Газета на фронте
Синий снег мягко хрустит под ногами. Над Ангарой сероватая завеса – зыбкий туман. 9 февраля 1942 года. Этот день незабываемый. Мы, делегаты трудящихся Иркутской области, отъезжаем на фронт с подарками. Последние приготовления. Озабоченные люди осматривают вагоны, по-хозяйски постукивают молотками. Всё исправно. Впереди – путь на запад, на фронт. Туда, где содрогается опалённая земля, где в грохоте металла, в огне и крови отстаивает свою судьбу и судьбу всего прогрессивного мира непобедимая армия советского народа.
Перед отходом поезда нам вручают книгу. По тёмному дерматину – золотые буквы: «Маршрутная книга». На первой странице запись: «Поезд с подарками от трудящихся Иркутской области для бойцов, командиров и политработников действующей Красной Армии. В составе 28 вагонов с подарками, поезд-баня и 28 вагонов с мостовыми брусьями…»
Поезд готов к отходу. На перроне много народу. Кто-то энергично пробивается к нашему вагону. Вскоре привокзальные ворота открываются и подходит машина. Озабоченный человек горячо говорит:
– Принимайте ещё подарок для фронтовиков-сибиряков – специальный номер «Восточно-Сибирской правды».
Кипы газет быстро укладываются в вагон. Мы рассматриваем этот необычный подарок. Вверху, в правом углу первой полосы: «Для фронта», ниже крупные огненные строчки: «Множьте славу советского оружия! Геройским фронтовикам, доблестным красным воинам – пламенный привет от трудящихся Восточной Сибири».
Номер составлен очень интересно. Рядом с портретом товарища Сталина боевая передовица «Во имя Родины» и обращение трудящихся Восточной Сибири к бойцам, командирам и политработникам Ленинградского фронта. Цикл заметок рисует трудовое напряжение тыла, беспредельную любовь к героям-воинам, непреклонную веру в победу.
Кроме статей в номере стихи, зарисовки, письма рабочих, колхозников, служащих братьям-фронтовикам.
…Поезд мчится по необъятным просторам. Сибирь, Урал далеко. Вот и прифронтовые дни и ночи. И вот уже мы у самой цели – на фронте. Всё необычно: сурово, напряжённо. Фронтовики всюду встречают нас, как родных, долгожданных. Мы рады и горды. Настроение фронтовиков бодрое, боевое. Каждый верит в силы родной армии, убеждён в победе.
Среди всех подарков, привезённых нами, одним из самых дорогих для фронтовиков оказался номер «Восточно-Сибирской правды». Газету читали в штабах, походных госпиталях, фронтовых клубах, в блиндажах и землянках. Она быстро проникла на передовую линию огня. Её жадно читали разведчики, автоматчики, танкисты, артиллеристы, лётчики.
Нельзя забыть случай, когда через леса, горы и болота к нам за двадцать пять километров пришла на лыжах группа бойцов. Они просили от имени красноармейцев и командиров этого отдалённого пункта дать для них экземпляры «Восточно-Сибирской правды». Спрос на газету оказался невероятно большим, интерес к жизни тыла, к родному краю разгорелся. Этот неугасимый и жаркий интерес мгновенно подхватила армейская газета, и на другой день одна полоса целиком была перепечатана из нашей газеты. Делегация привезла с фронта много писем коллективам заводов, колхозов, родным и близким. Среди этих писем были и для «Восточно-Сибирской правды». Большую часть этих писем редакция опубликовала. В них фронтовики-сибиряки обращались к трудящимся Иркутской области со словами сердечной благодарности за заботу, восхищались ударной работой на производстве во имя победы над фашистской Германией, заверяли иркутян в том, что никакой пощады врагам не будет.
Так «Восточно-Сибирская правда», одна из глубинных тыловых газет, вместе с Советской Армией шла вперёд, только вперёд, вдохновляя своих земляков на героические подвиги во имя Победы.
Гавриил Кунгуров, писатель, январь 1948 года