Станция, где поезда набирают ход
Впервые о Подкаменной – административном центре одноимённого муниципального образования в шестидесяти километрах от Иркутска – «СЭ» упомянул в своей статье два месяца назад. Тогда мы рассказывали, как в железнодорожном посёлке, расположенном ровно посередине между Слюдянкой и Шелеховом облагородили несколько источников с чистейшей родниковой водой. Сделать это удалось благодаря гранту Русского географического общества, который в рамках своих благотворительных инициатив финансирует ПАО «Иркутскэнерго». Спустя недолгое время мы решили вернуться в Подкаменную.
Рождённая железной дорогой
Добраться до Подкаменной из Иркутска просто (хотя многие называют посёлок с тысячным населением «забытым краем»): достаточно полутора часов на электричке в сторону Слюдянки или даже немного меньше – если ехать на машине по федеральной трассе «Байкал». На одном из подъёмов, когда дорога уходит на сопку, важно не пропустить указатель и вовремя свернуть. Затем ещё примерно полтора километра пути – и перед вами открывается панорама всего посёлка.
Уже отсюда видно, какую роль играет железная дорога в жизни Подкаменной: пути разделяют территорию ровно на две части. С одной стороны жилой сектор, больше похожий на садоводство, а на противоположной – все инфраструктурные и социальные объекты: детский сад, школа, местная администрация и Дом культуры.
Последний сразу обращает на себя внимание – здание, выкрашенное в яркий зелёно-розовый цвет, сильно отличается от окружающего ландшафта. Ремонт стал первой ласточкой изменений, начавшихся в посёлке совсем недавно.
Около полутора лет назад у Подкаменского МО с административным центром в одноимённом посёлке сменился глава – им стала Дарья Бархатова.
– По профессии я журналист – 15 лет проработала в одной из шелеховских газет, – поясняет она. – Вообще, в одном из местных посёлков живёт мой папа – я к нему постоянно приезжала в гости, потому что мне здесь нравится: знаете, воздух свежий, красиво… А потом так получилось, что меня выдвинули кандидатом на выборах в Шелеховском районе. Сначала как-то без энтузиазма к этому отнеслась. А потом решила, почему бы и не попробовать: статью же можно будет написать в стиле «журналист меняет профессию».
Но нежданная политическая карьера привела собеседницу «СЭ» на пост главы Подкаменского муниципального образования в родном Шелеховском районе. Местные говорят, что с её приходом в Подкаменной подул ветер перемен. За счёт увеличения поступлений от акцизов Дорожного фонда в посёлке отремонтировали две улицы, проводят ямочные ремонты, устанавливают уличное освещение, чистят снег.
«Мы стараемся участвовать в грантах на благоустройство, – добавляет Дарья Бархатова. – Через энергетиков и Русское географическое общество смогли привести в порядок питьевые источники – ими пользуются многие жители посёлка. Ещё смогли получить грант от РУСАЛа на реконструкцию въезда в Подкаменную. Опыта пока в этих вопросах не хватает – да и времени тоже. Но у нас в администрации есть планы по участию в конкурсах на получение денег из внебюджетных источников и обустройству на эти деньги экотроп в районе скальников Олхинского плато, которые находятся на территории муниципального образования. Кроме того, и район пообещал увеличить наш бюджет в 2018 году. Это будет кстати, ведь Подкаменная в 2018 году отпразднует 70-летие».
А вот железнодорожники, которые имеют прямое отношение к созданию посёлка – в середине прошлого века он появился в качестве перегонной станции, помогать Подкаменной не спешат. И речь идёт даже не о деньгах, а о решении насущных проблем жителей, связанных с РЖД. «Вы же сами отметили, что пути находятся практически в центре посёлка, – рассказывает Бархатова. – Однако безопасного перехода в районе посёлка нет: люди лазят под вагонами, чтобы добраться из дома на работу, детей в школу или сад отвести. Железнодорожники настаивают: мол, станция перегонная, ничего не изменить. Говорят, что переходить нужно по существующему безопасному переходу, который находится в 400 метрах от станции (практически за границами посёлка). Вот бабушки звонят и жалуются: «Ну как так?» Им тяжело ходить – они, да и все остальные, продолжают лазить по рельсам».
Для того, чтобы не провоцировать на это детей, в Подкаменной даже собрались пустить школьный автобус, который мог бы перевозить учеников местной школы, построили остановку – единственную на всё село. Но запустить её пока не удалось – управление образования администрации Шелеховского района не может подписать соответствующие разрешительные документы. До нужной категории дорога в посёлке не дотягивает по ширине, а перестроить самостоятельно муниципалитет её не может – она находится в ведении региона.
Строительный сезон
В наследство от железной дороги Подкаменной осталось шесть многоквартирных благоустроенных домов – единственных на всё муниципальное образование (где насчитывается ещё около восьми крупных по местным меркам деревень и посёлков). Заниматься строительством канализации для них, конечно, не стали – обошлись выгребными ямами с септиком. Сначала вывозом накопившихся нечистот, по рассказам местных жителей, занималась железная дорога. Затем МУП «Шелеховский водоканал». Но в 2015 году водоканал отказался от этих обязательств: оказалось, что это слишком накладно. «В одну сторону проезжать приходится около полусотни километров – мы посчитали тариф, получилось, что стоимость вывоза одного кубометра – около 600 рублей, – пояснил «СЭ» один из сотрудников администрации Шелеховского района. – При нормативе в 20 рублей. А разницу должен компенсировать бюджет Шелеховского района».
– Учитывая, что домов совсем немного, выгребные ямы небольшие – нужно откачивать их два раза в неделю, а у нас всё с весны не вывозится, – рассказывают жители домов. – Всё нюхаем, стоки то из унитаза, то из раковины лезут. Люди по-разному эту проблему решают: и таблетки покупали растворяющие – но толку-то.
Когда жители благоустроенных домов Подкаменной почти потеряли надежду на решение коммунальной проблемы, им пообещали в 2018 году построить КОС в рамках программы по развитию коммунальной инфраструктуры Шелеховского района. Стоимость работ около 20 млн рублей. «Мы их очень ждём», – говорят люди, разглядывая цветные подтёки на снегу от переполненных выгребных ям.
Обещают жителям Подкаменной в скором будущем и начать строительство модульной школы вместе с детским садом на 150 мест. Участок, где она должна появиться, жители показывают с особой радостью. Здание, в котором дети учатся сейчас, построено в конце 1940-х и с тех времён не видело капитального ремонта.
При этом, несмотря на трудности, утверждают местные, нельзя сказать, что люди, особенно молодёжь, стараются уехать из посёлка.
– Я бы не сказала, что у нас отток, бывает даже наоборот – люди уезжают, учатся, а потом возвращаются. Детей здесь растят. У меня самой именно так получилось, ещё и мужа сюда привезла, – рассказывает работница администрации Наталья Сальникова. – У нас не страшно за детей, выехать не так уж и сложно: сел на электричку, полтора часа – и в Иркутске. А ещё чаще бывает так, что люди живут здесь, хотя прописаны в другом месте. Приезжают, видят местные красоты и не могут не вернуться.
«Да и жильё у нас по городским меркам недорогое, – добавляют другие наши собеседники. – Дом можно за 200 тысяч купить, полмиллиона – уже дорого. Недавно приходил мужчина – преподаватель одного из университетов Иркутска: купил участок, построил дом, собирается здесь жить».
Усечённая схема
Работы, впрочем, в Подкаменной, как и в других небольших посёлках, почти нет, признают власти. Хорошо, если бы удалось начать развивать турбизнес – природа и живописные скальники Олхинского плато, часть которых находится на территории Подкаменского МО, могут привлечь любителей отдыха на природе. «У нас удивительно красиво», – говорят местные жители. Согласны с ними и те, кто осенью 2017 года поддержал идею создания природного парка «Витязь», – в основном активные туристы. Только в остальном согласия между ними даже близко не наблюдается.
В конце декабря, когда «СЭ» приезжал в Подкаменную, там готовилась встреча местных жителей с Татьяной Калихман – руководителем проекта создания парка «Витязь» (новой охраняемой природной территории – ООПТ) на Олхинском плоскогорье, которое частично расположено на территории Подкаменского МО. «Прошли слушания в Шелехове, но люди против, – отмечала Дарья Бархатова в разговоре с нашим журналистом. – Меня просят одобрить предложенный проект парка со своей стороны, но я не могу этого сделать, ведь жители считают, что он ущемляет их интересы».
– Суть в том, что иркутяне решили сделать Подкаменную памятником, – поясняет потом позицию населения специалист администрации Подкаменского МО Артём Комаров. – Когда обсуждалась идея, в центре была забота о скальниках – и это прекрасно. Но в итоге оказалось, что в границы парка попадает куда большая территория. Под контроль дирекции созданного парка уйдёт 40% территории нашего муниципального образования. Мы окажемся под их контролем, и непонятно, чем это закончится.
Одна из причин, по которой местные жители выступили против обустройства охраняемой территории около 23 тыс. га земли, – боязнь запрета на хозяйственную деятельность. Впрочем, Татьяна Калихман, с которой «СЭ» связался для прояснения ситуации, отметила, что подобные ожидания не оправданны. «Те, кто читал проект, а большинство населения этого, увы, не сделало, знают, что в проекте природного парка (а не памятника) чёрным по белому написано, что запрет налагается только на сплошную рубку леса и добычу ископаемых, – поясняет она. – Поймите, природный парк предполагает, чтобы не просто скальники стояли, а чтобы сохранились пейзажная целостность и природная среда в целом, например, участки, где расположены места отёла копытных, тока боровых видов птиц, гнездовья, те же берлоги, гнездовья, куда туристы, может быть, и не ходят, но которые важны для сохранения природной среды».
Территорию, которую учёные Института географии имени В.Б. Сочавы СО РАН предлагали включить в ООПТ, специалисты называют частью «уникального сохранившегося природного изолята». Учитывая влияние алюминиевого производства в Шелехове, важно там не рубить лес, отмечают они, – это единственный естественный поглотитель выбросов. «А у нас сейчас земли в районе той же Подкаменной относятся к эксплуатационным – всё, что не войдёт в парк, находится под угрозой: сейчас можно выдавать разрешение на вырубку в любом месте и объёме», – говорит Калихман.
Под Новый год события вокруг природного парка «Витязь» начали развиваться с небывалой скоростью. В последние дни декабря стало известно, что экологическая госэкспертиза под руководством Юрия Мельникова одобрила проект создания парка. Но только его территорию уменьшили в три с половиной раза – осталось лишь около семи тысяч гектаров. Несколько скальников, которые планировалось защитить в расширенной редакции проекта, в охраняемую зону в итоге не вошли. Это значит, что в любой момент они могут стать местом добычи мрамора. Учёные предлагают присвоить им статус кластерного памятника природы регионального значения, но случится ли это – большой вопрос. «В январе 2017 года в полутора километрах от Подкаменной известное ЗАО «Дорожник» выиграло федеральный аукцион на разработку гранита, – добавляет Татьяна Калихман. – Это единственная дорога от Подкаменной в лес – будут под рядом с населенным пунктом. Пока исследовательские, но они включают возможность бурения и взрывов».
В целом, оценивая поддержанный проект «Витязя», собеседница «СЭ» отмечает, что самые ценные природные территории не вошли в усечённый проект парка. А это значит, что в случае, если они попадут под вырубку или станут местом добычи полезных ископаемых – туристическая привлекательность, охотничья ценность, природоохранная важность и просто красота местной природы, которой так любят любоваться жители Шелеховского района, исчезнет.