«Этот самолёт вообще хотели стащить!»
Имущественный комплекс ИВВАИУ ветшает и превращается в руины
С левой стороны от КПП № 1, где находится центральный вход на территорию ИВВАИУ, на бетонном постаменте стоит боевой истребитель МиГ-29. Он давно уже списан на покой, но регулярно становится свидетелем примечательных историй. После закрытия училища в 2009 году истории случаются всё больше печальные. Огромная территория, весь имущественный комплекс заброшены и превращаются в руины. Правительство региона ссылается на то, что у него связаны руки: земля ИВВАИУ всё ещё находится в ведомстве Минобороны.
В 2015 году в постамент главного МиГа ИВВАИУ торжественно заложили капсулу с посланием будущим воспитанникам образовательного комплекса «Достояние Сибири», который власти планировали создать на базе ликвидированного училища. Но дальше закладки капсулы дело так и не сдвинулось.
– Вы не поверите, лет семь назад этот самолёт вообще хотели стащить, – рассказывает одну из своих многочисленных историй генерал-майор в отставке Александр Барсуков, руководивший училищем с 1991-го по 2000 год. Большая часть его жизни связана с этим местом. – Ночью пригнали кран «Ивановец», подцепили и уже начали тянуть. Но Родина не дремлет. Жильцы соседних домов проснулись, подняли шум и спугнули злоумышленников.
Помнит старый МиГ и визит на территорию ИВВАИУ экс-министра обороны Сердюкова. Это произошло вскоре после закрытия единственного за Уралом высшего военного авиационного училища, которое вело свою историю с 1931 года. А до этого здесь были юнкерское училище и кадетский корпус, офицерское собрание. С тех пор училище было кузницей военных кадров. Невозможно в одно мгновение стереть с лица земли такое заведение. После закрытия ИВВАИУ осталось 112 гектаров земли, более 60 зданий и сооружений.
Начались народные волнения, полетели письма во все инстанции, и тревожная обстановка вынудила тогдашнего министра обороны приехать в Иркутск. «На территории ИВВАИУ он пробыл недолго, – рассказывает Александр Барсуков, и рассказ его больше всего похож на исторический анекдот. – Совершил он марш-бросок от КПП вглубь территории на 120 метров. Потом невесть откуда на его пути возникла местная жительница Ленка, которая приветствовала министра громким неласковым словом. Он развернулся, сел в машину и уехал».
Но кое-какие последствия для Иркутска визит Сердюкова всё-таки имел. На территории ИВВАИУ была размещена бригада спецназа ГРУ. Нельзя сказать, что это хоть как-то решило проблемы трудоустройства остававшихся здесь 1200 педагогов и сохранности зданий. Скорее, наоборот. Через два года, когда спецназовцы покидали Иркутск, после них оставалась выжженная земля.
– Когда Таганрогский полк военно-транспортной авиации собрал курсантов в ночь на Рождество 2009 года, из училища вывезли только ценное оборудование, – вспоминает Александр Барсуков. – Мебель, техника – всё оставалось. А в последующие годы в здании учебного корпуса автогеном срезали около 400 батарей отопления. Целиком вырезаны металлические спортивные городки, на которых одновременно занималось до 300 курсантов. Я сам видел, как с территории уходили гружёные фуры.
Следующим этапом в этой печальной истории стала попытка создать музей военной авиации. Идея была одобрена на всех уровнях. Губернатор объявил о проекте, как о деле решённом, заместитель министра обороны РФ прислал письменное разрешение. Но случились досрочные выборы губернатора, которые прежний глава области проиграл, и проект был забыт. Так и гниют безо всякой пользы 14 самолётов, на которых учились курсанты. И судьба у них гораздо печальнее, чем у МиГа, стоящего около КПП.
Создание музея авиации – не единственный и не самый громкий несостоявшийся проект. В 2015 году региональное правительство презентовало идею создания на базе ИВВАИУ образовательного комплекса «Достояние Сибири». Планировалось, что в него войдут кадетский корпус численностью до тысячи человек, центр дополнительного образования детей военно-патриотической направленности и допризывной подготовки, а также ресурсный центр по подготовке квалифицированных рабочих, служащих для Вооружённых Сил и гражданской авиации Российской Федерации. В последующем было обещано придать кадетскому корпусу статус Суворовского училища.
О начале реализации проекта объявили с большой помпой. В церемонии закладки капсулы с посланием будущим воспитанникам принимали участие губернатор Иркутской области, министр транспорта РФ Игорь Левитин, руководитель корпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Проект одобрил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Началась передача в собственность области имущественного комплекса, который являлся собственностью военного ведомства. На сегодняшний день все здания и сооружения находятся на балансе региона.
Но в том же 2015 году в регионе сменилось руководство. Тут выяснилось, что земельный участок Иркутской области не принадлежит, он находится в ведении военных. Для областной власти это стало препятствием: по официальной версии регионального правительства, ничего нельзя сделать с имуществом, которое находится на земле военного ведомства. Правда, это не помешало Иркутской епархии разместить здесь храм, а муниципалитету – открыть центр патриотического воспитания детей.
Областное правительство, по его утверждениям, пытается ускорить процесс передачи земельного участка. Например, в ноябре прошлого года министр имущественных отношений региона Владислав Сухорученко встречался с начальником Сибирского территориального управления имущественных отношений Минобороны Артёмом Ковалем. Сухорученко передал ему пакет необходимых документов. Встречался министр и с директором департамента имущественных отношений Министерства обороны Михаилом Сапуновым. На встрече, судя по официальному ответу минимущества, «обсуждался вопрос ускорения процедуры согласования проекта приказа по передаче земельного участка в государственную собственность Иркутской области».
Кроме того, в адрес Министерства обороны 7 февраля 2018 года направлено письмо за подписью председателя правительства региона Руслана Болотова, в котором он просит ускорить процедуру согласования проекта.
Интересно, что исторические здания бывшей военной гимназии, юнкерского училища, бывшего офицерского собрания, бывшего главного здания военного училища включены в ведомственную целевую программу по обеспечению сохранности памятников. На подготовку проекта реставрации в 2018 году заложено почти 35 млн рублей. Однако, как следует из письма министерства имущественных отношений, приступить к работам на объекте невозможно, пока земля находится в собственности Минобороны.
– Когда презентовали проект создания образовательного комплекса, столько денег уже вложили, – удивляется Александр Барсуков. – Одной штукатурки сколько отбили со стен, сколько перекрытий снесли. Но это не может быть результатом работы. Кто ответит за разбазаривание государственного имущества? Сегодня здания ветшают и разрушаются, плац зарастает травой, забивается и портится ливневая канализация по всей огромной территории.
И разве нам не нужны детские сады, поликлиники, школы? Всё это можно разместить в помещениях училища.
Сказать, существует ли концепция образовательного центра на базе ИВВАИУ, не смогла и министр образования Иркутской области Валентина Перегудова. В ответе на запрос инициатора проекта «В поле зрения» Эдуарда Дикунова она ограничилась сообщением о том, что в кадетском корпусе будут учиться 500 воспитанников, а в образовательном проекте «планируется использовать здания учебного корпуса, штаба, музея, а также земельные участки, прилегающие к учебному корпусу». И этот факт, и те попытки ускорить процесс передачи земли, о которых говорит правительство, сейчас не вселяют надежду на то, что территория ИВВАИУ будет развиваться. Пока что здания продуваются всеми ветрами, горят и разрушаются и всё быстрее приходят в негодность. И никто уже не удивится, если очередная экспертиза признает их неподходящими для использования в учебных целях. «А потом на их месте вырастет новый жилой комплекс, как это произошло на территории ещё одного памятника – «Красных казарм», – говорит Александр Барсуков.
Ещё в 2015 году, когда активно обсуждался проект создания «Достояния Сибири», на территории военного городка был торжественно установлен бюст маршала Рокоссовского как символ военных побед вообще и победы над временными трудностями ИВВАИУ в частности. Очевидно, судьба подшутила над ИВВАИУ. Так уж совпало, что скульптор, создавший это произведение, является однофамильцем министра Сердюкова, при котором началась фактическая ликвидация училища. Сердюков остался в ИВВАИУ, а «Достояние Сибири» построить не получилось.
На сегодняшний день территория училища вместе со всеми памятниками охраняется частным охранным предприятием. Но это не помешало последнему большому пожару унести курсантский клуб. Какая участь постигнет двухэтажную поликлинику, учебные корпуса, казармы – остаётся только догадываться.
Капсулу из постамента самолёта, кажется, уже кто-то достал. В нём появилось круглое пустое отверстие. Если встать спиной к истребителю, прямо перед тобой откроется центральная дорога городка. А перпендикулярно ей в казармы ведёт вторая дорога. Её здесь называют «курсантской». По ней можно дойти до жилого дома № 175.
– Дом немолодой, и актив его составляют немолодые женщины, – рассказывает Александр Барсуков. – Когда я был директором училища, мне много жалоб от них довелось выслушать. Когда курсанты в 6.30 утра бежали на зарядку мимо этого дома, все жаловались. Шум, топот, крики. Мимо других домов они так не пробегали. Потом в 8.10 все две тысячи человек шли на занятия – опять мимо дома. Причём командир ещё кричал: «Запева-ай!» А когда училище закрыли, эти женщины мне больше других проходу не давали, всё спрашивали, что же будет дальше. Говорили: «Так хочется снова услышать курсантов». Но сегодня уже никто ни о чём не спрашивает, не верит. Всё забывается, даже самые счастливые минуты жизни. Сегодня в городке царит полнейшее социальное равнодушие. Мы чувствуем себя так, словно живём с иркутской пропиской не в Иркутской области.
Но частью Иркутска жители городка себя всё-таки ощущают. Город не бросает их на произвол судьбы. На территории бывшего военного городка устраиваются городские праздники, проводятся уборки. А недавно на территории бывшей военной части при настойчивости городских властей открылось муниципальное казённое учреждение «Иркутский городской центр «Патриот». Туда даже удалось перевезти один из учебных самолётов. Значит, можно использовать здания – и всё можно решить, было бы желание.