«Девчонки, я не хочу вас убивать, лежите спокойно»
Если бы не этот приговор Свердловского районного суда Иркутска, ни за что бы не поверила, что подобное возможно не в кино, а в реальности. 30-летний житель села Урик, не сумевший найти работу, чтобы содержать семью с двумя детьми, в течение целого года безнаказанно потрошил кредитные учреждения областного центра, «вооружившись» игрушечным пластмассовым пистолетиком и напялив на голову чулок. В результате трёх разбойных нападений на банки ему с подельниками, такими же безработными приятелями, удалось похитить 5,3 миллиона рублей. Лишь четвёртая по счёту попытка ограбить банк оказалась неудачной и привела всю компанию на скамью подсудимых.
Идея грабить банки посетила Василия Семенцова, подрабатывавшего неофициально в такси «Максим», «из-за затруднительного материального положения». На следствии он пояснял: «Денег не было, вот я и стал думать, где бы их взять». Случайно встретил давнишнего знакомого, Льва Сафонова, озабоченного той же проблемой. «У меня сестра и племянник погибли, нужны были деньги на памятник, а у Семенцова были большие долги. И мы решили ограбить банк», – выдал Сафонов следователю. Молодые люди прежде с криминалом никогда не связывались, опыта в таких делах не имели, но сообразили, что для их цели лучше подойдёт банк, где нет физической охраны. Парни прикинули, что по сигналу тревоги экипаж частного охранного предприятия прибудет на объект не раньше, чем через пять минут, а этого времени на ограбление должно хватить.
Всё прошло как по маслу. 12 февраля 2015 года в три часа дня шесть потерпевших – сотрудницы и клиенты ПАО КБ «Восточный» – уже лежали на полу, исполняя приказ: «Мордой вниз!» Бугай с капроновым чулком на голове и чёрным пистолетом в руке посоветовал им: «Девчонки, я не хочу вас убивать, лежите спокойно». Другой здоровяк в это время был занят с кассиршей – она передавала через лоток в бронированном окошке пачки купюр в рублях и долларах, а он упаковывал их в целлофановые пакеты и складывал в хозяйственную сумку.
План этого ограбления потрясает своей простотой. У начинающих разбойников не было машины. Они доехали до остановки «Академгородок» на маршрутке, за четыре минуты «подняли бабки» в отделении банка «Восточный» по улице Лермонтова и пешком отправились домой. Не подумали даже о том, чтобы сменить верхнюю одежду, в которой их видели пострадавшие. Разбойничье ремесло оказалось прибыльным – в хозяйственной авоське парни преспокойно вынесли из банка 877 150 российских рублей и 6300 долларов США, что в сумме составило 1,3 миллиона рублей. На эти деньги оба купили по подержанной иномарке. После ограбления Сафонов, как и намеревался, потратил часть похищенных средств на благоустройство могилы родственников. У него хватило благоразумия на этом эпизоде завершить едва начавшуюся криминальную карьеру. Он уехал в Саянск к родителям и на связь с приятелем долго не выходил.
Зато Семенцов уже через полгода начал строить план очередного ограбления. Как он пояснил, к этому времени похищенные деньги закончились, а способ поправить материальное положение ему был уже известен. На этот раз он пригласил на дело своего двоюродного брата Ивана Ловцова, который тоже подрабатывал в такси «Максим» и едва сводил концы с концами. О криминальном подвиге родственника тот знал – Семенцов не преминул похвалиться – и был не против составить компанию. Третьим подельником стал 60-летний Владимир Кожучков, бывший сосед семьи Ловцовых. Неоднократно судимый за разбои пенсионер провёл в зоне приличную часть жизни. В 2015-м он имел статус освобождённого условно-досрочно и маялся без настоящей «работы». Именно этот рецидивист оказался для начинающего разбойника Семенцова самым надёжным компаньоном по криминальному ремеслу – он отошёл от «дел» только после того, как его неожиданно разбил паралич.
В отделении «Азиатско-Тихоокеанского банка» по улице Розы Люксембург преступники взяли относительно небольшие деньги – 127,7 тысячи рублей. План использовали примерно тот же – только теперь основных игроков, действующих в помещении кредитного учреждения, подстраховывал на улице водитель, из машины наблюдавший за обстановкой. И опять разбойники сумели управиться до приезда охранников, хотя ограбление проходило не совсем гладко. Кассирша спряталась под столом и ни за что не хотела вылезать из своего «убежища». Кожучков пытался разбить бронированное стекло кассы предусмотрительно захваченным гвоздодёром, но не преуспел в этом занятии. Тогда он приставил нож к горлу одной из сотрудниц и пригрозил её убить, если кассир не одумается. Этот приём сработал как нельзя лучше.
Но взятых в кредитной организации денег не хватило даже на месяц. А потому в том же августе 2015-го «группа лиц по предварительному сговору», как позднее были поименованы в приговоре Семенцов, Кожучков и Ловцов, вновь пошла на дело. Только теперь троица решила сменить поле своей деятельности – в географическом смысле. Приятели поехали брать банк в Красноярске. Долго колесили по незнакомому им городу, выбирая объект нападения, но на преступление так и не решились. Власти соседнего региона оказались предусмотрительными – на улицах краевого центра залётные разбойники углядели большое количество видеокамер и предпочли ретироваться.
Поскольку денег не оставалось даже на бензин, по дороге домой – в городе Алзамай Нижнеудинского района – компания совершила набег на автозаправку «Роснефти». В отличие от банков, на АЗК имелся собственный охранник, который не побоялся оказать сопротивление. Кожучков с ним, правда, легко справился, но в драке нечаянно задел ножом щёку. Рана оказалась лёгкой – как свидетельствовали позднее эксперты, она «не причинила вреда здоровью потерпевшего». Это, кстати, был первый и последний случай, когда в разбойных нападениях Семенцова и компании пролилась кровь. Добыча в тот раз не стоила риска – на заправке разбойники «подняли» всего 28,5 тысячи рублей. После этого похода Ловцов покинул разбойничью шайку. «Было видно, что он сильно боится», – объяснил следователю такое поведение Семенцов.
Зато они с Кожучковым оказались рисковыми парнями. Через пару месяцев состоялось очередное нападение на банк – самое удачное. В качестве объекта выбрали опять банк «Восточный»: опыт показал, что клиенты оставляют там больше денег. Отделение в микрорайоне Первомайский разбойники закрыли изнутри с помощью прута, сотрудницам приказали лечь на пол, после чего кассир, на этот раз мужчина, под дулом имитации пистолета передал через лоток всю имевшуюся в банке наличность – 3,9 миллиона рублей.
Если бы Семенцов после этого налёта успокоился и перестал искушать судьбу, разбойников, возможно, так и не вычислили бы. Но таксиста уже, что называется, понесло. Его не остановила даже потеря подельников – верный Кожучков в начале 2016 года слёг с инсультом, Ловцов категорически отказался участвовать в авантюрах двоюродного брата. Но у Семенцова была отменная приманка для новых членов шайки – рассказ о том, как ему удаётся за пять минут «заработать» миллионы. На эту наживку в марте 2016-го клюнул Максим Орленко, школьный товарищ Семенцова, у которого незадолго до этого сгорел дом. Работая в такси, решить квартирный вопрос было нереально, и молодой человек, на свою беду, согласился участвовать в криминальной операции, обещавшей быстрое обогащение. Да ещё пригласил своего 25-летнего товарища Александра Баштакова, который имел маленького ребёнка и не мог найти работу, – пообещал, что «деньгами не обидит».
Таксисты не придумали ничего лучше, как напасть на то же самое отделение в микрорайоне Первомайский, которое совсем недавно так успешно грабили. Только день они выбрали неудачный – в выходной в банке находился лишь один сотрудник, не имевший доступа в кассу. Поняв, что взять с парня нечего, разбойники заперли его в туалете и покинули помещение, прихватив с собой его сотовый телефон и связку банковских ключей. Хотели подстраховаться, чтобы тот не смог сразу вызвать охранников. Но сделали только себе же хуже – на улице их с вещественными доказательствами остановили полицейские. Так был положен конец приключениям таксистов, примеривших на себя роли потрошителей банков.
Удивительно, но это серьёзное в мире криминала ремесло молодым людям «с улицы» довольно долго давалось с успехом. Все они, кроме Кожучкова, не были судимы, имели высшее или среднее специальное образование, семьи, маленьких детей, хорошие характеристики от соседей. Для нормальной жизни парням не хватало только одного – хорошо оплачиваемой работы. На разбои таксисты ходили то с игрушкой, стреляющей пластмассовыми шариками, то с неисправным пневматическим пистолетом, то со сломанным сигнальным револьвером – для угроз этого вполне хватало. Лишь многоопытный Кожучков использовал в качестве оружия настоящий нож, способный причинить реальный вред здоровью.
Но более всего поражает в этом уголовном деле несерьёзное – по принципу «авось пронесёт» – отношение к вопросам безопасности банковских организаций, аккумулирующих в своих отделениях денежные средства в особо крупных размерах. Ни один из пострадавших банков не «разорился» на физическую охрану. КБ «Восточный» не сделал этот шаг, даже когда получил урок, потеряв больше миллиона. Если бы адекватные меры безопасности были приняты после первого нападения, то второго и третьего, скорее всего, не случилось бы. Весь расчёт разбойников строился как раз на невозможности сотрудников удалённых охранных предприятий оперативно прибывать к месту преступления по сигналу тревоги. èèè
При этом и «Фениксу», и «Квадру», с которыми у ограбленных банков были заключены соглашения, вряд ли можно поставить в упрёк нерасторопность: по условиям договоров сотрудники этих частных предприятий обязаны были явиться на объект через пять минут после того, как поступит сигнал с тревожной кнопки. И это условие свято выполнялось – только преступники каждый раз оказывались шустрее и укладывались в пятиминутку.
Причём независимо от того, успели пострадавшие нажать тревожную кнопку или растерялись и не сделали этого. Сотрудники банков при ограблениях вели себя по-разному, а результат, как мы знаем, был одинаковым. Вот, к примеру, показания кассира КБ «Восточный», отделение которого находится в Академгородке: «Я услышала команду: «На пол!» – и сильно испугалась, поэтому просто не сообразила нажать тревожную кнопку». Можно было бы попенять женщине за плохую реакцию, ведь банк тогда потерял более миллиона рублей. Но вот что говорила на следствии её коллега из отделения, расположенного в микрорайоне Первомайский: «Со своего рабочего места я увидела, как к крыльцу направляются трое мужчин, один в медицинской маске и тёмных очках. Мне это показалось подозрительным, так как несколькими днями раньше такой же человек в маске и очках ходил по помещению, заглядывая во все уголки. Я тогда спросила его, почему он в тёмных очках и что ищет. Он сказал, что глаза слезятся из-за гриппа, а в банке у него просто назначена встреча. Про этот случай я рассказала руководству. Увидев опять этого подозрительного типа, я крикнула коллегам, чтобы все взяли в руки тревожные кнопки, потому что возможно ограбление. Сама спряталась за шкаф и сразу нажала кнопку вызова охраны». Но и такое, можно сказать, сверхбдительное поведение сотрудницы ничего не дало: банк лишился в тот раз ещё большей суммы – уже четырёх миллионов рублей.
Кассир-бухгалтер «Азиатско-Тихоокеанского банка» тоже вела себя во время нападения довольно грамотно. По словам потерпевшей, она, конечно, сильно испугалась, но это не помешало ей заблокировать лоток кассы, спрятавшись под стол, позвонить в охранное агентство и убедиться, что экипаж уже выслан. Как мы знаем, женщине всё же пришлось вернуться на рабочее место и выполнить требования разбойников, угрожавших пырнуть ножом её коллегу. А группа быстрого реагирования, приехавшая через четыре минуты после вызова, застала на охраняемом объекте только сотрудниц в слезах. А вот ещё один факт, говорящий сам за себя: в тот день, когда преступники были задержаны полицией, работники частного охранного предприятия «Феникс» узнали о нападении на отделение банка, с которым связаны договором, из новостей по телевизору.
Кредитные организации явно просчитались, решив экономить на безопасности. В ПАО КБ «Восточный» незадолго до нападения как раз сократили ставку оператора, который должен был следить за камерами видеонаблюдения, расположенными во всех филиалах региона. Эту функцию передали в Красноярск, в головной офис. Когда разбойники нагрянули в отделение, расположенное в микрорайоне Первомайский Иркутска, камеры там оказались отключены полмесяца назад, о чём начальству и сотрудникам никто даже не сообщил. Как на грех, на похищенную сумму в четыре миллиона рублей банк не успел оформить, как это положено, страховку – услуга не была оплачена. Пришлось подавать гражданский иск о возмещении ущерба, причинённого преступлением.
На предварительном следствии все подозреваемые и обвиняемые полностью признали вину и заверили, что раскаиваются. Они активно помогали следствию, надеясь, что это отразится на наказании. Суд действительно обнаружил немалое количество смягчающих наказание обстоятельств. Так, Семенцову были засчитаны явки с повинной по двум преступлениям. В качестве возмещения ущерба он передал свою машину, купленную на похищенные деньги. Суд учёл и наличие у него двоих маленьких детей, и помощь, которую он оказывал отцу-инвалиду. Они с Орленко оказались к тому же ветеранами боевых действий, а положительные характеристики пришли в суд даже на рецидивиста Кожучкова. Кстати, этот профессиональный разбойник попытался во время следствия симулировать психическое расстройство: имитировал слабоумие, отказывался принимать пищу и самостоятельно передвигаться. Но актёрских талантов сидельцу не хватило: он бормотал что-то нечленораздельное, однако при этом чётко описывал и демонстрировал «симптомы» своей «болезни», без запинки припоминал даты госпитализации и назначаемые препараты. В результате комиссия экспертов признала всех подсудимых вменяемыми и способными нести ответственность за свои поступки.
Преступления, которые совершили таксисты, относятся к категории тяжких и особо тяжких, и Уголовный кодекс РФ предусматривает за них единственное наказание – реальное лишение свободы. Так что даже с учётом смягчающих обстоятельств всем потрошителям банков придётся теперь хлебать в зоне баланду. К самому большому сроку приговорён, конечно, Владимир Кожучков: пенсионер и инвалид, просивший в суде прощения, направлен, как особо опасный рецидивист, отбывать наказание за три разбоя в колонию особого – то есть тюремного – режима на 12 лет. Неугомонный Василий Семенцов – ветеран боевых действий и семьянин – получил срок всего на один год меньше: он признан виновным в пяти нападениях, совершённых в группе по предварительному сговору с угрозой применения опасного для жизни насилия. Ему назначена колония строгого режима. Туда же отправился на 8,5 года Лев Сафонов, участник единственного, но зато с хищением в особо крупном размере, налёта на банк. У Ивана Ловцова и Максима Орленко впереди 3,5 года жизни в исправительном учреждении общего режима. Александр Баштаков, который в день ограбления сидел в машине возле банка в качестве наблюдателя и даже не понял толком, что произошло, проведёт за колючей проволокой по приговору суда два года. Материальное положение никому из таксистов-авантюристов поправить так и не удалось, и четверо маленьких детей будут дожидаться теперь их возвращения из зоны. В конце прошлого года приговор Свердловского районного суда Иркутска вступил в законную силу.