От колёс до агрегатов
«СЭ» подводит промежуточные итоги реализации программы «Новая энергия»
Последнее, четвёртое по счёту рабочее колесо для Усть-Илимской ГЭС планируют доставить на станцию до конца года. Гидроагрегат, на котором его установят, предполагается ввести в эксплуатацию после модернизации в феврале 2018 года. Одна из машин Красноярской ГЭС, на которой также меняют рабочее колесо, встанет в строй двумя месяцами позже – в апреле. Кроме того, уже решено, кто будет модернизировать турбины и генераторы Иркутской ГЭС. Подводя итоги 2017 года, «Сибирский энергетик» решил вспомнить, что сделано по программе «Новая энергия», в рамках которой АО «ЕвроСибЭнерго» намерено увеличить ежегодную выработку своих гидроэлектростанций на 1,7 млрд кВт-ч.
«Подрядчик планирует доставить четвёртое рабочее колесо до конца года», – сообщает корреспонденту «Сибирского энергетика» заместитель главного инженера Усть-Илимской ГЭС Андрей Карпачёв. Его установят на гидроагрегате под станционным номером 2. В рамках текущего проекта он станет последней из четырёх машин станции, которые модернизируют, меняя рабочие колёса, с апреля 2016 года. Его планируют ввести в строй по завершении всех работ в феврале 2018 года. Предыдущий агрегат, носящий четвёртый станционный номер, сдали в эксплуатацию после реконструкции 26 июня 2017 года. До того были модернизированы десятая и двенадцатая машины. «На них были проведены натурные испытания, которые подтвердили коэффициент полезного действия и другие характеристики, заявленные производителем», – добавляет Карпачёв. То есть их КПД составляет более 96% вместо 91-92%, которых они достигали ранее.
Инновационные лопасти
Если для Усть-Илимской ГЭС реализация программы «Новая энергия» выходит на финишную прямую, то на Красноярской станции она стартовала не так давно. Два рабочих колеса доставили на неё 20 сентября. До этого они преодолели дорогу из Санкт-Петербурга длиной около 6 тысяч км. Или, раз речь идёт о водном пути, примерно 3240 морских миль. Баржа с рабочими колёсами – диаметр каждого составляет 8,5 м, а масса достигает 244 тонн – прошла по Беломоро-Балтийскому каналу, Белому, Баренцеву, Карскому морям, а затем по Енисею.
Непростую логистическую операцию выполнила российская компания FESCO. Доставка потребовала не только точного планирования и расчётов со стороны специалистов по транспортировке крупногабаритных грузов. Для того чтобы принять рабочие колёса, на причале самой Красноярской ГЭС отремонтировали строительные конструкции крановой эстакады. А рядом с ним в августе–сентябре заменили асфальтовое покрытие.
Первым для модернизации вывели в ремонт гидроагрегат № 9. За время эксплуатации, начавшейся в 1968 году, он отработал более 165 тысяч часов, произведя 40 млрд 264 млн 100 тыс. киловатт-часов электроэнергии. В кратер гидроагрегата новое рабочее колесо опустили 21 ноября. Перед этим демонтировали старое рабочее колесо, вынув для этого генераторный подшипник, крестовину, ротор, подпятник, турбинный подшипник, крышку турбины, направляющий аппарат и вал. Работы по модернизации гидроагрегата на Красноярской ГЭС планируют завершить весной 2018 года – ввод его в эксплуатацию намечен на апрель. Следующая реконструированная машина должна заработать в январе 2019 года.
«Гидротурбины с новыми рабочими колёсами, энергетические характеристики которых были подтверждены в ходе модельных испытаний, превосходят по своим показателям установленные на станции турбины», – подчёркивают в пресс-службе Красноярской ГЭС. Это объясняется применением конструкции рабочего колеса инновационной лопастной системы, позволяющей обеспечить более высокую эффективность и динамическую стабильность всей турбины. Модернизация двух из дюжины машин Красноярской ГЭС позволит увеличить её выработку, что, в свою очередь, приведёт к снижению объёма производства электроэнергии на тепловых электростанциях и, соответственно, сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу.
Машины меняем целиком
В то время как на более мощных объектах, построенных позднее, модернизируют только турбины, на Иркутской ГЭС решено заменить и генераторы. Это подразумевают условия торгов, итоги которых были подведены в сентябре. Как поясняет генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго» Олег Причко, по проекту предполагается полная замена до четырёх гидроагрегатов станции – первого, второго, седьмого и восьмого, но начальный этап ограничен тремя. «В ходе исполнения работ по замене первых трёх машин мы придём к окончательному выводу и примем решение по четвёртой», – отмечает он.
Цель заключается в том, чтобы увеличить установленную мощность станции и её выработку, существенно повысить надёжность работы оборудования. Для этого вместо действующих поворотно-лопастных турбин планируют поставить пропеллерные. Диаметр их рабочего колеса составляет 7,2 м, коэффициент полезного действия достигает 94,5%. Максимальная мощность гидроагрегатов при этом возрастёт до 106 МВт. Будут установлены новые, современные генераторы соответствующей мощности – 120 МВа. Действующие гидроагрегаты с поворотно-лопастными турбинами, для справки, выдают 82,8 МВт.
Работы на Иркутской ГЭС, как ожидается, займут четыре года и восемь месяцев. Проектная документация должна быть готова к концу 2018 года, на изготовление, поставку, установку и наладку турбин и генераторов отводится время до лета 2023 года.