«Ты, светоч первый – светоч радостный, стал маяком...»
Этими словами из стихотворения «Возвращение» в газете «Власть труда» девятнадцатилетний иркутский комсомолец и поэт Иосиф Уткин определил роль и значение издания, наследницей и преемницей которого стала «Восточно-Сибирская правда». Молодому поколению современных читателей название этого стихотворения, должно быть, так же непонятно, как и его происхождение, но оно многое говорит ветеранам, старым комсомольцам Иркутска.
Из бурной и насыщенной интересными, порой драматичными событиями жизни газеты в первые годы её существования Иосиф Уткин выбрал, пожалуй, самый радостный эпизод. Вышедший 3 июля 1918 года номер «Власти труда» оказался последним: взбунтовавшиеся чехословацкие части стояли на пороге Иркутска. И только через полтора года колчаковщины, после знаменитых декабрьских боёв в начале 1920 года жители города получили очередной номер своей газеты. Вот этому-то возвращению «Власти труда» и посвятил Иосиф Уткин стихотворение, опубликованное в связи с пятилетним юбилеем газеты 21 января 1923 года.
Поэт не ставил перед собой задачу детально охарактеризовать положение иркутян в то тяжёлое время, ограничившись только двумя-тремя общими штрихами:
Им было жутко – было тягостно,
Пестрели звёзды далеко.
После этих строк Иосиф Уткин определяет роль и значение в жизни земляков газеты «Власть труда»:
Ты, светоч первый –
светоч радостный,
Стал маяком…
Ты – эхо тяжким, гордым топотом,
Чья поступь кованно тверда,
Скрижали плуга, песни копоти —
«Власть труда»!
Но сегодня, мне думается, мы можем говорить ещё об одном смысле строк, вынесенных в заголовок, – смысле, рождённом временем. Время наполнило эти строки тем пророческим смыслом. Годы, прошедшие после публикации, позволяют распространить содержание стихотворения и на личность самого поэта, его отношение к «Власти Труда», потому что именно этой газете суждено было стать «светочем» и «маяком», предопределившим весь жизненный и творческий путь Иосифа Уткина.
В 1922 году вернулся он с гражданской войны комиссаром, опалённым сражениями, но окрылённым поэзией. И «Власть труда», куда вместе с группой молодых поэтов (Дж. Алтаузен, В. Друзин, И.И. Молчанов-Сибирский, М. Скуратов) пригласил его сотрудничать главный редактор Георгий Ржанов, стала точкой приложения его творческих сил, ибо работа в газете помогла раскрыться его таланту.
Иосиф Уткин выступает как журналист и как поэт. На первых порах – даже больше журналист, чем поэт. Листая подшивки «Власти труда» более чем сорокалетней давности, часто встречаешь знакомые инициалы «И.У.» под самым разнообразным газетным материалом – статьями, фельетонами, отчётами, зарисовками, информациями, заметками. Столь же разнообразна и тематика выступлений. Иосиф Уткин пишет о деятельности губздрава, об охране прав детей и материнства, о кооперативах и работе финорганов, сельсоветов, заготовителей пушнины и т.д. Он тесно связан с комсомольскими ячейками города и ведёт на страницах «Власти Труда» обзоры на молодёжные темы: роль комсомольцев в проведении международного юношеского дня, работа среди студентов университета, всемерная поддержка общества друзей Воздушного Флота и создание советских Военно-Морских Сил и т.д.
Знакомясь с журналистской деятельностью Иосифа Уткина, убеждаешься в том, что он выступал по многим актуальным проблемам, волновавшим иркутскую партийную организацию. И что бы он ни написал, будь то статья или заметка, он никогда не забывал о поднимаемых вопросах, неизменно возвращаясь к ним и доводя их до логического конца. Полная творческая самоотдача Иосифа Уткина, разумеется, как и всего редакционного коллектива, обеспечила газете боевой характер и наступательный дух. Думается, что не только в шутку, но и всерьёз писал Иосиф Уткин в частушке «Корреспондент»:
И туда я, и сюда –
Всё-то знает «Власть труда».
Ох, грызут зубок враги –
Будет Ржанов без ноги.
Берусь утверждать, что боевому характеру и наступательному духу газеты немало способствовали и стихи, щедро представленные на её страницах. Не знаю, чем в большей степени объясняется этот факт: личным ли пристрастием Георгия Ржанова к поэзии, ведь он был руководителем ИЛХО, или его пониманием роли поэзии и её значения в газете. Скорее всего, и тем и другим. Но, так или иначе, поэзия состояла на вооружении «Власти труда» и отлично справлялась со своей задачей. Я имею в виду не только строки, написанные под непосредственным впечатлением от тех или иных политических событий у нас в стране или за рубежом, но и многочисленные частушки, сатирические и юмористические стихи, часто появлявшиеся под регулярной рубрикой «Маленький фельетон».
Иосиф Уткин был активным участником поэтических выступлений «Власти труда». Он внёс свою лепту в борьбу с беспризорностью («Детям улицы») и укрепление советского Воздушного Флота («Мятежные – выше», «Маем в небо», Красные орлы»). Он приветствовал назревающую в Германии революцию («Германия») и требовал незамедлительно оказать помощь зарубежным борцам («Набат»). Нельзя не упомянуть и о его коротких, в четыре строки, частушках, подписанных псевдонимом, близким к настоящей фамилии, – «Утя». В них он метко разил городскую и сельскую накипь – проворовавшихся ловкачей, валютчиков и приспособленцев, лодырей и прихлебателей. Крепко доставалось и тем, кто пытался диктовать свои условия молодой Республике Советов.
Активная работа Иосифа Уткина в газете послужила основанием для губкомов партии и комсомола направить его на учёбу в Коммунистический институт журналистики. Но и в Москве не забывал он о родной газете: практика, полученная во «Власти труда», помогла ему занять далеко не последнее место среди сотрудников «Комсомольской правды». Огромную популярность и заслуженную славу снискали поэту стихи о гражданской войне, навеянные иркутскими событиями, и бессмертная поэма «Повесть о рыжем Мотэле», которую он начал писать ещё в Иркутске. Как Антей прикасался к земле, так в своём творчестве обращался Иосиф Уткин к революционным событиям в родном городе и неизменно одерживал поэтические победы. Достаточно назвать его широкоизвестную «Комсомольскую песню» – «Мальчишку шлёпнули в Иркутске…» – и цикл «Сибирских песен». Своим признанием он был во многом обязан – и всегда помнил это – «Власти труда», давшей ему путёвку в большую литературу.