издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Работа на точность»

Первого из лучших машинистов мостовых кранов определили на Усть-Илимской ГЭС

Совокупность скоординированных действий, безукоризненное знание требований промышленной безопасности, охраны труда, технологии перемещения грузов плюс полная устойчивость к стрессу – качества, которыми должен обладать хороший крановщик. Всё вышеперечисленное продемонстрировали участники ставшего традиционным конкурса профессионального мастерства машинистов мостовых кранов, который завершился на Усть-Илимской ГЭС 29 марта. Соревнования были организованы службой производственного контроля промышленной безопасности Исполнительной дирекции ПАО «Иркутскэнерго» при участии Корпоративного университета «ЕвроСибЭнего».

 

Характерный звонок раздаётся в машинном зале Усть-Илимской ГЭС – машинист предупреждает о том, что готов производить подъём груза. Рабочий, на первый взгляд, момент, но за одним исключением – вместо составной части гидроагрегата через несколько мгновений будет произведён подъём специализированного груза. И это – признак того, что на станции соревнуются машинисты мостовых кранов.

В состязаниях приняли участие 14 человек. Это сотрудники Иркутской, Братской и Усть-Илимской ГЭС, входящих в состав ООО «ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация», ТЭЦ-1, ТЭЦ-6, ТЭЦ-7, ТЭЦ-9, ТЭЦ-10 и ТЭЦ-11, а также представители Ново-Иркутской, Ново-Зиминской и Усть-Илимской ТЭЦ, ЗАО «Иркутскэнергоремонт» и Центральных тепловых сетей АО «Байкалэнерго».

«Идею соревнований в 2013 году мы позаимствовали у Министерства труда и социального развития России, которое проводит конкурсы профессионального мастерства в разных отраслях, – рассказывает главный судья состязаний – заместитель главного инженера по промышленной безопасности, надёжности и охране труда ПАО «Иркутскэнерго» Константин Карнаухов. – Так как у нас в процессе ремонтов краны задействованы постоянно, компанией вкладываются существенные средства в модернизацию оборудования, поэтому мы решили организовать такие соревнования в рамках работы с нашим персоналом. Оказалось, что подобные соревнования в Восточной Сибири никогда до этого не проводились. Более того, если Минтруда организовывает соревнования на базе каких-нибудь комбинатов, где корпус здания пустой и никаких опасностей нет, то мы проводим состязания в действующем цехе на действующем оборудовании». Три года подряд они проходили на базе ТЭЦ-11 в Усолье-Сибирском, на сей раз их впервые организовали на Усть-Илимской ГЭС.

Три груза – три мишени

В машинном зале станции проходит четвёртый этап соревнований – крановый биатлон. Даны три груза – цилиндры разной массы и диаметра – и три мишени, размеры которых тоже различаются. Задача машиниста заключается в том, чтобы на скорость опустить первый груз на первую мишень, второй – на вторую, третий – на третью. Если попал точно в красный круг – заработал максимальное количество очков, на стыке белого и красного – баллов присваивают меньше. Груз перед этим ещё необходимо пронести через воротца, ни в коем случае их не задев. И не забыть выдержать расстояние минимум в полметра – 500 мм – над препятствием. Машинист при этом управляет вспомогательным подъёмом – электрической талью грузоподъёмностью 10 тонн, подвешенной под основным мостом крана и рассчитанной на перемещение сравнительно мелких деталей. Стропальщик, который находится в машзале, только помогает закрепить груз и выровнять его. В остальном крановщик полагается только на себя.

На выполнение задания отводится 15 минут. За превышение положены штрафные баллы. Однако в положенное время укладываются все. Куда сложнее попасть в мишень. Крановый биатлон, кстати, включён в программу соревнований впервые. «Идею мы разработали совместно с работниками Усть-Илимской ГЭС, – говорит старший судья Вячеслав Корнеев, старший преподаватель Корпоративного университета «ЕвроСибЭнерго». – Думаю, получился интересный, живой конкурс». Его было решено сделать заключительным, четвёртым этапом соревнований.

Кепка вместо каски

Помимо практических этапов есть и три теоретических. На первом оценивают знание правил безопасности при использовании кранов. Для этого предусмотрен тест из 50 вопросов с вариантами ответов. Ответил правильно – получил два балла, неправильно – не получил ничего. Вопросы варьируются от сравнительно простых – «Машинист крана должен знать…» или «Можно ли, согласно типовой инструкции, поднимать железобетонные изделия, не имеющие маркировки массы?» – до весьма сложных, требующих геометрических расчётов. В последнем случае участникам выдают калькуляторы, с помощью которых можно быстро определить синус или косинус.

 

Тем, кто проходит второй теоретический этап, показывают несколько видеороликов, в каждом из которых нужно увидеть и описать нарушения охраны труда и промышленной безопасности, сославшись на конкретные правила, которые не были соблюдены. Первые два фрагмента взяты из советского фильма «Высота» – тут и монтажники, работающие в кепках-восьмиклинках, и посторонние на рабочей площадке, и пренебрежение погодными условиями, которые препятствуют монтажу доменной печи. Ещё два ролика сняты скрытой камерой при проведении реальных работ автокраном. Очевидно, что место их производства никоим образом не огорожено, так что под стрелой беспрепятственно проходит рабочий без каски, одетый в дождевик.

Отдельный, пятый этап, который также предусматривает проверку знаний о нормах безопасности, – для капитанов команд, его ещё называют конкурсом капитанов. «Одного рабочего нельзя направляь в командировку, с ним должен быть сопровождающий уровня мастера или руководителя подразделения, – поясняет старший судья этапа Бакеев. – Мы решили не оставлять их без внимания, вовлекли в процесс, чтобы они могли принести дополнительные баллы в копилку своего филиала».

Глазомер, мелкая моторика и устойчивость к стрессу

Для машинистов же теория сменяется практикой на третьем этапе соревнований крановщиков – «змейке», или, если официально, «перемещении контрольного груза по траектории, указанной в задании». На ум приходит ещё термин «слалом» – крановщику нужно не только за 30 секунд, опустив крюк, захватить груз без посторонней помощи, но и пронести его по извилистой трассе, обозначенной вешками. «Мы работаем в ещё более стеснённых условиях в окружении действующего оборудования, – замечает сотрудница Центральных тепловых сетей «Байкалэнерго» Марина Романова. – В процессе работы приходится постоянно маневрировать. Здесь хотя бы всё красиво окрашено, а в реальных условиях такое бывает далеко не всегда».

Условия, приближенные к боевым, отчасти создаёт реактор, рядом с которым проложена трасса. Соревнования проводятся в башне трансформаторно-масляного хозяйства Усть-Илимской ГЭС, из которой его никак не уберёшь. Судьи шутят: не так страшно снести вешку или промахнуться мимо мишени, как ударить по реактору болванкой, не справившись с массивным краном, который поднимает 425 тонн. Подобное, конечно, полностью исключено – в соревнованиях участвуют профессионалы высочайшего класса. «Сложности в адаптации есть всегда – краны разных модификаций, органы управления различаются, – соглашается Романова. – Приходится приспосабливаться, особенно если учесть, что здесь мы находимся впервые и нам только вчера дали пять минут на то, чтобы опробовать технику. Но наша основная работа – это работа на точность. Малейшее неверное движение на предприятии может привести к серьёзным последствиям. Поэтому условия, которые создают здесь, и даже стоящий рядом реактор – это всё привычно».

Здесь, как в авиации, важен каждый микрон. Груз зависает в считанных сантиметрах над центром мишени в конце трассы, но предательски раскачивается на длинном тросе. Крайне сложно максимально точно поймать момент, когда его нужно опустить. Сопоставляя размеры ориентиров с расстоянием до кабины крана где-то под потолком, рассуждаешь вслух, что главное для машиниста – хорошее зрение. «А также мелкая моторика и стрессоустойчивость», – добавляет заместитель главного судьи соревнований Александр Волченков, будто услышав эту мысль.

Лучшей была названа Марина Романова, представительница АО «Байкалэнерго». Марина Юрьевна уже занимала третье место в конкурсе, прошедшем в 2016 году, и второе в соревнованиях 2015 года. Второе место заняла Альфия Бугаевская – сотрудница ТЭЦ-11, на площадке которой проводились предыдущие соревнования. Тройку лидеров закрыла сотрудница Иркутской ГЭС Елена Ильина. Этап для капитанов с отрывом от соперников всего в один бал выиграл также представитель Иркутской ГЭС – Андрей Коршков.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры