издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Голодный край

В магазинах Катангского района нет самых простых продуктов

Пустые полки магазинов. Жизнь месяцами без хлеба, муки, яиц, туалетного мыла и других самых простых товаров. Это больше похоже на картинку из триллера, но именно так живут люди в самых северных деревнях Катангского района Иркутской области. Несколько лет в магазины не привозили стекло, рубероид, поэтому жители сёл вынуждены латать свои дома «подручными материалами». Окна, например, затягивают полиэтиленом. Сахар, растительное масло, яблоки после привоза продавцы делят между семьями так, чтобы всем досталось. От безысходности написали северяне письмо начальнику областной полиции Андрею Калищуку, ему пожаловались на голод в своих деревнях. Правительство области своеобразно отреагировало на сообщения в прессе о жалобе жителей севера. На его сайте появился пресс-релиз под названием «Напряжённости с обеспечением населения продуктами питания в Катангском районе нет». Такие выводы сделал руководитель Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Сергей Петров, ссылаясь на информацию, полученную в администрации Катангского района.

Северяне, которые не могут купить в магазинах самые простые товары, рассказывают другое. В Хамакаре который месяц в продаже нет даже муки, не говоря о хлебе, его в деревнях стряпают сами. В магазинах нет яиц, молока, круп, овощей и фруктов. В Наканно уже несколько месяцев в продаже нет туалетного мыла, приходится умываться с хозяйственным либо заказывать его вертолётом в районный центр.

В самые северные точки сейчас можно добраться только вертолётом. Как сообщила нашей газете жительница Хамакара, главный специалист администрации Ербогачёнского муниципального образования Лариса Григорьева, зимняя дорога до поселения откроется не раньше середины января. 23 и 27 декабря в деревни прилетали вертолёты, они выгрузили почту, привезли детей из интерната на каникулы, доставили продукты. Но даже две «подтоварки» не спасли ситуацию.

В Хамакаре живёт около 100 человек. Перед Новым годом на всю деревню завезли одну (!) коробку яиц. Примерно в таких же объёмах доставили яблоки, мандарины, куриные окорочка и колбасу. Яйца в местных магазинах продавали по 300 рублей за десяток, яблоки и мандарины – по 200 рублей за килограмм, окорочка стоили 210 и 220. Но даже при таких ценах продукты каждый раз приходится делить между семьями, чтобы никого не оставить без доли. Это кажется удивительным, но в наше время люди вынуждены стоять в очереди, чтобы получить свою норму сахара и растительного масла.

Как рассказала жительница Наканно Надежда Карпова, по два килограмма сахара и одному литру растительного масла получают семьи в привоз. «Нас двое: муж и я, нам хватит. А как жить тем, у кого большие семьи, дети? – возмущается Надежда Матвеевна. – Это какое-то унижение. Придёшь в магазин, там всё делят по норме. Как только что-то привезут, всё разбирают сразу. Хорошо, если бы мы за деликатесами в очереди стояли, а то стоим за растительным маслом и сахаром. Будто не в 21 веке живём, а в безвременье каком-то».

На долгое отсутствие в магазинах продуктов первой необходимости жители Катангского района пожаловались начальнику Управления МВД по региону Андрею Калищуку. Полицейских люди попросили проверить, как власти района использовали средства, выделенные на доставку продуктов.

В письме говорится, что в магазинах в дефиците мясные и рыбные консервы, мука, сахар, соль, крупы, макароны, растительное и сливочное масла, фрукты и овощи, а также молочные продукты.

«Уже больше месяца мы вынуждены заказывать продукты из Иркутска и Киренска и провозить их в багаже пассажиров, летящих к нам авиатранспортом. В первую очередь страдают дети, которые лишены полноценного питания», – обращаются к полицейским жители.

Надежда Карпова – директор сельской школы-сада. Учреждение посещают один ученик начальной школы и семь воспитанников детского сада. Женщина говорит, что её подопечные в детсаду и школе питаются лучше, чем дома. Государственные учреждения обеспечивают продуктами по нормативу. «Вертолётом из Ербогачёна доставляют сосиски, яйца, молоко, йогурты, – рассказывает руководитель школы-сада. – То, что дома дети не видят, хотя бы в саду и школе едят».

Как утверждается в письме, контролировать завоз продуктов должна районная администрация, которая сообщила жителям, что «все продукты питания первой необходимости были завезены в полном объёме, а их нехватка вызвана возросшим спросом населения ввиду искусственно вызванного ажиотажа».

«А в результате всего этого и случился самый настоящий голод в нашем селе», – говорится в письме.

В ноябре прошлого года в Ербогачёне, Наканно, Хамакаре и Тетее побывал Валерий Лукин, бывший тогда Уполномоченным по правам человека в Иркутской области. В этих деревнях живут представители коренных малочисленных народов – эвенки. Валерий Лукин отметил серьёзные недостатки в обеспечении населения района продовольственными и промышленными товарами первой необходимости, а также лекарствами. Во встречах с жителями участвовал прокурор Катангского района Максим Москвитин.

«То, что я увидел в этих посёлках, – это что-то из ряда вон выходящее. Вплоть до того, чтобы привлекать МЧС и забрасывать в деревни продукты. Это ненормально, что люди не могут даже за деньги приобрести муку и сахар – самые простые товары. Я не могу сказать, что в этих деревнях наступил голод. Люди, которые живут в тайге, найдут, чем прокормиться. Скорее можно говорить о несбалансированном питании. В том числе это является причиной высокого уровня заболеваемости. В этих деревнях много больных туберкулёзом. Дело, конечно, в отсутствии своевременной диагностики и лечения. Но и плохое питание тоже влияет на здоровье», – отметил в беседе с нашим корреспондентом Валерий Лукин.

О впечатлениях от своей командировки он рассказал губернатору Иркутской области. Результатом общения стало заседание координационного совета при губернаторе по делам коренных малочисленных народов в конце ноября. Совет был собран впервые с момента создания в мае 2017 года. Участники совета собрались и сразу заявили: впервые за пять лет будет разработана подпрограмма, которая объединит все мероприятия, направленные на поддержку коренных малочисленных народов.

Как сообщается в пресс-релизе по итогам заседания, господдержка малочисленных народов оказывается в рамках пяти государственных программ. С 2013-го по 2017 год объём государственной поддержки из областного бюджета даже увеличился – с 53 миллионов до 109,3 миллиона рублей.

«На федеральном уровне с 2017 года поддержка коренных малочисленных народов осуществляется в рамках подпрограммы «Коренные малочисленные народы РФ» госпрограммы РФ «Реализация государственной национальной политики». Иркутской области необходимо с 2018 года разработать государственную программу «Реализация государственной национальной политики в Иркутской области» в соответствии с федеральной программой», – поставили себе задачу областные власти. èèè

Участники заседания сформировали список мероприятий, которые предлагается включить в проект подпрограммы «Коренные малочисленные народы Иркутской области». Эти мероприятия разделили на пять основных блоков – жизнеобеспечение и транспорт, сохранение и развитие традиционного хозяйства, социальная сфера, культура и туризм, охрана окружающей среды.

Валерий Лукин, который принимал участие в заседании, настаивал, что проблемы коренных малочисленных народов, к числу которых относится большинство жителей самых северных деревень Иркутской области, не сводятся к пяти блокам. Они гораздо шире. В задание для разработки подпрограммы не включены такие важные направления, как сохранение родного языка, занятость населения посёлков и другие.

Кроме того, до разработки подпрограммы в срочном порядке нужно решать проблемы с продовольствием и товарами первой необходимости. «Убогое, ветхое жильё, которое буквально разваливается на глазах. Государственные учреждения, которые выглядят, как развалюхи. Не хватает элементарных материалов – рубероида, цемента, стекла, гвоздей, чтобы поддерживать строения в приличном состоянии», – сокрушается бывший Уполномоченный. По его словам, из перечня необходимых продуктов, которые должны быть завезены в магазины деревень, во время поездки он насчитал на полках магазинов не более 30%.

Правительство региона более оптимистично смотрит на ситуацию. «Напряжённости с обеспечением населения продуктами питания в Катангском районе нет» – пресс-релиз с таким бодрым названием появился в середине декабря прошлого года. Информацию предоставил руководитель Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Сергей Петров, ссылаясь на данные администрации муниципального образования.

«По оперативной информации муниципалитета, первый автомобиль с продуктами питания, доставка которых возмещается в том числе за счёт субсидий из регионального бюджета, прибыл 12 декабря. Поставлены такие продовольственные товары, как мука, масложировая продукция, консервы мясные, рыбные, овощные, крупы в ассортименте, колбасные изделия, птица, яйца куриные, рыба замороженная, фрукты, овощи, кондитерские изделия. Сергей Петров рассказал, что до начала действия зимних автодорог доставка товаров в населённые пункты Катангского района осуществлялась авиатранспортом. До 15 декабря в район прибудут ещё два автомобиля с продовольственными товарами первой необходимости.

Напомним, что для обеспечения завоза продовольственных товаров в населённые пункты Катангского района ежегодно в областном бюджете предусматриваются субсидии на частичное возмещение транспортных расходов хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров. В 2017 году из бюджета региона по заявкам муниципального образования «Катангский район» предоставлена субсидия в размере 17,4 млн рублей.

Администрацией муниципалитета заключены соглашения о предоставлении субсидий на частичное возмещение транспортных расходов по доставке продовольственных товаров с пятью хозяйствующими субъектами, в соответствии с которыми в 2017 году планируется поставить 1098 тонн продовольственных товаров.

По данным отчёта муниципального образования о целевом использовании субсидии, за девять месяцев 2017 года получателям субсидий поставлено 843 тонны продовольственных товаров, что на 12% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Оставшийся объём продовольственных товаров (более 200 тонн) планируется завезти до конца текущего года.

Дополнительно население муниципального образования «Катангский район» также обеспечивается продовольственными товарами другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, которые не являются получателями субсидий», – говорится в сообщении правительства.

Мы не знаем, о каком сытом и изобильном Катангском районе Иркутской области идёт речь в пресс-релизе, но в том Катангском районе, на постоянной связи с жителями которого находится наш корреспондент, «напряжённость с обеспечением населения продуктами питания» есть. Люди не просят креветки и анчоусы. Им хочется всего-навсего пойти в магазин и купить муку, молоко, яйца.

Когда где-то у соседей на другом конце света случается беда, доблестные спасатели отправляют самолёты и вертолёты, загруженные продуктами. Россияне с готовностью приходят на выручку народам, которые страдают от голода из-за катаклизмов или вооружённых конфликтов. Вопрос: куда пропадает гуманизм, когда речь идёт о людях, которые живут рядом с нами и не имеют возможности купить самые простые вещи? Разве это не чрезвычайная ситуация, когда государство должно мобилизоваться и накормить своих граждан?

Это во-первых. А во-вторых, необходимо разобраться, в каком направлении отправились те самые машины, которые сняли напряжение с продовольствием в Катангском районе. Если верить данным правительства о том, что в нынешнем году ситуация более радужная, чем в прошлом, почему в деревнях люди сидят голодные?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры