить сложно, – зачем-то поинтересовался депутат Анатолий Дубас.
– Я по своей сути реакционер, у меня в кабинете висит только портрет царя Александра III, – эмоционально заявил Семёнов. – Я за жёсткую вертикаль власти. Я за то, чтобы мэр района был настоящим главой района. Когда размываются полномочия, мы просто ставим на кон безопасность своих жителей. Конечно, прокуратура всегда найдёт с кого спросить, но это бывает уже потом.
Депутат Анастасия Егорова предложила в июне создать рабочую группу и провести совещание с представителями муниципалитетов и профильных министерств, чтобы отрегулировать межбюджетные отношения. «Говорить об этом каждый год смысла уже нет», – добавила Егорова.
Депутат Олег Кузнецов поинтересовался, как правительством региона ведётся работа по привлечению инвесторов на образованную в Черемхове территорию опережающего экономического развития. Вадим Семёнов вынужден был признать, что конкретных шагов так и не было сделано. Для привлечения инвесторов нужны вложения в социальную инфраструктуру и благоустройство, у каждой ТОР должна быть своя специализация, в соответствии с которой нужно вести подготовку кадров. После завершения доклада Сергей Брилка и Вадим Семёнов подписали соглашение о взаимодействии между Законодательным Собранием Иркутской области и Ассоциацией муниципальных образований. Вадим Семёнов во время своего выступления не удержался от ярких заявлений и пообещал, что «в следующий раз перед вами выступит кто-то другой». Эту фразу многие расценили как намёк на то, что глава АМО намерен досрочно сложить полномочия. Но на следующий день эксцентричный мэр успокоил общественность, сказав, что просто «пошутил».