Ни мамы, ни папы
Права детей, оставшихся без попечения родителей, не должны быть нарушены
Как дети оказываются без родительской заботы и ласки? Жизненных сюжетов на эту тему немало. История, о которой пойдёт речь, началась в Ангарске в 2000 году. Сюда на заработки с компанией соплеменников приехал парень из Таджикистана. Закрепиться в чужом городе Максуду было непросто, и он решил создать семью с русской девушкой. Такая быстро нашлась, звали её Кира. Вскоре у них родились дети Елена и Руслан (имена изменены). Но в 2010 году случилась беда – их мама умерла.
Заботу о детях взяла на себя бабушка, она стала опекуном своих внуков. На папу надежды не было: он поспешил вернуться к себе на родину. Максуд приезжал в Ангарск лишь однажды – в 2013 году. Сказал, что у него новая семья, где уже двое ребятишек и скоро родится третий. Потом ещё было несколько звонков, а с 2015 года уже никаких вестей от него не поступало.
Бабушке с внуками сегодня непросто. У Леночки эпилепсия, она не может передвигаться самостоятельно. Руслан не посещает обычную школу и находится на семейной форме обучения. Государство помогает опекуну растить детей, но и в будущем помощь потребуется немалая. Чтобы она была законной, бабушке Елены и Руслана несколько раз напоминали: необходимо в судебном порядке установить юридический факт того, что дети остались без попечения родителей. И это никакое не крючкотворство, а действительно важный шаг. Юридический статус позволяет опекаемым детям наравне с сиротами претендовать в дальнейшем на получение жилья, иметь льготы при поступлении в вуз, получить место в общежитии, оформить повышенную социальную стипендию, обеспечиваться питанием, одеждой, обувью, рассчитывать на материальную помощь. Всё это им положено в соответствии с федеральными законами «Об образовании» и «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В общем-то, о мерах такой поддержки опекун знала, но истребовать нужный документ не спешила, объясняя это тем, что «не разбирается в юридических вопросах». И тогда в интересах Елены и Руслана с заявлением в Ангарский городской суд обратилось межрайонное управление областного министерства социального развития, опеки и попечительства. Оно потребовало юридически признать факт оставления детей без попечения родителей.
В самом деле, кто сегодня Елена и Руслан? Сироты? Но ведь отец у них, какой-никакой, есть. Пусть где-то, но есть. Гипотетически он может о них позаботиться. Но это если рассуждать формально. Печальная практика говорит о другом: дети нередко остаются сиротами при живых родителях. Историй, когда один из них умирает, а второй оставляет своё больное потомство на произвол судьбы, и вовсе немало. Далеко не всё для своих опекаемых могут сделать бабушки и тётушки. Государство должно защищать таких детей, создавая им условия для будущей жизни.
Ангарским городским судом был установлен юридический факт оставления двух несовершеннолетних без попечения родителей. В своей жизни Елена и Руслан не раз смогут воспользоваться узаконенной государственной поддержкой. Теперь у них на это есть право.