«История музея – это история моей семьи»
Внучка основателя краеведческого музея на острове Ольхон о прошлом и будущем учреждения
Почти шесть с половиной тысяч экспонатов. Предметы быта и этнографии, археологии, техники и нумизматики, естественно-научные и минералогические коллекции. Фонды Хужирского краеведческого музея имени Николая Михайловича Ревякина на острове Ольхон поистине огромны. Год назад учреждение возглавила внучка известного учителя, краеведа и основателя музея Юлия Мушинская. О том, что представляет собой музей сейчас и каким она видит перспективы его развития, Юлия рассказала в интервью нашей газете.
Юлия Степановна Мушинская – представитель самой настоящей династии музейных работников. В течение 37 лет музеем руководила её мама – дочь Николая Михайловича Капитолина Николаевна Литвинова, удостоенная звания «Заслуженный работник культуры и искусства Иркутской области». Юлия – искусствовед по образованию, эксперт по культурным ценностям. Участвовала в контрольно-надзорных мероприятиях в области музейного, архивного и библиотечного дела по линии Восточно-Сибирского управления Министерства культуры РФ, имеет опыт работы в этнографическом музее «Тальцы».
– Юлия Степановна, наверняка в вашей семье есть своя история, связанная с созданием краеведческого музея в Хужире.
– Да, всё началось с мечты маленького мальчика Николая Ревякина, ученика Курумчинского двухклассного училища, заняться археологическими изысканиями. На эту идею его вдохновила учительница, принимавшая участие в экспедициях советского этнографа и антрополога Эдуарда Юльевича Петри. У неё была небольшая археологическая коллекция – наглядные материалы для учеников. Но мечту удалось реализовать только в 1959 году, когда Николай Михайлович ушёл на пенсию, буквально в конце жизни.
В те годы мой дедушка особенно плотно занимался краеведением и археологией. Вёл переписку с видными учёными – академиком Обручевым, профессором Талызиным. Николай Михайлович принимал участие в научных экспедициях академика Окладникова. Учениками Хужирской школы под руководством Николая Михайловича было найдено более 20 стоянок людей эпохи неолита, открыт реликтовый ельник в районе самой высокой горы острова – Жимы, собран большой этнографический материал.
– С чего началась ваша работа в музее?
– Первым делом я взялась за ремонт, оцифровку документов на бумажных носителях, систематизацию фондов и решение вопросов о статусе музея.
– Какая дорога привела вас на эту должность, могло ли бы быть по-другому?
– Думаю, что по-другому быть просто не могло. Ведь я с детства помню рассказы дедушки, каждый экспонат я держала в руках и знаю о нём всё. На протяжении десятков лет мои родители жили музеем, пополняли за счёт своего энтузиазма и собственных средств его фонды. Получилось так, что история музея – это история моей семьи, и эти две истории сплелись в одну.
– Какие проблемы беспокоят вас как директора музея?
– Проблемы есть, и они достаточно серьёзные: малые площади, отсутствие фондохранилища, неотапливаемые помещения с основной экспозицией музея. Фонды музея огромны: 6460 экспонатов, в том числе предметы быта и этнографии, нумизматики, археологии, естественно-научные и минералогические коллекции. Семьдесят процентов из них относится к государственной части Музейного фонда Российской Федерации. У нас обширная археологическая коллекция по стоянкам древнего человека, а выставить её просто негде.
В настоящее время остро назрела необходимость в строительстве нового здания для музея. То здание, в котором музей размещается сейчас, старое и холодное, площадей не хватает. Отсутствует санузел, в то время как огромное количество посетителей приезжает к нам издалека, экскурсию по острову они начинают с музея. Перепады температур, несоблюдение температурно-влажностного режима приводят экспонаты к разрушению, а ведь главная задача музеев – это сохранение культурного наследия для следующих поколений. Систематически местные жители и гости острова несут в музей свои дары, в 2017 году было передано 75 предметов. Огромное им спасибо за это! Все переданные предметы представляют настоящий интерес и историко-культурную ценность. К сожалению, бюджет посёлка не позволяет администрации выделить достаточно средств на содержание музея в надлежащем состоянии, а тем более провести капитальный ремонт или предоставить новое здание.
– У вас есть план действий в связи с этим?
– В первую очередь необходимо определиться со статусом музея. Сейчас этот вопрос решается на уровне министерства культуры и архивов Иркутской области и администрации Ольхонского района. В случае, если наш музей не будет присоединён к государственному музею в качестве структурного подразделения, будет решаться вопрос о передаче музея в ведение Ольхонского района в статусе самостоятельного юридического лица. Любое из этих решений положительно повлияет на дальнейшее развитие музея. В любом случае нам необходимо добиваться переезда в другое, более приспособленное для музейной деятельности здание.
Пока же администрация посёлка обратила внимание на состояние помещений и изыскала средства для проведения частичного ремонта. В двух залах обшиты стены и потолки, в одном зале демонтирована печь, занимавшая очень большое пространство, сейчас ждём материалы для выравнивания полов. Будут смонтированы новые экспозиции. И уже к марту планируем открыть двери музея для посетителей. Основная часть финансовых средств на ремонт была направлена администрацией посёлка, частично – аккумулирована самим музеем.
Кроме того, достигнуты предварительные договорённости с Союзом художников Иркутской области и частными коллекционерами об организации передвижных выставок, такая работа очень важна именно для местных жителей. Но музею необходима помощь в вопросах доставки экспозиций и проживания авторов и хозяев коллекций. Полагаю, что помочь в этом вопросе нам могут только предприниматели.
Есть планы и по организации краеведческой, экологической и просветительской работы со школьниками. Это очень важный раздел образовательной работы музея, но и самый приятный, так как дети всегда были главными нашими помощниками и энтузиастами. Непрофессиональные, стихийные гиды искажают информацию о нашем острове и о Байкале в целом. В ближайшее время будет решаться вопрос об аккредитации индивидуальных экскурсоводов, сопровождающих группы на экскурсионных маршрутах по Ольхону. И как раз из наших школьников со временем могут выйти отличные гиды.
– Как вы думаете, ваши дети продолжат традиции семьи?
– Сегодня они помогают мне и активно участвуют в жизни музея: делают переводы, участвуют в оформлении, поиске спонсоров. У них, конечно, свой путь, но, кто знает, может, он в итоге приведёт их в музей.