издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Обещаю обещать

Сергей Левченко зачитал послание Законодательному Собранию

  • Автор: Александра Петрова

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко 19 апреля обратился к Законодательному Собранию со своим уже третьим по счёту посланием. Не обошлось без казусов. За три года, похоже, аппарат губернатора и правительства области так и не прочитал документы, регламентирующие проведение этой процедуры, и снова посадил губернатора в лужу, но на этот раз – неглубокую.

 

Зачитывание его речи чуть не сорвалось из-за того, что в Заксобрание не были вовремя переданы материалы, касающиеся выступления главы области. Видимо, чиновники опять забыли, что послание – не тронная речь и даже не проповедь священника, а вопрос, рассматриваемый в рамках сессии регионального парламента.

Депутаты, чтобы хоть как-то спасти лицо губернатора, были вынуждены собраться 19 апреля рано утром и ознакомиться с информацией, переданной в последний момент аппаратом губернатора, так что на этот раз обошлось без переносов. А подобное бывало в истории губернаторства Сергея Левченко. В 2016 году аппарат губернатора назначил церемонию на 11 марта, и подрядчики уже, видимо, надували воздушные шары для украшения зала, резали канапе и охлаждали шампанское, но вдруг выяснили, что Законодательное Собрание, перед которым и должен выступать глава, не уведомлено об этом празднике. Поэтому 10 марта пресс-служба губернатора сообщила, что церемония отменяется: глава области занят. В тот же день на сайте регионального правительства появились фотографии Сергея Левченко, играющего в кёрлинг. Само послание состоялось 14 апреля 2016 года – уже с соблюдением не только праздничного регламента. Но, видимо, чиновничьей памяти хватает ненадолго. 19 апреля 2018 года ситуация едва не повторилась.

Главное, что нужно знать о посланиях губернатора Сергея Левченко, – это то, что звучащие в них сенсационные заявления не обязательны к исполнению. Избегая голословности, вспомним его прежние выступления.

2016 год

Сергей Левченко: «Необходимо выходить на новый уровень и создавать новые предприятия, исходя из запросов региона на импортозамещение и создание высокотехнологичных рабочих мест». Увы, но получилось как в анекдоте про лошадь, которая «не смогла».

Ещё цитата: «Несмотря на то что регион не обладает полномочиями в сфере высшего образования и науки, мы не собираемся быть сторонними наблюдателями». Но, когда у губернатора были полномочия – оказать поддержку Иркутскому государственному университету по участию в конкурсе опорных вузов в 2017 году, Левченко саботировал эту идею, откладывая подачу рекомендации на последний день, а включение социальных объектов ИГУ в бюджет области – на отдалённое будущее.

«На недавней встрече с президентом Российской Федерации мы обсудили проблемы, связанные с закрытием Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, и реализацию федеральной целевой программы по охране озера Байкал. В её рамках должны были проводиться работы по закрытию комбината, рекультивации шламлигнинных накоплений и реконструкции теплоисточника. Президент был удивлён, узнав, что за четыре года работы программы её реализация не продвинулась практически ни на шаг», – говорил губернатор. Тогда он немного приврал, потому что до него успели сделать главное – закрыть БЦБК, но теперь можно цифру «четыре» заменить на «шесть», три из которых – на счету Левченко, и ничего во фразе менять не нужно.

А вот поручения по развитию туризма: «Агентству по туризму Иркутской области считаю необходимым организовать ревизию всех предприятий разных форм собственности, осуществляющих туристическую деятельность и иные услуги по организации досуга на территории Байкальской природной территории». Однако на практике такая работа не проводилась, так что в 2017 году жители Листвянки, задыхающиеся от нелегального гостиничного бизнеса (в первую очередь – китайского), стали писать жалобы и рассылать их по чиновникам и депутатам, авось хоть кто-то прочитает. Масштабы застройки берегов Байкала при губернаторе Левченко вообще впечатляющие.

Ещё из интересного. «Борьбу с коррупцией в органах власти считаю одной из приоритетных задач. Обращаюсь ко всем без исключения работникам исполнительных органов власти – в случае выявления незаконных и преступных действий никто никого покрывать, как это практиковалось раньше, не будет!» – говорил Сергей Левченко в 2016 году. А потом началось упорное уклонение его подопечных от проверок Контрольно-счётной палаты – вплоть до того, что аппарат губернатора в 2018 году подал в суд иск, чтобы запретить проверку КСП. «Подведомственные структуры» губернатора суд проиграли, но сейчас хотят опять судиться. Видимо, есть что скрывать от аудиторов.

Обещание «никого не покрывать» теперь тоже звучит сомнительно. В отношении сотрудников Дорожной службы Иркутской области возбуждено уголовное дело по факту мошенничества. Губернатор никого не снял с работы.

А теперь переходим к стратегическим вопросам. Напомним, речь датируется апрелем 2016 года. «Сейчас с привлечением известных экономистов, в числе которых Сергей Юрьевич Глазьев, советник президента России, мы разрабатываем стратегию социально-экономического развития Приангарья до 2030 года», – сказал губернатор. Стратегия не дописана до сих пор.

 

О «прорывных» темах: «Первое направление – газификация области, – говорил губернатор. – В инвестиционной программе «Газпрома» строительство газопровода Ковыкта – Жигалово – Саянск – Ангарск – Иркутск запланировано, и сейчас мы ведём переговоры, чтобы начать реализацию этого проекта не с 2022 года, когда Ковыктинское месторождение «распечатают» для нужд «Силы Сибири», а уже с 2017 года. Могу вам сообщить, что предварительные договорённости на этот счёт уже есть и это предложение поддержано главой государства». Позже губернатор признает, что газификация откладывается, в 2017 году газа не будет. Но как убедительно говорил в 2016-м!

«Аэропорт. Хочу ответственно заявить: разворота взлётно-посадочной полосы на 33 градуса не будет. Такие договорённости достигнуты с инвесторами и с федеральным центром», – говорил губернатор, забыв между тем упомянуть, что федерация охотно заберёт обратно 24 млрд рублей, которые планировалось направить на разворот полосы. Конечно, потом он сообщил, что «мы не отказываемся от идеи строительства новой воздушной гавани», «достигнута договорённость о строительстве нового пассажирского терминала, который заменит устаревший международный пункт прилёта-вылета пассажиров», «уже началось объединение местных аэропортов в одну систему, что позволит нам значительно повысить качество перелётов в северные и отдалённые территории Иркутской области». Ни один из пунктов не выполнен, кроме разве что отказа от федеральных инвестиций на разворот взлётно-посадочной полосы: самолёты как летали над головами иркутян, так и летают.

А вот немного из «антикризисного пакета» губернатора: «Рачительно подходить к тратам из региональной казны». Вспомним многочисленные зарубежные поездки главы области и его чиновников (иногда в делегации участвует по пятьдесят человек!) – от Японии до Кении, о бесконечных празднованиях и форумах, которые обходятся бюджету Иркутской области в сотни миллионов рублей. «Мы обязаны создать прозрачные условия ведения бизнеса, чтобы работодателю было выгодно платить своему работнику официальную заработную плату», – говорил губернатор. И здесь имеет смысл вспомнить о сыне губернатора, владельце ангарского предприятия «Стальконструкция», против которого по фактам невыплаты зарплаты сотрудникам было возбуждено уголовное дело. А самого Андрея Левченко обком КПРФ «наказал» за невыплаты мандатом депутата Законодательного Собрания.

Ещё цитата: «Необходимо внимательно рассмотреть возможность по укрупнению муниципальных образований с численностью до 500 человек, а также тех муниципалитетов, которые на добровольной основе готовы объединиться». Это вообще оказалось пустым звуком, за которым не последовало никакой работы. «О переходе на адресность оказания социальной помощи – считаю, что такая работа должна быть проведена и в Иркутской области», – слова губернатора, при этом все помнят, как «Серый дом» отменил «лишние» поездки льготников в общественном транспорте.

Было и такое поручение Сергея Левченко: «Поручаю правительству Иркутской области разработать механизмы централизации закупок на областном уровне». Инвалиды, которым по закону полагаются бесплатные лекарства, особенно хорошо прочувствовали работу этого «антикризисного плана».

2017 год

Губернатор начал своё послание словами: «Наш регион не должен быть в середнячках, мы заслуживаем быть лучшими в Сибири по всем показателям».

«В 2017 году планируется завершить строительство 70 социально-значимых объектов общего образования, дошкольных образовательных учреждений, физкультурно-оздоровительных комплексов, фельдшерско-акушерских пунктов, объектов культуры и здравоохранения», – говорил губернатор. Что конкретно и где было построено – и построено ли – не слышно. Хотя перерезание 70 красных ленточек запомнилось бы.

«В текущем году на территории Иркутской области для завершения исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 необходимо обеспечить ликвидацию всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года. Поручаю министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, главам муниципальных образований Иркутской области завершить всю работу до 1 сентября 2017 года. Никаких переносов срока или послаблений не будет. В случае срыва программы буду лично настаивать на уголовном преследовании виновных!» – говорил Сергей Левченко. Итог: Иркутская область до сих пор не выполнила взятые обязательства, никаких «посадок», само собой, не произошло.

«Кстати, если говорить о газификации области. Не всё идет так быстро, как нам хотелось бы. Это связано с реализацией крупных федеральных проектов. Радует, что ввод Ковыктинского месторождения будет производиться по графику», – вот уже губернатора радует, что «всё идёт по графику», без каких-то ускорений и форсирований.

А вот и в целом причины неторопливости в реализации новых идей: «У ряда приоритетных для региона проектов есть существенные ограничения: необходимо строительство энергетических и транспортных инфраструктурных объектов. Эту задачу надо решать уже в ближайшее время».

Или вот ещё вариант: «Не так активно, как нам хотелось, появляются новые резиденты в особой экономической зоне Усолья-Сибирского. В течение года в усольский ТОСЭР вошло три резидента с суммарным объёмом инвестиций 320 миллионов рублей. Очевидно, что принятые меры оказались недостаточными».

Или вот ещё: «Исполнительные органы государственной власти Иркутской области должны обеспечить приоритетность моногородов при предоставлении мер государственной поддержки и реализации государственных программ Иркутской области». Здесь всё было сделано с особым шиком: деньги предусмотрели, но не освоили. Например, в «Анализе эффективности реализации государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015–2020 годы», подготовленном КСП 12 декабря 2017 года, значится, что подпрограмма «Основные направления модернизации экономики моногорода Байкальска и Слюдянского района Иркутской области» не выполнена. В ней и так содержались только мероприятия, касающиеся ТЭЦ, ремонта теплосетей и разработки проектно-сметной документации на инфраструктурные проекты, самой комплексной модернизации как таковой не было. Аудиторы КСП считают, что происходит «затягивание сроков реализации инфраструктурных проектов на данной территории, что в дальнейшем может повлечь существенные расходы областного бюджета в случаях техногенных аварий». Техногенных аварий на берегу Байкала! В Усолье-Сибирском аналогичная ситуация. В подпрограмме «Основные направления модернизации экономики моногорода Усолье-Сибирское» на 2017 год одно мероприятие – подключение ОАО «Усолье-Сибирский химфармзавод» к сетям электроснабжения и внешним сетям холодного водоснабжения. На это в бюджете было предусмотрено 9 млн рублей. В 2017 году «подпрограмма» выполнена не была, работы перенесли на 2018 год. Это всё, что следует знать о стараниях области по развитию моногородов.

Но самый показательный пример рассогласованности слов и дел губернатора – это ситуация с пожарами. «С 15 марта в Иркутской области введён особый противопожарный режим, на полмесяца раньше, чем в прошлом году. Поручаю министерству лесного хозяйства Иркутской области в соответствии с утверждёнными планами максимально подготовиться к пожароопасному периоду и быть во всеоружии». Итог: в апреле-мае 2017 года сгорели посёлок Бубновка Киренского района, посёлок железнодорожной станции Горевая, Новотремино, деревня Пойма, рабочий посёлок Юрты в Тайшетском районе, горели улицы в Октябрьском городском поселении Чунского района, садовые и дачные товарищества под Черемховом и др. В Иркутской области никогда до того не допускали такой катастрофы.

2018 год

И вот уже новое послание – и новые цели. По традиции они «амбициозные». Нынче Сергей Левченко обещает «начать освоение целины»: это его конёк, на котором он скачет по заросшим степям Прибайкалья уже третий год. Развить промышленность, привлечь инвесторов – им он обещает давать адресные льготы и офсетные контракты (с предоставлением гарантии сбыта продукции в Иркутской области). Ещё губернатор хочет добавить денег в «Фонд микрокредитования», работа которого и так вызывает вопросы у многих депутатов и аудиторов КСП.

Из свежих обещаний, которые нужно зафиксировать для истории: строительство Дворца зимних видов спорта, центра единоборств в Иркутске и радиологического корпуса Иркутского онкологического центра. Снова – рекультивация лигниновых отходов в Байкальске, улучшение туристической инфраструктуры и так далее.

Отдельного внимания заслуживает история со снижением государственного долга Иркутской области. Здесь получается какая-то «борьба с пьянством»: губернатор опять берёт обязательство снизить госдолг, как это происходит на протяжении всего времени его правления, но потом срывается и снова занимает. Несмотря на то что, по его же словам, бюджет Иркутской области растёт, как никогда прежде, и можно за счёт этих дополнительных доходов полностью расправиться с долгами. В послании 2016 года Сергей Левченко говорил о том, что снизил долг на 2,5 млрд рублей и теперь он составляет 21 млрд рублей. И обязался сократить его ещё. Какое-то время держался: к декабрю 2016 года госдолг равнялся 11,9 млрд рублей. Но уже к 1 января 2017 года вырос до 18,8 млрд рублей. Теперь губернатор рассказывает, что за 2,5 года снизил госдолг на 2 млрд рублей и сейчас он составляет 18,6 млрд рублей. Но если мы посмотрим цифры за последние 1,5 года, то увидим, что госдолг увеличился на 6,7 млрд рулей.

Такая борьба с собственными «успехами» и «достижениями», постоянный хоровод одних и тех же обещаний – классический стиль работы Сергея Левченко и его команды. Проблем он почти не видит, да и в целом они мелкие по сравнению с успехами. Например, то, что на протяжении всех лет его работы падают реальные доходы населения. Его сторонники ссылаются на «ситуацию в стране». Да, она сложная. Но, как уверяет Левченко, Иркутская область – особенная: у всех – кризис, а у нас – рост бюджета каждый год то на 25%, то на 30%, о чём он радостно сообщает средствам массовой информации. Но почему же тогда население Иркутской области беднеет? Почему эти прибавки к бюджету уходят как песок сквозь пальцы?

Процитируем одного видного политика: «Прекратившая слышать и слушать людей власть перестаёт удовлетворять население. Можно сколько угодно рисовать красивые картинки и рассказывать о радужных перспективах, но, если эти слова и действия не будут соответствовать реалиям жизни, люди это почувствуют и сделают выводы». Да-да, это говорил Сергей Левченко во время своего послания 2016 года. И ведь правильно говорил!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры