издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Меры приняты. Результата нет»

Областное правительство согласно с тем, что в составе учредителей регионального Фонда микрокредитования не должно быть частных структур – ООО «Максимакс» и ООО «Сетьэнергопром». Однако сделать с этим ничего не может. Таким образом, можно констатировать, что один из «инструментов развития» малого и среднего бизнеса как минимум не до конца контролируется региональным правительством. Это выяснилось на заседании комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания, где рассматривалась работа Корпорации развития Иркутской области и созданных с её помощью структур, в частности – областного Фонда микрокредитования.

Тема микрокредитования не отпускает депутатов уже полтора года – с тех пор, как была затронута в рамках депутатского запроса Анастасии Егоровой. Всё это время звучит жёсткая критика в адрес ОАО «Корпорация развития Иркутской области» (КРИО), а также институтов развития и поддержки малого и среднего бизнеса, созданных в регионе. В последний раз проблема рассматривалась на сессии Законодательного Собрания в декабре прошлого года. Тогда правительству было рекомендовано до 1 марта создать «чёткие правила игры» и принять нормативный акт, регламентирующий порядок распределения средств КРИО. Вторая часть решения была связана с деятельностью областного Фонда микрокредитования. Депутаты настаивали на выводе из состава его учредителей частных структур – ООО «Максимакс» и ООО «Сетьэнергопром». Как вариант – предлагали рассмотреть вопрос о ликвидации фонда и создании нового юридического лица, свободного от коммерческих структур.

Минул отведённый срок, и в конце марта на заседании комитета по собственности и экономической политике о выполнении, а точнее, о невыполнении решения сессии отчитался министр экономического развития Иркутской области Евгений Орачевский.

Прежде всего министр отметил, что регламентация деятельности КРИО правительственным нормативным актом противоречит законодательству. Тем не менее некие правила участия корпорации в инвестпроектах были разработаны и утверждены советом директоров в конце февраля. Основные из них уже были озвучены в декабре на сессии Законодательного Собрания. Кроме того, в список претендентов на членство в совете директоров КРИО была внесена кандидатура депутата Сергея Бабкина. Формирование обновлённого состава совета директоров произойдёт до конца июня 2018 года.

Что касается второй части решения сессии, связанной с исключением из состава учредителей фонда коммерческих структур, – оно остаётся неисполненным.

– Я бы хотел подчеркнуть, что позиция правительства полностью совпадает с позицией депутатов, – отметил Евгений Орачевский. – Мы согласны, что коммерческие организации не должны находиться в составе учредителей. Вместе с тем, как уже ранее отмечалось, действующим законодательством не предусмотрено исключение учредителей без согласия этих учредителей. Соответствующего согласия у нас нет. Мы направляли дополнительное предложение, но получили отказы такого же содержания, как раньше.

Министр отметил, что существует чёткий перечень оснований для ликвидации фонда. Это недостаточность имущества для осуществления деятельности, недостижение целей создания, уклонение от целей, предусмотренных уставом. По мнению правительства, сейчас достойных оснований для ликвидации фонда просто не существует. Евгений Орачевский добавил, что есть ещё одна сложность. В случае ликвидации организации придётся вернуть федеральную субсидию, что будет негативно расценено федеральным правительством и отразится на рейтинге региона.

– Меры по выводу частных структур приняты. Результата нет, – констатировал министр.

– Год мы рассматривали эту тему, и весь этот год правительство говорило, что фонд подконтролен области. Сегодня мы понимаем, что область потеряла контроль над фондом, – сделала выводы из объяснений министра Анастасия Егорова.

Чтобы успокоить депутатов, Евгений Орачевский привёл примеры других регионов, в которых также работают региональные микрокредитные организации с частными структурами среди учредителей. Около 12 организаций из 180 имеют такую историю. Это микрокредитные компании Хабаровского края, Кировской, Астраханской, Омской, Брянской областей. Есть и ряд муниципальных фондов.

Однако Анастасия Егорова все примеры отвергла как некорректные, добавив: «Не люблю, когда врут». Например, в Астраханском фонде среди учредителей числятся министерство имущественных отношений, Астраханский территориальный банк Сбербанка РФ. Брянский микрофинансовый фонд «Новый мир» – также областная организация. Его учредители – Брянский государственный аграрный университет, департамент экономического развития Брянской области, ООО «Автологистика».

– Контрольный пакет всё равно остаётся за государственными структурами. Я связывалась с этим фондом, их основное направление – аграрный сектор. Поэтому неудивительно, что в него вошёл Брянский государственный аграрный университет, который внёс свой финансовый вклад, – добавила Егорова.– Можно проанализировать оставшиеся 12 фондов. Конечно, там есть и фонд Чеченской республики. Но я надеюсь, что наш губернатор до уровня Чеченской республики ещё не дотягивает. Остальные – муниципальные фонды, и к ним нет вопросов. Это маленькие структуры, куда входят и бизнесмены. Пока ангарский фонд (на базе которого был создан региональный фонд микрокредитования. – Ред.) был муниципальным, ему никто не задавал вопросов. Все оставшиеся из 180 фондов являются полностью государственными.

Напомним, что региональный Фонд микрокредитования был создан на базе ангарской муниципальной микрофинансовой организации. При этом правительство попыталось «слить» в общий котёл все муниципальные фонды, некоторые из которых благодаря активному сопротивлению всё же сохранили самостоятельность. Именно в тот период в состав учредителей регионального фонда были включены учредители ангарской муниципальной организации – ООО «Максимакс», ООО «Сетьэнергопром» и ангарский муниципалитет. Кроме того, в состав учредителей были включены министерство экономического развития и КРИО, внёсшая в фонд 100 млн рублей.

На сегодняшний день капитализация регионального Фонда микрокредитования составляет 250 млн рублей. Принято решение до 30 апреля провести докапитализацию в объёме 30 млн рублей за счёт областных и федеральных средств. Объём просроченной задолженности в фонде составляет 0,1% и стремится к нулю. За всё время работы фонда было выдано 300 займов на сумму 349 млн рублей. Однако депутаты отмечают что львиная доля получателей – предприниматели из Ангарска. На пресс-конференции, которая состоялась 26 марта, руководитель фонда Ольга Мосина не смогла привести точные данные по количеству кредитов, выданных ангарчанам и жителям других муниципалитетов. Через МФЦ (603 окна по области) выдано всего 3 кредита. Впрочем, и это уже прогресс, ведь в декабре не было ни одного.

— Основной получатель средств – это город Ангарск, – констатировала председатель комитета по собственности Ольга Носенко.

-То есть, в основном, резиденты Ангарского технопарка, — добавил депутат Эдуард Дикунов. Ранее в СМИ не раз приводились данные об аффилированности этого предприятия с Яной Шевченко и её семьёй.

Фамилия Яны Шевченко, которая ранее возглавляла ООО «Максимакс», является генеральным директором Агентства инвестиционного развития Иркутской области, председателем Наблюдательного совета регионального Фонда микрокредитования, не раз звучала на заседании комитета. Депутатов настораживает аффилированность частного бизнеса с институтами развития, распределяющими кредитные средства, о чём говорилось уже не раз. Однако Евгений Орачевский заявил, что правительство нарушений в создавшейся ситуации не видит, а деятельность фонда оценивает как эффективную.

Но депутаты с такой оценкой не согласились и предложили решать вопрос по выведению частных структур из состава учредителей. Если для этого нужно ликвидировать фонд через суд и создать новую структуру, они согласны и на это. В отличие от министра народные избранники считают, что основания для ликвидации имеются.

– Полтора года назад стоял вопрос о том, что в состав учредителей вошли коммерческие структуры и фонд не контролируется государством, – отметила Анастасия Егорова. – Сегодня стоит вопрос о возможности ликвидации фонда, поскольку он не достиг своих целей. Количество выданных займов не может быть критерием оценки работы регионального фонда. Критерием должно быть количество заёмщиков из разных муниципалитетов, не только из Ангарска. Если посмотреть процентное соотношение заёмщиков из Ангарска и из других муниципалитетов, вы это увидите. Поэтому вопрос о ликвидации можно ставить.

– Если вы согласны, что не должно быть коммерческих структур, давайте решать эту проблему, – добавил депутат Сергей Бабкин. – У вас какая-то странная позиция. С одной стороны, вы признаёте, что решение принято неправильное, с другой – хотите через несколько дней добавить туда (в фонд. – Авт.) ещё 30 миллионов рублей. Парадокс…

– Мы изначально ненастойчиво действовали, допустив создание фонда на базе ангарской организации, – посетовала Ольга Носенко.

Чтобы не совершать подобные ошибки впредь, депутаты решили направить усилия на то, чтобы законодательно закрепить порядок создания подобных организаций в такой форме, которая не допускает к управлению коммерческие структуры. Кроме того, правительству рекомендовали в очередной раз провести анализ эффективности деятельности региональных институтов развития с целью решения задач по оптимизации их численности, устранению дублирующего функционала и объёмов затрат на их содержание. Рекомендовано обеспечить создание комплексной системы поддержки предпринимателей и инвесторов, включающей все институты развития с единым механизмом обращения. Что касается Фонда микрокредитования, депутаты предложили остановить его докапитализацию и ещё раз рекомендовали создать вместо него новую структуру в срок до 1 июня. Впрочем, точно такое решение уже было вынесено на декабрьской сессии, и все эти обсуждения уже напоминают игру в какую-то дурную бесконечность.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры