Славное море Льва Гимова
19 марта художнику Льву Гимову исполняется 83 года. Живописец хорошо известен в Иркутской области и за её пределами. Персональные выставки Гимова проходили в Иркутске, Новосибирске, Москве. В экспозиции художника представлены разные жанры: пейзаж, портрет, натюрморт, занимается Лев Борисович и графикой. Основная тематика его произведений – Иркутск, Сибирь, Байкал. На байкальском пленэре Лев Борисович одухотворён и просветлён. Он любит Байкал и пишет озеро-море в любое время года.
Узнать озеро поближе
Знакомство с Байкалом, с его удивительной природой, полной чудес, с его былинной мощью, с богатейшей историей началось у Льва Гимова очень рано. В школьные годы он учился живописи в студии при Дворце пионеров. Летом после окончания девятого класса ребят, занимавшихся в студии, повезли на Байкал, в посёлок Большие Коты, природа которого так и просилась на холсты. И ребята, очарованные Байкалом, много рисовали.
Ещё одна большая встреча Льва Гимова с Байкалом состоялась через несколько лет. Он был тогда студентом второго курса Иркутского училища искусств и приехал с группой студентов на Байкал зимой, в сильные холода. Зимний Байкал был удивительно красив и произвёл большое впечатление на художника, но рисовать его в мороз не было возможности. Писали в основном местных жителей.
Хорошо запомнилась Льву Борисовичу и поездка в посёлок Листвянка в 1974 году. Там к 150-летию восстания декабристов снимался фильм Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» – о декабристах, многие из которых были сосланы в Читинский острог и по дороге в ссылку проезжали через Листвянку, переплывали на утлых судах через бурный Байкал.
Льва Гимова давно увлекла тема восстания декабристов. Он родился в Иркутске, центральные улицы которого ещё полны веяния декабристской эпохи, бережно хранят о ней воспоминания. Чтобы почувствовать себя частью того сурового времени, а также полюбоваться Байкалом, художник снимался в фильме в массовых сценах и рисовал увиденное на съёмках, после участия в которых ещё больше заинтересовался декабристской темой. Художник понимал, что историческая тема очень серьёзна, требует большой подготовки и тщательного изучения, и погружался в неё с увлечением.
Лев Гимов всей душой полюбил Байкал и много ходил по его синим просторам. И чем больше он видел озеро, тем больше понимал, что хорошо знать Байкал невозможно: он многогранен, богат тайнами, непостижим, как Вселенная. Каждый раз озеро-море показывало себя с новой стороны, открывало взору невиданные места – одно прекраснее другого.
Лев Борисович несколько раз путешествовал по Байкалу на катерах гидрометслужбы. На катере «Берг» проходила летняя практика училища. Практика запомнилась студентам надолго, так как представилась уникальная возможность рисовать и узнать озеро поближе.
Запомнилась и длительная поездка на теплоходе «Меркурий», во время которой Гимов посетил старейший в России заповедник «Баргузинский», созданный для спасения от уничтожения удивительно красивого зверька – соболя. Художник с удовольствием рисовал первозданную красоту заповедных просторов.
Ещё одно путешествие по Байкалу совершил он на теплоходе «Жданов», будучи участником фестиваля «Художники – флоту». Во время поездки творческие люди рассказывали морякам о своём творчестве, рисовали их, просили работников флота рассказать о морской жизни, её романтике.
Шагающие деревья
Покорила Льва Гимова бухта Песчаная, одно из красивейших мест на Байкале. Своё название она получила из-за обилия бархатного песка, который лежит золотой дугой у синей воды на всём побережье и доходит до горных вершин. Уютная, красивейшая бухта расположена между двумя скалами, похожими друг на друга, носящими названия Большая и Малая Колокольни.
Одним из украшений бухты стали деревья, названные шагающими, или ходульными. Верхняя часть корней у них оголена, так как сильные ветры легко выдули из-под них песчаную почву. Как держатся за землю эти стоические жизнелюбивые создания, как малая слабая часть корней держит на себе огромный вес – одна из байкальских загадок. Деревья, похожие на гигантских пауков, намертво вцепились в зыбкую землю. Выстояли в этом суровом испытании, брошенном байкальской природой, только сосны и лиственницы. Одна лиственница, которая держится, растёт и зеленеет на «ходульных» корнях в горизонтальном положении, известна во всём мире. А ветви её растут вертикально, воображая себя самостоятельными деревцами.
Глядя на это жизнелюбивое дерево, невольно вспоминаешь непокорённый Листвень из «Прощания с Матёрой» Валентина Распутина. Люди, чистившие территории перед затоплением, хлёстко названные автором пожогщиками, обливали Листвень бензином, жгли огнём, подступались с бензопилой, но не одолели и заключили: «Неповалимый!» Такие чудо-деревья – настоящая находка для художника. Гимов с увлечением рисовал в бухте Песчаная ходульные деревья, живые и мёртвые.
На многих картинах художника живёт мир байкальской природы, уникальной и чудесной. Во время одного из байкальских путешествий Льву Борисовичу посчастливилось увидеть и запечатлеть солнечное затмение.
Лев Гимов мечтал поселиться на байкальских берегах. Мечта осуществилась в 1984 году. По совету иркутских писателей Нелли Матхановой и Владимира Жемчужникова Лев Борисович и его жена Елена Александровна купили дом в Порту Байкал. Дом расположен на горе, в пади, которая носит имя одного из первых поселенцев – Чайкина. Дачники называют её Чайка. Это название больше отражает суть пади. Она летит над Байкалом. Чтобы лететь вместе с ней, нужно преодолеть крутой подъём. Грунтовая дорога на Чайку берёт начало от самого озера, затем идёт по улице Байкальской, круто сворачивает в сторону и вскоре превращается в мягкую зелёную дорожку, а потом становится узкой лесной тропкой. Чем выше поднимаешься в гору, тем больше открывается Байкал, тем шире парение души. Воистину, кто выше живёт, тот дальше глядит…
Весной горы Чайки розовеют баданом, в начале июня падь утопает в белом снегу черёмух, летом красуется цветочными полянами, розовеет зарослями иван-чая, осенью чарует разноцветьем папоротника, полыхает огнём рябин и черёмух, осыпает золотом берёз. С июля до начала сентября падь Чайка щедра на грибы. Зимой здесь лежит белейший мягкий снег, по которому так хорошо с высоты съехать на лыжах к Байкалу. Лев Гимов часто здесь гуляет, отдыхает душой от городского смога и шума. Много раз переносил он красоту своей любимой пади на холсты.
Когда Гимовы купили дом, на участке, заросшем бузиной, не было никаких построек. Гимовы облагораживали участок, обживали дом, постепенно к нему привыкали. И со временем лоскуток прибайкальской горной земли с тёмным бревенчатым домом, на этой земле стоящим, стал для них по-настоящему родным. Участок благоустраивался постепенно. Принесли из тайги три кедра, два прижились и стали первыми зелёными украшениями участка. Затем посадили белый шиповник, который жил только год, но продолжает цвести рядом с домом на картине Гимова «Белый шиповник». Теперь возле дома растут и благоухают кусты розового шиповника. Лев Борисович много рисовал дом и участок, фотографировал его.
Здесь живёт художник
Сын Сергей сделал пристрой к дому. Получились летняя комната для отдыха и спальня для гостей, которых в доме Гимовых бывает немало. Здесь очень уютно, свежо. В дождливый день приятно сидеть в этой сухой опрятной комнате, слушать, как по прозрачной кровле барабанят капли, видеть, как они ручейками стекают с крыши. Облюбовали это помещение и лесные осы. Соорудили в дальнем углу гнездо. Что только ни предпринимали хозяева, чтобы избавиться от непрошеных гостей, всё оказалось бесполезно. Пришлось мирно сосуществовать. В пристрое Лев Гимов с удовольствием рисует.
Заходишь в калитку и сразу понимаешь – в доме живёт художник. Лев Гимов с любовью украшает свой участок картинами, рисунками, интересными фигурами. Всё здесь необычно, всё полно чудес. Удивительное в усадьбе художника ждёт на каждом шагу.
На своём участке – среди грядок, кустов и деревьев – замечательный пленэр. Здесь художник не раз рисовал падь, Байкал, дом, постройки, цветы. Здесь написано много портретов. Внучка Юля, очень серьёзная девочка, с раннего детства наблюдавшая за дедушкой, приобщилась к рисованию. Она тоже любит рисовать на своём участке.
Места в Порту Байкал грибные, ягодные. Лев Борисович и Елена Александровна любят лес, стараются не пропустить короткую пору сбора черники и ещё более короткую – грибов, особенно белых, что также находит отражение в творчестве. Художнику, конечно, дары леса вперёд хочется изобразить, а уж потом ими лакомиться.
Одно из байкальских чудес – омуль. Лев Борисович нарисовал несколько натюрмортов с омулем.
Многие байкальские картины Льва Борисовича созданы в Порту Байкал и вблизи посёлка.
На картине «Падь Щелка» изображена соседняя с Чайкой падь, отделённая от неё горой. Эта узкая падь надёжно укрыта от посторонних глаз двумя горами. Начинается она высоко в таёжной глуши и сбегает к самому берегу, к весёлым байкальским волнам. Щелку много рисовала художница Галина Новикова, у которой там был свой домик.
Очень красив ангарский исток. Отсюда, преодолев монументальную громаду Шаман-камня, устремляется в дальний путь дочь Байкала – красавица Ангара. Былинным величием картин веют здесь могучие ветры, прелестью сказки дышат ласковые ветерки. Здесь живописует сама природа и дарует свои полотна художнику. На картине Гимова «Исток Ангары» мастерски воссоздана величественная ангарская панорама, увиденная художником с горной высоты.
На полотнах Льва Гимова можно увидеть и знаменитую Кругобайкальскую железную дорогу, которая связывает Порт Байкал с городком Слюдянкой. Чарующие картины Кругобайкалки влекут каждого художника. Неспешно проехать по ней вдоль байкальского побережья или пройти её пешком – значит получить неизгладимые впечатления на всю жизнь.
«Благословенные края…»
Рисовал Лев Гимов и поэта Анатолия Преловского, который родился и вырос в Иркутске. В городе на Ангаре он окончил университет, начал работать, написал первый сборник стихов «Багульник». Анатолий Васильевич не раз бывал на Байкале и посвятил озеру много стихотворений. Вот как он сказал в стихах, что значит для него Сибирь: «Стужей Байкала, теплынью Лены, мощью безвестных сибирских вод дни мои были благословенны».
Многие художники и писатели жили и живут на дачах в Порту Байкал. Они встречаются, дружески общаются, пишут друг о друге, рисуют портреты.
В переулке Байкальский неподалёку от усадьбы Гимовых находится и дача поэта Сергея Иоффе, где он отдыхал много лет. О Байкале и о своём переулке поэт сказал так: «Благословенные края, я ваш в любую пору. Кривая улочка моя, что от Байкала в гору. И покосившийся забор. И ветхая калитка. И ручеёк, бегущий с гор заливисто и прытко». На одной из зимних картин Льва Борисовича изображён домик поэта. А хозяин дома, Сергей Иоффе, – один из героев известной картины Льва Гимова «Иркутская стенка». «Иркутской стенкой» назвали плеяду молодых иркутских писателей, открытие талантов которых произошло на Читинском семинаре в 1965 году. На этом семинаре получили путёвку в большую литературу многие иркутские писатели. У четверых писателей – представителей «Иркутской стенки» Валентина Распутина, Глеба Пакулова, Сергея Иоффе, Бориса Лапина – тоже были дачи в Порту Байкал. Любил бывать в посёлке и Александр Вампилов, который был душой литературного объединения «Иркутская стенка».
В Порту Байкал много лет отдыхал и работал в домике у самого байкальского побережья Валентин Распутин. Писатель любил Байкал и боролся за его сохранение. В порту он написал много произведений, среди которых замечательная повесть «Прощание с Матёрой», рассказывающая о затоплении многострадальной отчей земли, отданной на заклание во имя золотого тельца. Эта катастрофа была создана руками человека. Писатель родился на Ангаре, в тех местах, которые оказались под водой. С болью в сердце воспринял он весть о затоплении родных земель.
Затопление ангарских земель сильно взволновало Льва Борисовича. Ушла под воду Бутаковская заимка – родина его деда, который приходился родным братом деду Валентина Распутина. Уничтожение родной ангарской земли, замечательная повесть «Прощание с Матёрой» заставили взяться художника за кисть. Он с волнением изобразил на холсте гибель Матёры.
В 2001 году написал Лев Борисович портрет писателя Владимира Максимова, построившего себе дачу в Порту Байкал на высокой горе. Из окон писателя открывается замечательный вид на байкальские красоты с высоты птичьего полёта. Величественные байкальские картины даруют писателю вдохновение и силы для работы.
Недалеко от дачи Владимира Максимова, на высокой горе у Байкала, несколько лет продолжается строительство храма. Но храм, обдуваемый вольными ветрами, давно уже действует. Золотится над байкальской синью его золотой крест, звучат звонкие колокола. Лев Борисович присутствовал на открытии храма, куда собрался весь посёлок, и, конечно же, увековечил это событие.
Лев Гимов – счастливый человек. Он умеет вдохновенно трудиться, а это настоящее счастье.