Игорь Владимиров: «Я бы не стал говорить, что на Байкале катастрофа, но ситуация сложная»
Развитие современных урбанизированных и культурных ландшафтов, антропогенное воздействие на трансграничных территориях, «зелёная» экономика и новые информационные технологии в географии. Эти и другие вопросы планируется рассмотреть в ходе Первой международной географической конференции североазиатских стран, которая пройдёт в Иркутске на базе Института географии СО РАН в августе этого года. Помимо учёных из России в ней примут участие их коллеги из Китая и Монголии. О значении подобного мероприятия для региона и развития науки, а также о том, над какими проектами работают иркутские географы и действительно ли Байкал в опасности, читайте в интервью нашей газете директора института – кандидата географических наук Игоря Владимирова.
– Игорь Николаевич, какие темы планируется обсудить в ходе конференции «Экономический коридор «Китай – Монголия – Россия»: географические и экологические факторы и возможности территориального развития»?
– В центре внимания – поиск решений фундаментальных научных проблем в области оптимального экологоориентированного ресурсообеспечения жизнедеятельности и качества жизни населения, развития современных урбанизированных и культурных ландшафтов и сохранения природной среды трансграничных территорий. Природно-ресурсный потенциал, эффективное природопользование и «зелёная» экономика. Тема транспортно-экономического коридора очень активно продвигается китайской стороной. Выделяются огромные средства на исследования, проектирование. Так, сейчас прорабатывается проект высокоскоростной железной дороги.
Кроме того, на повестке дня – геоэкологические и социально-экономические проблемы приграничных регионов, вопросы покомпонентной и интегральной оценки природных ресурсов и антропогенного влияния на окружающую среду трансграничных территорий. Особенности межрегионального воздействия географических, социально-экономических и экологических факторов. А также новые информационные технологии в географии – геоинформационные системы, системы дистанционного зондирования, модели анализа пространственно-временных особенностей территориального развития. Хочу отметить, что мероприятие такого масштаба проводится в Иркутске впервые. На данный момент своё участие подтвердили 150 человек, включая 40 учёных из Китая. Также будут участники из Германии, возможно – из США.
Организация конференции – часть реализации масштабного проекта по созданию географического центра по изучению Северо-Восточной Азии, он уже начинает реализовываться на базе нашего института. Речь идёт о России, Монголии и Северном Китае. Для меня, как для председателя оргкомитета конференции, важно, что на одной площадке с коллегами из других стран мы сможем обсудить сложившуюся ситуацию и наметить дальнейшие совместные шаги. В своё время наши учёные довольно плотно сотрудничали, и я рад, что совместные проекты возобновятся.
– Над чем сейчас работает Институт географии СО РАН?
– Мы работаем по разным направлениям – в рамках государственного задания, по грантам Российского фонда фундаментальных исследований. В данный момент реализуем шесть базовых проектов, больше десяти проектов РФФИ, тематика некоторых непосредственно связана с бассейном озера Байкал. Озеро не случайно оказалось в центре внимания, часто приходится слышать, что Байкал в опасности.
– Вы разделяете это мнение?
– Я бы не стал говорить, что это катастрофа, но ситуация сложная, она вызывает тревогу. В прошлом году институт разработал проект водоохранной зоны озера Байкал на основе ландшафтно-гидрологического подхода в соответствии с физико-географическими особенностями территории. Реализация проекта водоохранного зонирования на ландшафтно-гидрологических принципах предусматривала максимальную защиту озера Байкал от поступления загрязняющих веществ с поверхностными и грунтовыми стоками с прилегающих прибрежных территорий за счёт естественных процессов самоочищения в ландшафтах. Сейчас мы завершаем работы по госконтракту с министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области, связанные с оценкой антропогенной нагрузки на побережье озера Байкал в пределах Иркутской области. Наши специалисты оценивали, какое количество туристов посещает озеро, на какое время, где они чаще всего бывают. Безусловно, нагрузка на озеро растёт. На побережье Байкала есть разные ландшафты – степные, таёжные, горные, все они по-разному воспринимают нагрузку. В степных ландшафтах растительность сейчас стремительно деградирует под антропогенным воздействием.
Есть проект, связанный с экологическим потенциалом как основой природопользования в бассейне озера Байкал. Его задача – на научной основе организовать систему природопользования на этой территории. К сожалению, в настоящее время на Байкальской природной территории реально запущены лишь механизмы запретительного и ограничительного характера, наименее реализован принцип сбалансированности социально-экономического и экологического развития. Нужно учитывать интересы проживающего на берегах Байкала населения.
– Поддерживаете ли вы отношения с другими российскими институтами географии?
– Безусловно, мы обмениваемся опытом и стараемся находить точки соприкосновения. Сейчас в России работает четыре института географического профиля, включая наш. Первый расположен в Москве, он «отвечает» за европейскую часть страны. Тихоокеанский институт географии был создан в восьмидесятых годах, тогда же в его ведение был передан Дальний Восток, которым раньше занимались наши учёные. Ведь до 1982 года наш институт назывался Институтом географии Сибири и Дальнего Востока. В Оренбурге есть Институт степи, он также является географическим, хотя это и не отражено в его названии.
– В течение двух дет – до вашей победы на выборах директора института – вы были исполняющим обязанности. У вас есть видение дальнейшего развития учреждения, которое вы возглавляете?
– Одна из важнейших задач – сохранить и по возможности увеличить коллектив. Сейчас в институте работает 180 человек, из них 105 – научные сотрудники. В 1980-х годах работников было в два раза больше. Вторая по значимости цель – внедрение новых методов исследований, например, применение геоинформационных систем. Мы давно работаем с данными дистанционного зондирования, сейчас появились новые методы обработки результатов. Безусловно, мы будем дальше развиваться, укреплять сотрудничество с китайскими и монгольскими коллегами. Ведь вектор российской политики смещается на Восток, и наш – тоже. На институте лежит большая ответственность за обеспечение сибирского сегмента программ национальной безопасности – территориальной, экологической, демографической, природно-ресурсной, сельскохозяйственной. Развернулись исследования северных, в том числе арктических, и горных территорий, а также опасных природных процессов.