Нелегальный туристический бизнес легализуют?
Жители Листвянки с нетерпением ждут, что сделает губернатор Сергей Левченко по их жалобам на строительство нелегальных китайских гостиниц на Байкале. Коллективное обращение они направили главе области ещё в сентябре 2017 года. Однако отклик, который они получили из правительства Иркутской области, не внушает им оптимизма.
«От лица жителей посёлка Листвянка просим вас разобраться и взять под контроль продажу земель, массовую застройку и вскрытие горных образований вдоль береговой линии нашего посёлка, так как данные территории расположены в черте водоохранной зоны. Установить, есть ли у данных владельцев разрешение на строительство, разрешение на вскрытие горных пород и изменение рельефов, проверить границы их участков и не нарушают ли границы их пределов. А также соответствие назначению объектов строительства. Наличие септиков и канализации. Потому как данные объекты формально принадлежат гражданам России, а неформально ими владеют граждане Китая, которые не проявляют никакого интереса к сохранению природного рельефа и защите окружающей среды озера Байкал» – с такими просьбами обратились 27 жителей Листвянки к губернатору Левченко. Чуть позже на портале change.org была размещена петиция такого же содержания, под которой поставили подписи около 58 тысяч человек.
– Мы не против китайских туристов, все туристы – одинаковые, – пояснила нам Галина П., одна из жительниц Листвянки, подписавших обращение к губернатору. – Но мы против того, чтобы они скупали здесь землю и незаконно строили свои гостиницы.
– Вот для наших, листвянских, ребят нет земли, а для всех остальных – есть! – возмущается другая жительница – Лидия А. – Были у нас когда-то покосы, телятники – каким-то бизнесменам отдали, у нас не спросили. А дальше тех покосов – поляна Челпанова, её китайцам отдали…
Земельный вопрос – один из самых больных для жителей Листвянки. Если кто-то хочет взять участок под индивидуальное жилищное строительство, будь он хоть трижды многодетным или ветераном всех войн, – не получит. Земли у муниципалитета нет, всеми свободными участками распоряжается область. А особый природоохранный режим вкупе с прокурорским надзором не позволяют расширять границы поселений. Так что листвянцам, по идее, надо иметь дело с оборотом земли: кто-то продаёт участок, другой – покупает. Но из 27 участков, выставленных на продажу в 2017 году, как утверждают в администрации Листвянского МО, все были куплены приезжими, в том числе иностранцами.
Вообще, представители местной власти избегают таких слов, как «китайское нашествие», «китайский нелегальный турбизнес», предпочитая более политкорректный оборот – «теневое иностранное предпринимательство». Пожалуй, они правы: бизнес на Байкале делится скорее не по национальному признаку, а по критерию законности или незаконности. Все преступники – одной масти.
Легальный иркутский туристический бизнес разделяет чаяния местного населения, живущего на Байкале. Более того – предлагает вариант решения проблемы. По мнению членов Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма (СБАТ), с «китайскими» нелегальными отелями удастся справиться, если нанести удар в самый центр проблемы – по нелегальному туристическому оперейтингу. Потому что отели – это всего лишь одно звено в длинной цепочке правонарушений, являющихся основой деятельности незаконных этнических бизнес-структур.
– Всё начинается с «продажи списков», – рассказывает гид-китаист Мария (к сожалению, называть свои фамилии представители турбизнеса отказываются, так как опасаются давления со стороны китайских «коллег»). – У нас с КНР действует межправительственное соглашение о безвизовом групповом обмене туристами. Безвизовый – это не значит свободный: для въезда группы в страну принимающая компания, аккредитованная для работы по этому межправсоглашению, должна представить список туристов в уполномоченный орган исполнительной власти того региона, где будет пересечена граница (в нашем случае – в Агентство по туризму Иркутской области). Завизированный список необходимо предъявить на погранпосте.
Списки «продаются»: некоторые аккредитованные компании могут за отдельную плату обеспечить въезд китайской группы в Россию, но работать с туристами и, соответственно, получать с них плату будет другая компания, как правило – этническая, нигде не зарегистрированная, не имеющая права на работу в России. В этом случае все деньги крутятся в КНР, в Россию не поступают, потому что туристов селят в китайских нелегальных гостиницах, кормят в своих ресторанах, возят по своим же сувенирным лавкам, где продают им «сувениры с Байкала», сделанные в Китае.
Сейчас, по сообщениям иркутских туркомпаний, незаконный этнический бизнес решил чуть-чуть выйти из тени – на гражданина России регистрируется компания, но реальными её собственниками являются иностранцы, работают в ней также иностранные граждане. Подобные компании стали обращаться за аккредитацией для работы по межправительсвенному соглашению, чтобы самостоятельно оформлять списки въезжающих туристов.
Иркутские туроператоры направили обращение в Агентство по туризму Иркутской области с указанием таких компаний. Предложили отказать им в аккредитации, основанием к чему может стать проверка. Однако же никаких проверок не было – все заявители получили право ввозить туристов в Россию.
– Вопрос не к ним, а к нам, – заявил во время недавнего заседания Общественной палаты Иркутской области заместитель председателя регионального правительства Виктор Кондрашов. – В Иркутской области просто разучились работать, мы неконкурентоспособны, и нам жалко, что у кого-то получается лучше. Нужно смотреть с другой стороны, совершенствовать законодательство, содействовать местному бизнесу. Не пускать «просто так» – неправильно, если оценивать с точки зрения геополитического государства. Это не «у соседа вкуснее», а просто мы плохо работаем. Мы могли бы всё исправить давным-давно, просто спохватились поздно.
Этот чиновник, судя по всему, не видит проблемы и в строительстве незаконных объектов:
– Российские границы открыты. Они прилетели самолётом, купили билет. Кроме того, наше законодательство позволяет приобретать земельные участки. Зачем выделять кого-то по национальному признаку и доводить до межнационального конфликта?
Чтобы конфликта не было, проблему решили просто не замечать. Даром что официальный китайский бизнес не в восторге от деятельности своих земляков-нелегалов: при таком размахе недобросовестной конкуренции нет смысла участвовать в финансово-ёмких инвестиционных проектах.
А что же думает по этому поводу губернатор? Он в декабре 2017 года сообщил, что работает специальная межведомственная комиссия, которая и разберётся с нелегальными гостиницами. Однако к нам в редакцию поступила информация, что избранная концепция – не сносить незаконные постройки, а легализовать их, то есть заставить зарегистрироваться в качестве гостевых домов, отелей или баз отдыха. И, соответственно, обложить налогом.
Есть подозрение, что этим дело не закончится. Открываем «Стратегию социально-экономического развития Иркутской области на 2016–2030 годы», разработанную командой Сергея Левченко, и читаем: «К 2030 году на прибайкальских территориях возможно принять не менее 5 млн туристов в год, значительно увеличить туристический поток, в том числе иностранных туристов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, предполагается привлечь к 2030 году порядка 1 млн туристов из КНР».
Сейчас официальный турпоток из Китая составляет около 200 тыс. человек в год, а ставится задача увеличить его в пять раз. Значит, нужно в пять раз больше гостиниц в Листвянке и на Ольхоне. И пусть кому-то кажется, что уже некуда их городить: нелегальный туристический бизнес найдёт местечко, даже если кому-то из местных это не понравится. Зато доля туристско-рекреационного комплекса в валовом региональном продукте вырастет к 2030 году с 0,7% до 2%.