Иностранные инвестиции: сухо, как в кенийской саванне
Зарубежные турне Сергея Левченко не привлекли деньги в экономику Иркутской области
Последняя неделя декабря – время подведения итогов. За оставшиеся дни нам расскажут, как здорово стало жить в Иркутской области: рост инвестиций, зарплат, бюджетных доходов, колоссальный качественный скачок в здравоохранении и соцзащите. Однако, по нашему мнению, есть всего лишь один показатель, который точнее прочих определяет, улучшилась ли ситуация. Это численность населения. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. К сожалению, 2017 год стал для Иркутской области в этом плане переломным: впервые за несколько лет в регионе наблюдается убыль населения – как естественная (умерших больше, чем родившихся), так и миграционная. За первое полугодие родилось 15 825 человек, умерло – 15 933, на 108 человек больше. И уехало из области на 2,2 тысячи человек больше, чем приехало.
Причина, по которой регион начал терять людей, стара как мир – неопределённость, отсутствие перспектив. Нет того самого «образа будущего», который способен развернуть миграционные потоки, привлечь внимание молодёжи, бизнеса, корпораций.
Но почему так? Губернатор Иркутской области Сергей Левченко носится по миру: его видели то в одной стране, то в другой, то в Москве – на выставке, то в Питере – на фестивале, то ещё где-то. Приведём список недавних поездок.
С 4 по 6 декабря 2017 года Сергей Левченко находился в рабочей поездке по Кении (Восточная Африка). К сожалению, подробностей этого визита нет. Наверное, инвесторы не обнаружились. В правительстве Иркутской области ссылаются на то, что визит прошёл в рамках мероприятий ООН.
Незадолго до этого, с 21 ноября, губернатора видели во Вьетнаме. «Наш регион заинтересован в расширении поставок вьетнамских товаров» – так в пресс-релизе обозначили цель визита делегации, которую возглавил Левченко.
До Вьетнама, с 8 ноября, Сергей Георгиевич с большой свитой ездил по Японии. «Визит делегации приурочен к 20-летию установления дружественных связей Иркутской области с префектурой Исикава, и мы надеемся в рамках встреч в Канадзаве придать новый импульс развитию гуманитарных, культурных связей, активизировать взаимные обмены», – цитирует пресс-служба губернатора. В Японии находились четыре-пять дней, оттуда часть чиновников отправилась в Южную Корею. Почему бы не заехать по пути? Сказали, что интересуются корейской медициной.
С 9 по 17 октября Левченко открывает и закрывает Дни Иркутской области в Москве: выставки, концерты, спектакли, приёмы. Был ли он в промежутке между мероприятиями в самой Иркутской области, не очень понятно. Есть сомнения, потому что 9 числа он присутствовал на открытии этих торжеств, 10-го проводил презентацию Иркутской области в Госдуме, 13-го подписывал соглашение о сотрудничестве с правительством Москвы. Как отмечает пресс-служба, «соглашения о сотрудничестве между Иркутской областью и Москвой подписываются с 1999 года. Последний такой документ был оформлен пять лет назад. Сейчас его актуализировали по инициативе Приангарья». Прежние соглашения не очень-то помогли экономике Иркутской области, и их прекратили подписывать. Но губернатор, видимо, счёл, что можно попробовать ещё раз.
В промежутке с 4 по 7 октября глава региона тоже был в Москве: он возглавил делегацию Иркутской области на международном форуме «Российская энергетическая неделя».
Сентябрь: Сергей Левченко в Санкт-Петербурге. «Глава Приангарья поблагодарил правительство Санкт-Петербурга за проведение для иркутян и гостей города оперного концерта с участием солистов-вокалистов Государственного академического Мариинского театра в рамках юбилейных мероприятий», – говорится в пресс-релизе областного правительства.
И такой плотный график поездок у губернатора постоянно.
В прошлом году, например, широко освещались его поездки по Китаю и Южной Корее. «Губернатор Иркутской области Сергей Левченко 10 сентября 2016 года выступит в Пекине с докладом о развитии торгово-экономических отношений между Прибайкальем и КНР», – сообщала пресс-служба.
Однако этого показалось мало, и 17–20 октября 2016 года – через месяц после того знаменательного выступления – Сергей Левченко вновь в Китае. В состав делегации наряду с главой Прибайкалья вошли заместитель губернатора Владимир Дорофеев, зампред областного правительства Антон Логашов, региональные министры Оксана Тетерина (экономическое развитие), Сергей Шеверда (лесной комплекс), Олег Ярошенко (здравоохранение), руководитель Агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина. В ходе поездки гости побывали в Харбине, Шэньяне, Пекине.
Лето было посвящено Южной Корее: Сергей Левченко во время турне по этой стране обсуждал вопросы сотрудничества в сельском хозяйстве, медицинский туризм и прочее.
Надо сказать, что поездки 2016 года серьёзно отличались от поездок нынешнего года. Раньше они приносили сенсационные новости. Губернатор спокойно, но бодро сообщал о достигнутых договорённостях по инвестициям. Иногда их масштаб просто ставит всех злословов в тупик. Так, например, в прошлом году Сергей Левченко заявлял о создании международного туристического кластера на Байкале, в который китайский бизнес обязался вложить 11 млрд долларов. Местное турсообщество глубоко вдохнуло, но выдохнуть не может до сих пор – сумма равна бюджету всей Иркутской области за пять с половиной лет.
Инвестиции между тем не пришли. Хотя «передовые отряды инвесторов» уже выдвинулись. Их присутствие заметили жители Листвянки, но не оценили: сейчас, по заявлениям местного сообщества, правоохранительные органы занялись китайскими нелегалами, которые скупили в посёлке земельные участки и возводят на них гостиницы под видом индивидуальных жилых домов.
Примерно такая же мутная история и по прочим инвестпроектам. Довольно сложно назвать хотя бы один новый проект, привезённый губернатором из бесконечных иностранных турне. Говорят, есть какие-то инвестиции в лесопереработку, но на практике в Иркутской области реализуются два крупнейших проекта: группой «Илим» в области лесохимии и ТСЛК в сфере лесопиления, но ни в одном нет китайских денег.
В сельском хозяйстве тоже партнёрство не заладилось: после того как в Иркутском районе снесли китайские нелегальные теплицы, граждан КНР на наших полях не видели. А всё это произошло ещё до прихода Сергея Левченко в губернаторы.
Корейцы и японцы вообще не могут входить в значимые инвестиционные проекты в России, так как они поддерживают режим антироссийских санкций. Пока их роль – только покупать, продавать или сотрудничать в гуманитарных вопросах.
По сообщениям минэкономразвития Иркутской области, главным иностранным инвестором по-прежнему остаётся Кипр. Нет, не подумайте ничего лишнего: это наши – российские – деньги, которые реинвестируют наши бизнесмены из оффшоров в свои же проекты. Сколько вкладывает в экономику Иркутской области Китай, никто в правительстве региона определённо сказать не может. Или не хочет.
С товарооборотом ситуация проще: мы продаём за рубеж алюминий, целлюлозу, нефть, древесину. Да, в этом году, как сообщил губернатор, Иркутская область стала крупным экспортёром сельскохозяйственной продукции. В Китай продали продукции на 1 млрд рублей. Это хорошая новость, только есть вопрос. Дело в том, что наши сельхозтоваропроизводители получили из бюджета Иркутской области беспрецедентно большую дотацию в этом году – более 2 млрд рублей. Не получается ли так, что мы из своего кармана дотируем продукцию, которая отправляется в Китай?
Иногда кажется, что губернатору нужно остановиться (желательно, в Иркутской области, а не в Кении), оглядеться вокруг, своими глазами посмотреть на то, в каком состоянии находится Иркутская область. И, вернувшись в реальность, подсчитать, не слишком ли дорого обходятся его метания по миру? Вопрос даже не в деньгах, хотя и они важны. Вопрос во времени, которое стремительно уходит.