Первое звено в смертельной цепи
Вступил в законную силу приговор Ленинского районного суда Иркутска в отношении человека, ставшего первым в цепочке предпринимателей, которые в погоне за сверхприбылью «устроили» в декабре 2016 года массовую гибель иркутян от отравления «Боярышником».
Иркутская трагедия началась с того, что Анатолий Мардарь – руководитель ООО «Автомобильная линия», занимавшийся в арендованном помещении на станции Горка изготовлением на продажу стеклоомывающей жидкости, – надумал изменить состав незамерзайки, чтобы получать максимальную прибыль. В его продукции изопропиловый спирт, традиционный компонент этого средства, уступил место более дешёвому – метиловому. В суде Мардарь заявил,что якобы просто не знал о том, что метанол является чистым ядом и его, согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ, запрещено использовать в средствах по уходу за автотранспортом. Однако, закупая токсичное вещество, предприниматель тем не менее не забыл о мерах конспирации. Поставщиком выбрал фирму, у которой не было лицензии на приобретение и реализацию метилового спирта, – ООО «ТД Компания СВ» из города Дзержинска Нижегородской области. Через эту посредническую организацию безо всякой лицензии проходили огромные объёмы ядовитых химикатов. Менеджер компании, к которому Мардарь обратился с просьбой продать ему без разрешительных документов чистый яд по цене 32 рубля за литр, признался на следствии, что «неоднократно оказывал посреднические услуги между продавцами метилового спирта и покупателями, не имевшими законных оснований для его приобретения». Производителей незамерзайки можно было понять: изопропиловый спирт на 70% дороже метанола – он стоит 53 рубля за литр.
А проверок никто не опасался, ведь контролирующим организациям запрещено «кошмарить» бизнес. Меры для обхода требований закона при купле-продаже токсичного вещества принимались самые простые. В платёжных и транспортных документах метанолу присваивали более безобидное имя – водно-гликолевый раствор. Поразительно, но на подобную подделку документов, провоцирующую утечку в неизвестном направлении и с неизвестной целью смертельных для человека ядов, спокойно шли и служащие Химического завода Нижне-Мальцево. Заместитель директора ХЗНМ, имевшая право легально работать с метиловым спиртом, призналась, что в конце октября 2016 года «по просьбе знакомого» поставила ему в обход закона 26 тонн метанола. По её устному распоряжению на каждой из 160 бочек, отправившихся прямиком в Иркутск, мастер предприятия организовала надпись «триэтиленгликоль». Так под маской безопасного вещества, используемого при кондиционировании воздуха, к нам прибыл яд, который вскоре был «упакован» в бутылочки с надписью «Боярышник» и в таком виде уложил в могилу семь десятков любителей дешёвого алкоголя.
В суде Анатолий Мардарь категорически отрицал какую-либо причастность к ядовитому «Боярышнику» и последовавшим после его употребления массовым смертям. Его бизнес-план действительно предусматривал производство исключительно незамерзающей автомобильной стеклоомывающей жидкости. В арендованном складском помещении площадью 150 квадратных метров двое нанятых бизнесменом работников усердно гнали незамерзайку, перемешивая в чанах метиловый спирт с водой, красителями и отдушкой. Затем переливали готовый продукт в пластиковые канистры ёмкостью пять литров, на которые наклеивали этикетки «Стеклоомывающая жидкость -300С TOSEI. Не содержит метилового спирта».
Ядовитая на самом деле незамерзайка по цене от 80 до 90 рублей за пятилитровую канистру расходилась среди оптовиков влёт – как горячие пирожки. ООО «Сиб-АвтоТрак», «Продмаркет», «Фортуна», «Иркутскпромоборудование», «БайкалМаркет», «МасКом» и множество ИП выкладывали «изобретателю» дешёвого продукта сотни тысяч рублей, а некоторые – миллионы. Затем стеклоомывающая жидкость, напичканная ядом, отправлялась в розничную продажу «неопределённому кругу потребителей», как указано в приговоре. Естественно, с приличной наценкой. В ходе следствия было выявлено: в незамерзайке, которую приобретали автолюбители, концентрация метанола оказывалась разной, ведь отмерялись ингридиенты на глазок – в одну бутылку могло попасть 5% вещества из списка ядовитых, в другую – 30%.
В самом производственном помещении на станции Горка правоохранители обнаружили при обыске в декабре 2016 года как готовую продукцию, так и ёмкости с сырьём – метиловым спиртом концентрации более 95%. В суде Мардарь заявил, что не считает своё поведение преступным. Да, он использовал для производства автомобильного средства более дешёвое запрещённое вещество, чтобы извлечь высокую прибыль. Но так делают, по его словам, многие – метиловый спирт обходными путями поступает для производства незамерзайки в различные регионы, и никто им не отравился. «Все мои покупатели хвалили жидкость с метанолом, до сих пор звонят и спрашивают, где купить, – говорил Мардарь. – Ни от кого жалоб на здоровье не поступало».
Разнорабочие фирмы «Автомобильные линии», один из которых был несовершеннолетним, даже не подозревали, что имеют дело с опасным для здоровья ядом, принимая за чистую монету надпись на этикетке: «Не содержит метилового спирта». Парни работали без респираторов, за смену выгоняя по 300 пятилитровых ёмкостей товара. Опасений сырьё у них не вызвало – напротив, им показалось, что спирт из последней партии в синих бочках с белой полосой как-то приятнее: не пахнет ацетоном, как обычно, и больше похож на обычный питьевой. Может, поэтому один из работников и решил продать часть неразбавленного метанола «налево» – так яд разошёлся среди изготовителей «средства для ванн» и попал в торговую сеть в качестве «Боярышника».
Следствие вменило 29-летнему Анатолию Мардарю, борзому предпринимателю, решившему наваривать прибыль на яде, опасном для здоровья потребителей, два преступления – незаконные приобретение, хранение и сбыт ядовитых веществ, не являющихся наркотическими и психотропными (ч. 1 ст. 234 УК РФ), а также производство, хранение и сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ч. 1 ст. 238 УК РФ).
Суд очень скрупулёзно изучил заключения экспертов. Их было множество. На лабораторные исследования брали образцы вещества из всех бочек и канистр на складе предприятия-изготовителя, кроме того, проверяли жидкость, изъятую у покупателей. Проводили даже следственные эксперименты: готовую незамерзайку из метанола использовали для стеклоочистки в автомобилях «Toyota Avensis» и «UAZ Patriot», двигавшихся со скоростью 40 км/ч. Всякий раз специалисты фиксировали попадание паров метилового спирта в салон автомобиля через воздухозабор системы отопления и вентиляции. Причём в концентрации, превышающей предельно допустимые значения: в одном случае – в 482 раза, в другом – в 260 раз. Вывод был однозначным – стеклоомывающая жидкость, изготовленная Мардарём, является ядовитым веществом и может оказать вред здоровью человека, даже если её не принимать внутрь, а использовать по назначению – для чистки стёкол автомобиля. Метанол – это сильный яд нервного и сосудистого действия. При вдыхании его паров наблюдаются раздражение слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей, головные боли, звон в ушах, дрожание рук, невриты. При любом способе попадания яда в организм человеку грозит поражение зрительного нерва и сетчатки глаза.
Правда, эксперты делали оговорку: смертельные случаи при применении метаноловой незамерзайки по назначению им не встречались. И это стало зацепкой для стороны защиты. Сибирская метанольная химическая компания пояснила, что смертельная доза ядовитого спирта равна 30 г, тяжёлое отравление, сопровождаемое слепотой, может быть вызвано 5–10 г. Однако яд обладает сильным кумулятивным эффектом. Он может проникать через повреждённую кожу, с парами и накапливаться в организме – тогда отравление проявится позднее. Люди, работающие с метанолом, должны быть предупреждены об опасности, им обязаны выдавать специальные средства защиты, а за вредные условия труда полагаются льготы. Салон обычного автомобиля не является промышленной зоной, водители и пассажиры не осведомлены о том, что в воздухе содержится метанол, и это уже создаёт угрозу их здоровью.
Специалист медсанчасти ИАПО был столь же категоричен: метанол в России совсем не случайно запрещено использовать в бытовых жидкостях – это крайне токсичное вещество. Даже просто вдыхание паров яда может привести к лёгкому отравлению – тошноте, головной боли, слабости. При этом человек вряд ли свяжет плохое самочувствие со стеклоомывающей жидкостью. При длительном вдыхании воздуха, содержащего пары метанола, появятся головокружения, боли в области сердца и печени, нарушения сна. А медицинский осмотр выявит признаки расстройства нервной системы, нарушения зрения, обмена липидов и белков, изменение показателей свёртываемости крови, заболевания органов желудочно-кишечного тракта, верхних дыхательных путей, дерматиты. Таким образом, дешёвая незамерзайка с метанолом, можно сказать, гарантирует несмертельные острые и хронические интоксикации. Клиенты Мардаря, обманутые надписью на этикетках товара о том, что он «не содержит метилового спирта», понятия не имели, что распространяют через торговую сеть опасную для здоровья потребителей стеклоомывающую жидкость. Опасную не только для маргиналов, готовых принять на грудь любое спиртосодержащее средство. Потенциальными жертвами корыстного предпринимателя стали обычные автолюбители и их пассажиры.
При назначении наказания виновному были учтены смягчающие обстоятельства. Анатолий Мардарь оказался многодетным отцом, у него на содержании трое маленьких детей, в том числе грудной малыш. На следствии предприниматель, который в погоне за длинным рублём угодил в историю с массовым отравлением, помогал раскрытию преступлений, указал на тех, у кого приобретал метанол и кому продал опасную продукцию. Но главный фактор, повлиявший на его судьбу, – преступления, совершённые им из корысти, относятся к категории небольшой тяжести и не предусматривают лишение свободы в качестве наказания.
В результате суд приговорил Анатолия Мардаря за два преступления к штрафу в размере 300 тысяч рублей, тут же снизив его до 250 тысяч с учётом содержания в течение полугода под домашним арестом во время следствия. Кроме того, осуждённый лишён на три года права заниматься предпринимательской деятельностью, связанной с изготовлением и реализацией потребительских товаров. Его подручный, продавший в обход хозяина ёмкость с метиловым спиртом «налево», будет нести ответственность в рамках другого уголовного дела – вместе с теми, кто приготовил из яда «Боярышник».