Путём угля
Львиная доля угля во всём мире уходит на нужды энергетики. Но прежде, чем добытое топливо сожгут в котлах ТЭЦ, чтобы получить тепло и электричество, его надо как минимум доставить до потребителей. В том, как осуществляются перевозки, ничего необычного нет – чаще всего уголь транспортируют по железной дороге, реже используются самосвалы. Но есть различия в технологии погрузки. Да и в транспортировке до электростанций есть немало нюансов. Стремясь в деталях рассказать о том, как получают тепло и электричество, мы открываем новую страницу проекта «Энергетика от А до Я». Она посвящена транспорту.
Энергетики являются основными потребителями и покупателями угля. Об этом свидетельствуют актуальные данные и прогнозы Международного энергетического агентства, их подтверждает российская статистика. В Иркутской области та же самая ситуация. В 2017 году 76% сырья, добытого на разрезах ООО «Компания «Востсибуголь», ушло на тепловые электростанции ПАО «Иркутскэнерго». То есть 9,3 миллиона тонн угля. Раньше доля энергетиков в поставках была больше – 80%, четыре пятых, но производство тепла и электричества в последние несколько лет снизилось из-за тёплых для Сибири зим, а с ним уменьшилась и потребность в топливе. К тому же из-за растущего спроса в Индии и в большинстве стран Азии (на фоне снижения в Китае и США) угольщики увеличивают объём экспорта, поставок за пределы России.
Все разрезы работают на энергетику
Топливо для ТЭЦ добывают на всех предприятиях «Востсибугля». Однако существуют и достаточно жёсткие связи между конкретным разрезом и определённой станцией. Например, уголь с Жеронского месторождения поставляют на Усть-Илимскую ТЭЦ. Разрезы «Тулунуголь» и «Черемховуголь» обеспечивают топливом станции на юге Иркутской области – в Зиме, Черемхове, Усолье-Сибирском, Ангарске, Иркутске. А сырьё с Ирбейского разреза, который находится в Красноярском крае, транспортируют на север региона. Составить список крупнейших потребителей угля очень просто – достаточно перечислить самые мощные тепловые электростанции «Иркутскэнерго». Это ТЭЦ-9 и ТЭЦ-10 в Ангарске, Ново-Иркутская ТЭЦ и ТЭЦ-6 в Братске.
К энергетическим углям, как их называют специалисты, предъявляются определённые требования. Считается, что по качеству они уступают коксующимся углям, которые используются в металлургии. Но корректнее говорить о разных требованиях и разных качествах, которые важны для разных видов сырья. Если для производства металла нужно, чтобы уголь при нагревании до высоких температур без доступа воздуха становился пластичным и затем спекался, то для энергетики важна теплотворная способность – то, сколько тепла отдаёт уголь при сжигании. При этом обязательно обращают внимание на содержание в нём серы и золы – компонентов, к которым «чувствительны» котлы ТЭЦ.
Низшая теплотворная способность разных марок топлива с разрезов «Востсибугля» колеблется от 3941,9 ккал/кг до 4852,96 ккал/кг. Иными словами, если сжечь килограмм подобного угля, можно получить от 3941,9 до 4852,96 килокалорий энергии. Или, если перевести их в более привычные по школьному курсу физики величины, от 16 504 до 20 318 килоджоулей. Содержание серы в сырье от «Востсибугля» при этом сравнительно невелико – 0,37–2,06%. А доля золы колеблется в зависимости от месторождения в пределах 8–27,5%.
Чем грузить: от экскаватора до конвейера
Но прежде, чем сжечь уголь в котлах ТЭЦ, его нужно до них доставить. В основном его перевозят по железной дороге. Исключение – Жеронский разрез: на Усть-Илимскую ТЭЦ, расстояние до которой не превышает 30 км, топливо возят самосвалами. В них его загружают экскаваторами. На других разрезах используют разные технологии. Например, на Мугунском и Азейском производственных участках – карьерах под Тулуном – уголь в железнодорожные вагоны подают непосредственно в забоях – там же, где его добывают. Для этого используют роторные экскаваторы ЭР-1250 и так называемые механические лопаты ЭКГ-5у или ЭКГ-4у. На других разрезах уголь сначала привозят самосвалами на промежуточные склады, которые располагаются в непосредственной близости от железнодорожных путей. Отсюда в вагоны их загружают те же самые механические лопаты – специальные одноковшовые экскаваторы. Используются для этой цели и автопогрузчики.
На расположенной под Черемховом Касьяновской обогатительной фабрике, где добытый на близлежащих разрезах уголь очищают от примесей, которые мешают его горению, погрузку в вагоны производят через бункеры. Так называют огромные зауженные книзу ёмкости над путями, куда обогащённое топливо поступает по конвейеру. Ещё один способ погрузки, отличный от других, используют на Ирбейском разрезе. Крупные куски угля на нём измельчают на дробильной установке ДСК-4а. После дробления ссыпают в вагоны с помощью той же самой установки, используя её погрузочный конвейер.
Сотни километров, тысячи вагонов
Потребность ТЭЦ «Иркутскэнерго» в угле во время пиковых нагрузок – в самые холодные дни зимы – может достигать 46 тысяч тонн в сутки. Получается 658 стандартных полувагонов. Парк ООО «Эн+ Логистика» – предприятия того же холдинга En+ Group,в который входит «Востсибуголь», – значительно больше. При заявке на перевозку от 700 до 800 тыс. тонн угля, к примеру, компания может предоставить до 2200 вагонов. Российские железные дороги при этом закрепили за угольщиками из Иркутской области 11 локомотивов.
Расстояние, на которое составы перевозят уголь, разнится от нескольких десятков до сотен километров. Самое короткое транспортное плечо – путь от станции погрузки до ТЭЦ – составляет 77 км. Это расстояние между станциями Касьяновка, которая прилегает к Касьяновской обогатительной фабрике, и Китой-Комбинатская на Восточно-Сибирской железной дороге. Дальше всего уголь везут от станции Ирбейская на Красноярской железной дороге до Усть-Илимска – 989 км.