«Поздно заметил, возможно, уснул»
Финал истории с пьянством за рулём
Это резонансное ДТП в Иркутске произошло ещё в декабре 2016 года, но до сих пор человек, пострадавший в нём, борется с последствиями тяжелейших травм. А виновному в случившемся уже не так долго осталось отбывать свой срок в колонии-поселении. По приговору Свердловского районного суда Иркутска Виктор Фомичёв отправился туда на два года. Он же в счёт имущественной компенсации причинённого преступлением морального вреда должен выплатить потерпевшему 2 миллиона рублей. Но нанесённые травмы таковы, что их невозможно полностью залечить. Так случилось, что в одно мгновение теперь уже бывший инспектор ГИБДД превратился в инвалида, который каждый день вынужден преодолевать боль и заново учиться простейшим движениям.
К тому, что произошло тогда глухой ночью на улице Безбокова, недалеко от плотины ГЭС, стоит вернуться, чтобы напомнить, насколько это страшно, когда пьяный садится за руль. Восстановим картину с помощью материалов уголовного дела.
В тот роковой день подсудимый крепко выпил в компании женщины. Как свидетель она потом поясняла, что вдвоём они опустошили полторы бутылки водки. О многом говорящий момент, который, как правило, остаётся за бортом судебных разбирательств. Вот сидят собутыльники и объясняются друг другу в пылких чувствах. Потом один на неверных ногах садится в машину, а другой преспокойно отправляется спать. Ну и где тут хотя бы остатки простого разумения?
Судом было установлено, что виновник ДТП на том участке пути, где произошло столкновение, значительно превысил скорость вместо разрешённых 60 километров в черте населённого пункта. На своём «Мицубиси Паджеро» он разогнался до 92,2 километра в час. Находившийся на маршруте патрулирования инспектор ГИБДД Виктор Осмоловский стоял с напарником возле припаркованной у проезжей части машины и ещё не знал, какой неуправляемый «снаряд» безо всяких тормозов летит прямо на него. К уголовному делу была приобщена видеозапись, на которой видно, насколько велика была сила удара. Потерпевшего подбросило на 6-7 метров и он пролетел на 15–20 метров вперёд. Повреждения, причинённые в результате наезда, представляли реальную угрозу для жизни. Про такую тяжёлую сочетанную травму головы, грудной клетки, живота, таза, конечностей говорят: «На нём не было живого места». Всё вместе, по констатации медиков, привело к стойкой утрате общей трудоспособности не менее чем на одну треть.
На этой же видеозаписи хорошо просматривается, что автомобиль виновника ДТП остановился далеко не сразу, а только когда, виляя, врезался в дорожное ограждение. На следствии и в суде Фомичёв не мог толком объяснить, как совершил наезд: «Поздно заметил, возможно, уснул при управлении». И тут нет ничего удивительного, поскольку известно, что спиртное при определённых дозах способно внезапно подействовать как сильное снотворное. Согласно протоколу следственного эксперимента, человека, стоящего в месте наезда, можно было увидеть в ночное время суток на расстоянии 88 метров, а на расстоянии 64 метров заметить, что этот человек был в форменном обмундировании инспектора ДПС. Так что у Фомичёва, как выяснил суд, была техническая возможность избежать наезда на потерпевшего путём экстренного торможения. Была, если бы он не сел пьяным за руль.
Жизнь такова, что это страшное мгновение даже на доли секунды нельзя отмотать назад. Произошло то, что произошло. Подсудимый полностью признал свою вину, ещё до суда добровольно частично возместил потерпевшему имущественный вред. И будет продолжать это делать по вынесенному приговору. Но никакими деньгами нельзя вернуть здоровье человеку, которого он сбил. Таков финал всего лишь одной истории с пьянством за рулём. Пусть она послужит уроком для тех, кто в таких случаях полагает, надеясь на собственное везение, что «пронесёт». Но драмы и трагедии уже ждут за поворотом.