«Зелёный» свет для Тофаларии
Нерха-сити – так теперь называют жители труднодоступной Тофаларии в Нижнеудинском районе своё село, в котором впервые появилось бесперебойное электроснабжение. Запуск солнечно-дизельной станции с рабочим названием «Анга-3» состоялся в начале декабря, всё это время она работает в тестовом режиме, буквально на днях специалисты надзорных органов дали «добро» на её эксплуатацию с небольшими замечаниями. Теперь у жителей соседних сёл появилась надежда, что и в их домах загорится «зелёный» свет. Местные власти уже пообещали: если пилотный проект не даст сбоев, в следующем году подобные станции запустят и в других удалённых населённых пунктах Нижнеудинского района.
В Иркутской области, где работают ГЭС и ТЭЦ, есть несколько районов, не имеющих централизованного электроснабжения. Электричество подаётся в эти населённые пункты от ненадёжных и устаревших мелких дизельных станций, которые требуют многомиллионных бюджетных средств на обслуживание, приобретение и доставку топлива. Большинство таких территорий расположено на севере области, по правому берегу Братского водохранилища, на побережье Байкала, в предгорьях Саян.
Децентрализованная зона – одно из приоритетных мест использования возобновляемой энергетики. ВИЭ позволяют не только снизить объёмы потребляемого топлива и сократить дотации на энергоснабжение, но и – это главное – улучшить качество жизни местного населения. В условиях Иркутской области солнечные станции мощностью 1 киловатт позволяют вырабатывать по 1,5–2 тыс. киловатт-часов и, соответственно, могут вытеснить около полутонны дизтоплива в год.
По информации областного министерства ЖКХ, на завоз топлива в отдалённые территории из бюджета уходит около полумиллиарда рублей в год. Потребность одной только Тофаларии составляет ежегодно 23 млн рублей, чтобы завезти 150 тонн нефтепродуктов в Нерху, 180 тонн в Верхнюю Гутару и около 200 тонн дизтоплива в Алыгджер, который является «столицей» Тофаларии. Большую часть отдалённой территории занимают горы, тайга, остальная часть представляет собой горную тундру с хребтами, ущельями, каньонами, практически непригодную для постоянного проживания людей. Но тем не менее сейчас там проживает 1168 человек, 700 из которых – коренные жители, тофалары. Здесь никогда не было централизованного электроснабжения, подача света осуществлялась дизельными электростанциями. Тут нет дорог и никакой цивилизации. Нет производства, люди занимаются охотой, ловлей рыбы. Связь с районным центром (Нижнеудинском) осуществляется малой авиацией – вертолётом и самолётом Ан-2.
Раньше в Нерхе, где проживает 230 человек, электричество подавалось по нескольку часов в сутки, если, конечно, старый дизель-генератор не подведёт. Все материалы можно завозить только зимой на большегрузных вездеходных машинах. Топливо поставляется два с половиной месяца в году автозимниками – по руслам рек. Такой примитивный быт в отдалённой Тофаларии совсем не вписывался в атмосферу XXI века.
Впервые о том, что в Тофаларии нужно построить солнечную станцию, заговорили ещё в 1990-х годах, однако эти планы ограничивались только разговорами. И лишь в 2015 году было принято решение, средства выделили из областного бюджета, провели конкурс по выбору организации-проектировщика. По его результатам ООО «БайкалРемПутьМаш» получило право разработать проектно-сметную документацию. Сроки разработки сильно затягивались по причине сложности проекта.
Сначала проектно-сметная документация была разработана для всей Тофаларии – на все три посёлка. Потом по требованию государственной экспертизы проект был разделён на три части, потому что денег на все три посёлка сразу не хватало. В качестве пилотного проекта выбрали деревню Нерха, потому что он самый бюджетный.
Работа над проектом началась два года назад. Проектировщики выехали в Тофаларию и начали собирать всю необходимую информацию. Все работы были проведены, проект получил оценку госэкспертизы. Было получено финансирование, администрация района провела конкурс по выбору подрядчика, его выиграла компания-проектировщик. В июле началась большая стройка.
Заместитель директора по стратегическому развитию и инвестициям той самой компании-проектировщика – ООО «БайкалРемПутьМаш» – Роман Разумилов рассказал, что комплексная автоматизированная солнечно-дизельная электростанция, проектная мощность которой составляет 120 киловатт, работает за счёт генерации возобновляемых источников энергии, а именно солнечных панелей. По расчётам проектной организации, такая солнечная станция будет компенсировать 50% затрат на обеспечение электроснабжения всех посёлков. При этом теперь жители Нерхи будут получать электричество круглые сутки.
Есть возможность увеличения мощности станции в связи «с неизбежным развитием этих посёлков и дальнейшим ростом числа потребителей». Уже предусмотрен резерв на случай строительства нового производства – туристической базы, гостиницы или какого-либо небольшого завода по переработке древесины.
Сама солнечно-дизельная станция состоит из нескольких элементов – специально сконструированной солнечной батареи и дизельного генератора, который поддержит систему в случае сбоя в батарее. Строительство гибридной станции началось в июле этого года, а завершилось к началу декабря, тогда и запустили станцию. Сначала она работала в тестовом режиме.
Как рассказал «СЭ» заместитель мэра Нижнеудинского района Евгений Бровко, с помощью новой станции можно будет экономить за счёт солнечной энергии ГСМ для дизельного генератора на 45–50%. На станции установлены отдельные приборы учёта. В деревню построена новая линия электропередачи.
– Безусловно, станция в Нерхе – это социально-значимый объект. В деревне есть четырёхлетняя школа-детсад, фельдшерско-акушерский пункт, отделение почты, аэропорт, – отметил Евгений Бровко. – Всего на строительство станции ушло 70 миллионов рублей из областного бюджета, 7,8 миллиона – средства районной казны. Если станция будет работать бесперебойно и областные власти выделят средства на электроснабжение двух оставшихся сёл, то мы и дальше будем реализовывать такие проекты.
Бровко отметил что строительные работы велись в очень сложных условиях. В максимально короткие сроки подрядчики завозили оборудование, пока сделать это позволяло автосообщение, и буквально за несколько месяцев была введена станция. 30 ноября на место вылетела комиссия по приёмке объекта. Он включал новые линии электропередачи ВЛ 10/0,4 кВ, трансформаторную подстанцию, счётчики электрической энергии, собственно, саму солнечно-дизельную электростанцию «Анга-3» и другое.
Как отметил Евгений Бровко, в ходе приёмочных работ комиссия не выявила никаких критических замечаний и нарушений в проектно-сметной документации, техническом задании, всё соответствовало нормам СНиП, ГОСТа, строители и проектировщики также учли все нормы безопасности. «Были только незначительные замечания: где-то надо было подкрасить, провести заземление. Все эти замечания были устранены, и теперь объект принят в эксплуатацию», – отметил собеседник издания.
Кроме того, как и прописано в проекте, было предусмотрено обучение персонала. В настоящее время электроустановка укомплектована штатными сотрудниками. Подрядчики дополнительно подготовили эксплуатационные инструкции и электросхемы.
Как сообщил Роман Разумилов, в отдельно рассматриваемый период работы станции с 1 по 6 декабря, когда на месте работала комиссия, при эксплуатации в круглосуточном режиме время работы дизеля составило 34 часа из суммарных 114 часов работы станции. «В рассматриваемый период времени наблюдалась пасмурная погода, шёл снег. Расход топлива составил 1,2 тонны. За год в условиях зимы суммарные затраты топлива составили бы 110,5 тонны, что на 21% меньше текущего расхода ежегодно завозимого в деревню Нерха топлива. Учитывая данные показатели, можно спрогнозировать уменьшение ежегодной потребности в дизельном топливе до 80 тонн, что эквивалентно 3,44 миллиона рублей экономии бюджетных средств в год»,– отметил Роман Разумилов. При этом потребление электроэнергии в посёлке не зависит от времени суток «день/ночь»: электричество расходуется главным образом для работы обогревателей.
Подрядчик дополнительно обеспечил все домовладения деревни Нерха энергосберегающими светодиодными лампами и установил 28 уличных светильников. «Результаты оценки простых экономических показателей эффективности показывают целесообразность реализации строительства комбинированной солнечно-дизельной станции в данном населённом пункте», – отметил Евгений Бровко.