издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Здравствуй, читатель

5 июня 1937 года на имя наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова пришло из Забайкалья письмо, зарегистрированное секретариатом под номером 19а. В нём (доносе) говорилось:

«Считаем совершенно необходимым серьёзно проверить через органы НКВД следующих лиц из состава войск Забайкальского военного округа по подозрительным связям с контрреволюционными элементами:

1.1. РОКОССОВСКИЙ К.К. – быв. командир 15 кавдивизии, ныне командир 5-го кавкорпуса, был тесно связан с Чайковским и Горбуновым.

Поляк. Требуется серьёзная проверка социального происхождения. Имел тягу на заграничную работу…

Комвойсками ЗабВО комкор Грязнов.

Член Военного Совета ЗабВО корпусной комиссар Шестаков».

На Рокоссовского дал показания и бывший начальник штаба Забайкальского военного округа комдив Я.Г. Рубинов, однако это произошло, уже когда Рубинова пытали на следствии, а Грязнов и Шестаков успели донести до своего ареста.

В результате получения доноса в конце июня Рокоссовского исключают из партии. 13 июня 1937 года он был отстранён от командования корпусом и направлен в распоряжение Наркомата обороны. 27 июня дивизионная парторганизация исключила его из партии «за потерю политической бдительности».

В августе 1937 года комкора К.К. Рокоссовского арестовали. Перед этим последовал срочный вызов из Пскова, где находился штаб кавкорпуса, в Ленинград – в штаб военного округа.

Затем его привезли в тюрьму «Кресты», обыскали и отконвоировали в камеру.

В итоге уже бывший комкор был арестован НКВД по обвинению в преступлении, предусмотренном ст. 58 – 1б (измена Родине, совершённая военнослужащим)

У Рокоссовского пытались получить данные о его связях с заграницей, добивались подписания протокола, в котором сказано, что он шпион польской и японской разведок, требовали, чтобы он признался в своих преступлениях, чтобы он сам подробно указал их. Обвиняли, что он «враг народа», «изменник Родины». А на это все следователи слышали одно: «Нет! Не виновен».

Во время следствия Рокоссовский ни на кого не показал, ни одного человека не арестовали по его делу, основываясь на его показаниях.

Маршалу Тимошенко, сменившему на посту наркома Ворошилова, удалось вернуть из тюрьмы некоторых военачальников.

«СПРАВКА

Выдана гр-ну Рокоссовскому Константину Константиновичу, 1896 г.р., происходящему из гр-н б. Польши, г. Варшава, в том, что он с 17 августа 1937 г. по 22 марта 1940 г. содержался во Внутренней тюрьме УГБ НКВД ЛО и 22 марта 1940 г. из-под стражи освобождён в связи с прекращением его дела.

Следственное дело № 25358 1937 г.»

В городе Иркутске есть две улицы санкционировавшего массовые беззаконные аресты Ворошилова – 1-я и 2-я. Есть улица расстрелянного, но реабилитированного доносчика Грязнова.

А бульвара Рокоссовского, Первого солдата страны, служившего в Иркутске, нет. Но я верю, что будет.

И, кстати, читайте газеты!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры