Подсели на буквы
В 2017 году Иркутск побил книжные рекорды
«Книжный» – это определение как нельзя лучше подходит Иркутску в 2017 году. Впервые в городе состоялся Международный книжный фестиваль, в котором приняли участие ведущие литераторы России, в их числе Лев Данилкин, Галина Юзефович, Павел Крусанов. Буквально через две недели после этого события открылся фестиваль «Литературный квартал» в рамках культурного форума «Байкал-Тотем». В Иркутск приехали писатели Тим Собакин, Андрей Усачёв. Осенью в Иркутске побывала Мариэтта Чудакова, следом, ноябре, был «папа» поросёнка Фунтика Валерий Шульжик. Уже два года в городе развивается уникальный книжный проект. Предприниматель Евгений Гинтов организовал «Книжный приют», где спасал подержанные книги. В 2017 году проект получил большую известность, а сам Евгений Гинтов вошёл в список 12 персон «Года литературы – 2017».
Сколько Иркутская область издаёт сама? По официальным данным Российской книжной палаты (филиала ИТАР-ТАСС), за 9 месяцев 2017 года у нас появилось на свет 362 непериодических издания книжного вида. Это книги, альбомы, брошюры. Общий тираж составил 90,5 тысячи экземпляров. У Книжной палаты Иркутской области более свежие данные. Их озвучил в СМИ заместитель директора Иркутской областной научной библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского Максим Куделя. Итак, за 11 месяцев 2017 года палата получила 525 наименований непериодической печатной продукции. Общий тираж – 146 тысяч экземпляров.
По отчётам РКП можно проследить динамику книгоиздания в регионе с 2012-го по 2016 год. Если мы вернёмся в 2012 год, то увидим, что тогда у нас было издано 474 книги и брошюры, тираж составлял 181,1 тысячи экземпляров. Годом позже был прорыв: регион издал 700 книг и брошюр, тираж поднялся до 327,4 тысячи экземпляров. Неплохим был и 2014 год, хотя уже наметился кризисный спад. Три года назад регион зарегистрировал в Книжной палате 631 издание, а совокупный тираж был 152,2 тысячи экземпляров. 2015 год дал уже 564 издания и тираж в 130 тысяч экземпляров. Год назад отметился слабый рост: 2016-й мы завершили с 608 собственными изданиями. Наконец, год 2017-й – по показателям близкий к 2015 году. Рост 2016 года повторить не удалось. Итак, за последние пять лет Иркутская область не продемонстрировала серьёзный рост количества изданной книжной продукции. Но ведь нет и серьёзного спада, значит, в регионе востребованны собственные «пахнущие типографской краской» тома.
Если сравнить Иркутскую область с лидером СФО – Новосибирской областью, то за 9 месяцев 2017 года в этом регионе было издано 1149 книг, брошюр и альбомов. То есть в два раза больше. В 2016 году Новосибирск дал 1780 изданий, Омская область дала за 9 месяцев 2017 года более 500 наименований, а в предыдущем году – 985. Сокращение книгоиздания – общий тренд для России, поскольку издательства переживают кризис. На этом фоне они ищут способы издавать так, чтобы это окупалось. Обычно это заказы от власти, институтов, предприятий. По данным Книжной палаты Иркутской области, 32% изданий приходится на историю, экономику и социологию, 13% – на культуру, примерно такой же процент у языкознания и литературоведения, 14,5% приходится на технику и технические науки. И 11% – художественная литература. Куда уходят авторы, которые не имеют связей и средств, чтобы оплатить традиционную издательскую деятельность? В самиздат. Это слово обрело сейчас новый смысл.
«Пришёл, увидел и издал»
Экс-директор издательства «Амфора» Олег Седов отмечает: по всей России с 2008 года отраслевые издательские показатели неуклонно падают. Количество выпускаемых экземпляров книг в натуральном выражении уменьшилось к 2017 году ровно в два раза. Директор издательства «Ad Marginem» Михаил Котомин объясняет падение популярности печатной книги крупными технологическими рывками. Появились цифровая печать, возможность оцифровки и хранения огромных масс информации в Интернете. На этом фоне бумажное книгоиздание возможно, по его оценкам, в виде эксклюзивных книг от маленьких издательств с оригинальной подачей. Олег Седов, вышедший из легендарного питерского издательства «Северо-Запад», избрал для себя другой путь. А именно – набирающие популярность виртуальные издательские платформы. Существует значительное количество платформ, где автор может при помощи нехитрых шагов сверстать сам электронную книгу, её размещают на разных условиях в магазинах электронных книг. При желании можно заказать и бумажный вариант – хоть одну книгу, хоть тираж. На площадке «ЛитРес» сервис для опубликования собственных книг так и называется – «Самиздат». После вёрстки книги платформа даёт гарантии размещения на самом «ЛитРесе», Ozon, GooglePlay, iBooks.
Ещё одна популярная площадка – Ridero. В своё время Олег Седов оставил «бумажно-книжный» бизнес в чистом виде и переключился на Ridero. «Эта платформа позволяет любому человеку быстро издать книгу, и она тут же попадает в продажу, – поясняет Седов. – Это важно, потому что сокращается срок коммуникации автора с читателем, появляется полная свобода для публикации практически любого высказывания человека».
Нас заинтересовало, кто из иркутян уже воспользовался новыми сервисами? Надо отметить, что часть площадок не даёт возможности отследить авторов по городам. Тем не менее, по крайней мере, по сайту Ridero какую-то выборку можно сделать. С учётом того, что авторы издавались не только в 2017 году, но и ранее. По запросу «Иркутск» на площадке выпадает 12 книг. Безусловно, этим списком иркутские авторы не исчерпываются. К примеру, писатель Андрей Швайкин размещается и на сайте проекта. Слова «Байкал» и «иркутский» также довольно часто выпадают в списке книг. Свои творения действительно решаются издавать самые разные люди. 6 из 12 найденных книг принадлежат некоему Сергею Ленину, это псевдоним Сергея Решетникова, который представлен на сайте проекта как инженер, юрист и писатель из Иркутска. Три книги – «Сумерки красных дней. Декабрь 1905 года в Иркутске», «Иркутский НЭП: начало конца. Дело Иркутского ОМХа (1926-1927)» и «Десять арестов Исаака Г.» – написал и издал заместитель директора Иркутской областной научной библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского Максим Куделя. Об Иркутске пишут и «граждане мира». Путешественник Антон Кротов выпустил книгу «Иркутск: город нашей избы», посвящённую проекту «Дом для всех». Первый дом для путешественников был организован Кротовым в Иркутске в 2006 году, и автор рассказывает об иркутском старте проекта. Вторая книга Кротова, где упоминается Иркутск, называется «Вперёд, к Магадану!». Иркутский врач Сергей Ядрышников опубликовал через Ridero свои записки «Мой путь к вашему здоровью». И, наконец, Дмитрий Мироманов и Марина Рюмшина выпустили через виртуальный проект «Бабрбук» книгу-квест по Байкалу. Деньги на книгу, что примечательно, собирались через российскую краудфандинговую платформу boomstarter.ru.
Разные площадки предлагают «бонусы», чтобы автор решил издаваться именно у них. К примеру, если говорить о Ridero, это возможность присвоения книге Международного стандартного книжного номера – ISBN. Однако издающаяся иркутская публика по-прежнему с осторожностью относится к виртуальным площадкам. «У меня есть ощущение, что это суррогат», – заметил один из иркутских авторов, активно занимающихся изданием собственных книг. Основной аргумент – книги на таких площадках хороши, но это «не совсем книги».
Олег Седов лично приезжал летом на Международный книжный фестиваль в Иркутск и презентовал проект Ridero. 22 мая, выступая перед книгоиздателями на Байкале, он назвал происходящее «началом новой эры российского книгоиздания». «Модель выживания превратится в модель, которая позволит получать доход, и, конечно, издателям помогут технологии, – сказал он тогда. – Мы будем писать последовательно ещё целый блок программ, которые будут работать с текстом, с книжкой, которые будут облегчать коммуникации, сокращать срок продажи и монетизировать интеллектуальную деятельность». Он считает, что в виртуальной реальности будущее не только издателей, а вообще всего феномена книги. Она станет чем-то иным. «Эволюция электронных издательских программ и эволюция искусственного интеллекта, дополненная реальность и всё, что с этим связано, приведут к весьма необычным результатам в книжном деле, – сказал Седов. – Первой после искусственного интеллекта по подготовке книг появится ещё одна штука. Что будет происходить ещё дальше, страшно подумать, потому что где-то после 2050 года, скорее всего, появятся технологии, когда ты сам, по сути, становишься криэйтером сюжета. Когда ты входишь в книгу, у тебя появляется мой любимый образ из Борхеса – сад с ветвистыми дорожками. И ты выбираешь сам, по каким тропинкам тебе ходить».
Феномен фестивалей
Кусочек майского Международного книжного фестиваля до сих пор в Иркутске. Если взглянуть на здание у стадиона «Труд», можно увидеть огромную растяжку МКФ, которая напоминает сказочную карту. Её так и не сняли. А тогда, в мае, это казалось нереальным – в Иркутске были такие персоны литературного мира, как Галина Юзефович, Лев Данилкин, Ирина Прохорова, Иван Вырыпаев, Павел Крусанов и многие другие. 50 писателей, 90 издательств, 15 тысяч участников.
«Это были прекрасные три дня для нас, как для организаторов, и очень хочется верить, что и для города. И не только для города», – сказал куратор фестиваля Михаил Фаустов. «ВСП» связалась с ним в самом начале 2018 года, чтобы спросить, повторится ли фестиваль в 2018 году. Фаустов, комментируя, отметил яркое явление, которое сопровождает подобные форумы. Это «фестивальный туризм», когда на крупные события приезжают люди из других городов и регионов. «Это знакомо мне по другим книжным фестивалям, которые проходят уже не один год, – сказал Фаустов. – А тут случилось с первого раза! В Иркутске я встречал людей, приехавших ради книжного фестиваля из Красноярска, Новосибирска, Тюмени, Томска, из других городов, которые совсем не рядом. Про жителей Иркутской области и говорить излишне – приезжали отовсюду. По-моему, это высокая оценка того, что мы делаем. Огромное спасибо иркутянам, гостям, участникам и всем-всем-всем. И мы все, команда кураторов – Борис Куприянов, Константин Мильчин, я, вместе с Фондом Олега Дерипаски «Вольное дело» очень хотим повторить. Так что следите за нами, у нас полно идей и планов».
Однако «книжное лето – 2017» для Иркутска Международным фестивалем не закончилось. В конце июня в сквере Кирова открылся фестиваль «Литературный квартал» в рамках культурного форума «Байкал-Тотем». На этот раз Иркутск посетили знаменитые детские писатели. Редактор легендарного журнала «Трамвай» Тим Собакин, известный детский писатель Андрей Усачёв и другие. Кажется, такой концентрации литературных персон Иркутск не знал никогда. Осенью появилась Мариэтта Чудакова, на самом рубеже зимы – автор «Поросёнка Фунтика» Валерий Шульжик. 2017 год стал и годом юбилеев двух ушедших писателей – Валентина Распутина и Александра Вампилова.
«Читать нужно, причём нужно это показывать хорошим примером, встречами с писателями и поэтами, творческими встречами, презентациями книг, – говорит участник фестиваля, руководитель проекта «Прогулки по старому Иркутску» Алексей Петров. – Книжный фестиваль, который прошёл в Иркутске в минувшем году, стал по-настоящему красивым праздником книги. Я получил удовольствие не только от хождения между рядами книгоиздателей, но и от круглых столов, дискуссий с Ириной Прохоровой, покупки книг, которые я без фестиваля и не купил бы. По моему ощущению, в мае мы увидим второй фестиваль, и это событие станет традиционным».
«Это был супертяжёлый марш-бросок»
В 2017 году вдруг получил большую прессу проект, который существовал в Иркутске два года. Евгений Гинтов первоначально занимался сбором макулатуры, потом организовал приют для книг. Пять дней в неделю он работает, два выходных проводит в приюте. И так уже 2 года в доме по улице 1-й Красноказачьей, 23, он собирает книги, каждую из которых можно приобрести за 50 рублей. Многие иркутяне сами побывали в приюте и убедились, что Гинтов не обманывает: можно сколь угодно долго бродить между стеллажами, выбирая нужные книги, и цена всегда постоянна вне зависимости от того, что ты нашёл, – 50 рублей.
Проект довольно долго продвигался через соцсети, но в 2017 году привлёк внимание широкой прессы, включая федеральные телеканалы НТВ, Первый. Жители города собирали средства на контейнер для книг, поскольку количество книг стало таким большим (более 10 тысяч экземпляров летом), что их приходилось хранить на открытых стеллажах, защищая по мере возможности от сырости. И, как показала практика, иркутяне вполне способны собрать средства, если чувствуют, что деньги идут на хорошее дело. К концу 2017 года в «Книжном приюте» появилось два контейнера. Количество книг превысило 30 тысяч экземпляров. Люди приходили в приют, помогали расставлять книги. Последние полгода Евгений Гинтов назвал «супертяжёлым марш-броском» для себя и поблагодарил всех, кто помогал. «Когда о нас многие узнали, пошёл поток людей, поток СМИ, даже японские продюсеры приезжали снимать. За эти полгода проект получил развитие, поставили контейнеры, количество книг с лета увеличилось в три раза, провели новогоднюю ярмарку. Это были тяжёлые полгода, но мы выдержали», – говорит Евгений.
Сейчас идёт сбор средств на «книгомобиль», поскольку появилась идея развозить книги по посёлкам и деревням Иркутской области. На данный момент уже собрано 35,5 тысячи рублей. «Первым маршрутом будет доставка книг на Байкал – на остров Ольхон. В библиотеку летом повезу книги, если успеем собрать средства на «книгомобиль», – сообщил Евгений Гинтов.
В декабре стало известно, что Евгений Гинтов вошёл в список 12 персон Года литературы – 2017. Иркутянин Гинтов в списке рядом с актёром Максимом Авериным, директором Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрием Баком, писателями Евгением Водолазкиным и Олегом Дивовым. «Ребят, невероятно, что всё это замечается, ценится», – признался Евгений Гинтов в новогоднем видеообращении к пользователям соцсетей. Рассказывая «ВСП» о планах на будущее, Евгений Гинтов сообщил, что мечтает о собственном помещении для приюта, так как сейчас книги находятся в контейнерах рядом с домом, на стеллажах. Если летом людям удобно – можно выбирать книги долго, то на морозе это трудно. «Хотя в приют приходят и в минус тридцать, но всё же хотелось бы дом, так будет удобнее людям», – говорит Евгений. Приют нуждается в помощниках. Дело Гинтова уже вышло за пределы Иркутска, к примеру, в Калуге открылся собственный книжный приют. Интересно, что уникальный проект, получивший федеральное звучание, пока существует без поддержки местных властей.